En Ar

Выступление Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на Третьем заседании Группы стратегического видения

02 февраля 2007

02.02.2007

 

Выступление Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на Третьем заседании Группы стратегического видения, которое прошло в Стамбуле 1-2 февраля 2007 года.

 

Выступление Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на Третьем заседании Группы стратегического видения

 

Уважаемые участники форума международной группы стратегического видения «Россия — Исламский мир»!

 

Я рад нашей новой встрече. Мы виделись в Москве, затем в Казани, обсудили многие важные вопросы развития исламского мира, познакомились с опытом Татарстана, процессами происходящими в России в условиях возрождения ислама.
Стамбул не просто прекрасный город, но он еще совмещает в своем облике несколько символов. В эпоху Византии здесь было сердце православия и Россия утверждала в Константинополе своих иерархов. Даже патриархов присылали на Русь из Византии.

 

Основатель Великой Болгарии — один из праотцов современного Татарстана Кубрат-хан воспитывался именно здесь.

 

В Стамбуле ощущаются общие авраамические корни иудаизма, христианства и ислама, но без тех противоречий, которые имеют место в Иерусалиме.

 

В отношениях России и Турции были непростые исторические ситуации. Благодаря разностороннему сотрудничеству руководителей обоих государств, особенно в настоящее время, взаимопонимания становится все больше.

 

Многое связывает татар с Турцией. Не только близость языка и культуры. Ряд политических деятелей, неугодных царскому режиму России, оказались в Стамбуле и внесли свой вклад в дело Ататюрка. Я имею в виду советников первого Президента Турции Юсуфа Акчуру, Садри Максуди, других наших соотечественников. Они чувствовали ветер перемен, и то, что не смогли реализовать в России того времени, пытались осуществить в Турции.

 

Ирония судьбы заключается в том, что один из самых выдающихся богословов ХХ века Муса Бигиев был осужден в Османской империи за свои труды. Скоро выйдет его перевод Корана на старотатарском языке, запрещенном в свое время в России. А теперь именно Турция стимулирует конференции и издание трудов Мусы Бигиева, следит за его могилой в Каире. За что мы благодарны.

 

Возможно, именно в Стамбуле воплощены все перипетии исламского мира. Стамбул был столицей последнего халифата, а затем он оказался местом отделения религии от государства Турецкой Республики во времена Кемаля Ататюрка. А теперь вновь возрождается духовность. Это и не осуждение и не возвеличивание. Так сложилась судьба.
Общество не может жить без религии, даже если это записано в Конституции. В России более 70 лет была запрещена религия. Имамов репрессировали, мечети сносили, людей учили атеизму. Но наступила эпоха перестройки, появилась демократия и религия вернулась, поскольку она вне времени и личных пристрастий правителей.

 

Многие страны пытались идти по пути секуляризации, но в этом случае народ оказывался разделенным. Расколотое общество нестабильно. Возникает идейная гражданская война. Одни оказываются атеистами, другие замыкаются в фундаментализме.

 

Татары избежали этой участи, поскольку в свое время реформировали ислам. Не в том смысле, что отказались от канонов ислама, а скорее, наоборот, вернулись к ним. Вернулись к истокам, но не в смысле радикальных фундаменталистов, а в понимании ранних мусульман.

 

Когда ислам зарождался, мусульман было очень мало, не так как сегодня. Не было таких финансовых ресурсов, но, тем не менее, ислам завоевал полмира — за счет знаний, соединенных с волей. Других ресурсов не было. Знания плюс политическая воля являются двигателями прогресса.

 

Мы все внимательно следим за происходящими процессами в Европе. Там разные языки, у каждой нации древняя культура, очень непростые исторические отношения — достаточно вспомнить Германию и Францию. Но ведь все интегрируются. В исламском мире больше сходства. Даже на татарском языке без коранических терминов невозможно разговаривать. Я уже не говорю о том, что есть десяток арабских стран, очень близких по культуре и языку. Не хотел бы выглядеть европоцентристом. Мы видим новые процессы, которые происходят в мире, от которых исламский мир не должен отрываться, противостоять и отставать.

 

В нашем лексиконе популярны слова об умме мусульман, умме Турции, Египта, Иордании и т. д. В России говорят об умме мусульман страны или же отдельно Татарстана. А в мире идет интеграция. Есть глобализация в нарицательном смысле, а есть интеграция на почве реальных интересов. У глобализации есть и преимущества для тех, кто умеет этим пользоваться. Почему бы не объявить исламскую глобализацию, причем не против Запада, а совместно с Западом. Деньги есть, есть интеллектуальные силы. Тысячи и тысячи мусульман работают в лучших университетах Запада. Пусть теперь они поработают на исламский мир.

 

Много исламских сайтов в интернете. Они повторяют аяты Корана и хадисы. Нужен и другой сайт, который мог бы объединить выдающиеся умы исламского мира. Мы эту миссию могли бы взять на себя.

 

Европа дает немало тем для размышлений. По большому счету Европа начиналась в Андалузии. Европа, на первый взгляд, католическо-протестанская. Но откуда возникла Европа? Разве ее можно понять без Андалузии, университета Кордовы, культуры Гранады? Невозможно. Мусульмане вернули античных философов миру, а вместе с тем стимулировали эпоху Возрождения. Тогда появилось понятие Запада. В Европе не любят это вспоминать, но это так. Я говорю известные вещи.

 

Европа когда-то училась у мусульман, но и мы должны учиться у Европы. Есть известный хадис: «Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, если бы она и находилась в земле Китая. Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия; а кто же хочет блаженства обоих миров — пусть ищет его в учении и знании». Замечательные слова Пророка. Нужно учиться и на Востоке и на Западе.

 

Ислам мог бы сыграть огромную роль в обновлении Европы, не в смысле технологии и научных знаний, а моральных принципов, справедливости.

 

Все люди от рождения свободны и равны. Здесь не имеет значения физиология или происхождение, раса или язык, религия или страна. Пророк сказал: «Справедливость султана в течение одного дня лучше, чем поклонение в течение семидесяти лет». Надо это помнить.

 

Человек вмешивается в ход истории и в этом смысле творит ее. Истина не застывший абсолют, она зависит от нас. Проблема связана не только с тем, как много и что именно мы извлекаем из ислама. Вопрос в другом: что мы в него привносим. И как наш вклад способен изменить облик ислама.

 

В Коране нет запрета на прогресс. Но в жизни есть устаревшие традиции. Разве плохо, что в Татарстане производятся самолеты, типа Боинга? Разве плохо, что тяжелые грузовики КАМАЗ завоевывают первые места в гонках Париж — Дакар? Разве плохо, что вертолеты из Татарстана летают над мирным небом Турции? Разве плохо, если мирный атом арабских стран начнет служить в интересах их населения?

 

Прогресс в знаниях, как это было в средневековой Андалузии, должен привести к всестороннему гармоничному развитию. Жить надо не только за счет нефти, но прежде всего за счет знаний. Следующую нашу встречу надо организовать совместно с выдающимися учеными-мусульманами. Ведь и среди лауреатов Нобелевской премии есть мусульмане. Существует исламская Академия наук. Надо соединить политиков и ученых.

 

В Турции под Анталией в горах есть обсерватория Татарстана. В прошлом году с помощью этого телескопа открыли новую галактику. Открытие подтвердили обсерватории Принстона, Кембриджа. Когда-то именно мусульмане приоритетно занимались астрономией. Вселенная не застывшее скопление планет и звезд, она развивается, возникают новые звезды и планеты, а некоторые из них угасают. Астрономы доказали, что Вселенная расширяется. Не об этом ли говорится в Коране: «Я не поклянусь планетами, быстро текущими и скрывающимися». Я понимаю, что легче найти новое месторождение нефти, чем галактику, и это выгоднее. Однако интеллектуальный потенциал стоит больше, чем нефть.

 

Нужны технологии, обеспечивающие прорыв по всем научным направлениям, исламский мир должен занять свое достойное место в сфере знаний, для этого имеются реальные возможности.

 

Россия всегда занимала особое место в исламском мире. В советское время без России не решались мировые проблемы. Сегодня ситуация изменилась, и нужно вершить дела не только с помощью оружия, как это было, а умом. У татар есть пословица, которая гласит: «Тот, кто силен, победит одного, а кто умен — победит тысячу». Наш век — эпоха соперничества умов и современных технологий.

 

В перестроечные годы Россия значительно ослабила свои позиции в исламском мире. Сейчас роль России заметно возрастает, что безусловно положительно скажется на влиянии исламского фактора в мировой политике.
Политику решает не только сила, но и мудрость. Наша постоянная Группа, которая анализирует и в итоге имеет свое видение, могла бы объединить свои усилия с европейскими и американскими центрами, которые хотят найти общий язык с мусульманским миром.

 

В России есть опыт сотрудничества разных конфессий. Мы должны сказать, что конфликт цивилизаций не пройдет. В Палестине не может быть военной победы, но может быть победа разума. В Ираке не может быть победы вооруженной силы, но может быть победа доброй воли. В Иране бессмысленно пытаться навязать то, что противоречит интересам страны. Двойные стандарты не пройдут! Нужна другая политика, основанная на справедливости.

 

Россия вступила наблюдателем в ОИК и должна иметь свое место в исламском мире, не просто участвовать на заседаниях, а нести долю ответственности. Опыт России — это политический ресурс. Татарстан готов участвовать в этой миссии в силу своих возможностей.

 

Спасибо.