En Ar

Роль культурного наследия в развитии религиозного образования

12 декабря 2022


В столице Республики Татарстан, г.Казани в период с 4-9 декабря 2022 г. проводился Международный форум к 50-летию «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия». Мероприятие организовано Министерством иностранных дел Российской Федерации совместно с Правительством Татарстана. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, в своем приветствии на открытии Форума, поблагодарил Президента и Правительство Российской Федерации, Комиссию по делам ЮНЕСКО и ее ответственного секретаря Григория Орджоникидзе, Министра культуры России Ольгу Любимову за выбор Татарстана местом проведения столь важного и масштабного мероприятия.


В работе тематических конференций приняли участие порядка тысячи делегатов из России, а также стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки – эксперты в области всемирного наследия, специалисты в сфере экологии, культуры и образования, религиозные деятели. На торжественном открытии мероприятия в Конференц-зале Здания присутственных мест в Казанском Кремле 7 декабря выступил Муфтий Республики Татарстана Камиль Хазрат Самигуллин. Также с приветственными словами выступили Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, Викарий Сятейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместителя Управляющего делами Московской Патриархии Епископа Зеленоградского Саввы, Главный раввин Казани Ицхак Горелик, генеральный директор Международного исследовательского центра по изучению истории культуры и искусства Ислама (IRCICA) Махмуд Эрол Кылыч.


Одна из Международных конференций в рамках форума была посвящена теме «Объекты религиозного наследия». В программе научной сессии были представлены доклады, посвященные религиозным памятникам всемирного наследия в российских регионах, странах Центральной Азии, Гамбии, Ирака, Мавритании, Мали.


С докладом на тему «Роль культурного наследия в развитии религиозного образования» выступила доктор политических наук, член Группы стратегического видения «Россия-исламский мир», Исполнительный директор Фонда содействия стратегическому диалогу и партнерству Садыкова Эльмира


«Культурное наследие сегодня является одним из важнейших факторов общественного развития. В той или иной мере оно проявляет себя в каждом элементе жизни современного человека, никто не сомневается в значении культурного наследия для формирования ценностной системы человека, в особенности молодёжи.


Новая роль культурного наследия привела к возникновению новых подходов в определении ее состава, благодаря чему не только памятники материальной культуры, но и нематериальная часть наследия получила нормативное закрепление и политическую поддержку ООН и ряда государств. На Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия, с момента появления которой началось формирование концепции. Актуализация культурного наследия стала одним из ведущих факторов во внутренней политике и нашей страны. Посвящение 2022 года культурному наследию народов России, свидетельствует о большом внимании, которое придается во внутренней политике нашего государства вопросам популяризации истории и культуры народов, сохранению преемственности традиций всех народов и этнических общностей   многонациональной страны.


Тысячелетние традиции, пришедшие на Русь в 988 г. в связи с принятием Православия являются важной составляющей потенциала культурного наследия нашего государства. Православная культура обусловила самобытность России в мировом сообществе. Огромная часть национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта, народного творчества, искусства и т.д., принадлежит православной культуре или несет ее отпечаток.


2022 год ознаменован в истории татарского народа юбилейной датой – 1100-летие со дня принятия ислама предками татар волжскими булгарами. Данное событие привело к самым кардинальным изменениям как в политической, экономической, культурной, так и в социальной жизни булгар.


Благодаря чему данное событие имеет значение не только для становления нового религиозного уклада татар, но и постижения российской истории как единого цивилизационного целого и понимания глубокой связи прошлого и настоящего в духовно-нравственном развитии современного многонационального государства.


Культурное наследие имеет огромный образовательный потенциал, который может быть использован, например, для преодоления снижения уровня общей культуры в обществе. Для России, как многонационального государства, на территории которого проживают представители разных этносов, религиозных сообществ культурное наследие является объединяющим фактором в воспитании поколения россиян, здорового в нравственном отношении, умеющего ценить свои исторические традиции, культуру, прошлое. Подчеркнем, что понятия «религия» и «культура» органично связаны между собой.


Образованию предстоит решать главную задачу: подготовка молодежи к жизни в условиях динамично развивающегося, нестабильного мира, поликультурной среды и межкультурного взаимодействия, способствовать формированию личности, обладающей толерантным сознанием, многогранным мировоззрением, готовой к открытому диалогу и   взаимопониманию в ситуации разнообразия культур.


Изучение вопросов межконфессионального диалога в рамках учебно-образовательных программ отвечает миролюбивым принципам религии ислама «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах—Знающий, Ведающий» (49:13) и «Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием» (30:22) нужно помнить о том, что различия и разнообразие — это выбор и воля Творца, поэтому уважение этого выбора, сохранение различий и разнообразий – это обязанность и нравственный долг верующего.


В своем выступлении на примере Болгарской исламской академии остановлюсь на опыте использования в воспитательном и образовательном процессе потенциала культурного наследия Древнего Болгара., Принятие в XI в. ислама как государственной религии сыграло значительную роль в том, что Волжская Булгария вошла в орбиту исламских государств, расширила свои культурные и торгово-экономические связи, стала центром транзитной торговли и оказало значительное влияние на  развитие ислама в евразийском пространстве.


БИА не случайно создана именно на территории с богатым историческим прошлым. Древний Болгар – это образец историко-культурных взаимосвязей и преобразований в Евразии в течении нескольких веков, сыгравших существенную роль в формировании цивилизаций, культурных традиций. Здесь находятся объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, среди которых Музей-заповедник «Болгар», расположенный на берегах реки Волги к югу от республики города Казани.


Для исламских высших учебных заведений был принят на заседании Совета по исламскому образованию протокол № 2 /19/СИО от 29 июля 2019 г. Образовательный стандарт высшего религиозного образования по направлению «подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций», Профиль «Исламские науки» (квалификация (степень) – «бакалавр исламских наук»). В котором в базовой части цикла «Общие гуманитарные и социальные дисциплины» в качестве обязательных дисциплин предусмотрены: «История религий и этических учений», «Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России», а также «История ислама в России» (в составе национально-регионального компонента). В рамках указанных дисциплин важное значение имеет посещение исторических религиозных мест, знакомство с памятниками культурного наследия.


Среди них особое место заняла работа по организации и проведению VI Международной летней школы «Болгарский диалог культур» совместно с Группой стратегического видения «Россия – Исламский мир», по теме «Личностная модель межрелигиозного диалога» и двух научных круглых столов «Перспективы межрелигиозного диалога в Республике Татарстан» и «История межрелигиозного диалога в России: мир сквозь тысячелетия».


В течение года проведена серия взаимных посещений, обучающихся Болгарской исламской академии и Казанской православной духовной семинарии, а также ряд поездок магистрантов 1-го курса 2021 г. набора для ознакомления с Казанской Синагоги «Хабад-Любавич» и Казанского прихода Воздвижения Святого Креста Римско-Католической Церкви, в рамках реализации проекта ЦМД «Религия - пространство мира и добра».


Магистрантам были прочитаны лекции, посвященные истории взаимодействия православия и ислама на Руси, как например, «История христианско-мусульманских отношений на Руси в период господства Золотой Орды». Также обучающимся в ознакомительном формате с последующим обсуждением, продемонстрированы 5 полнометражных художественных фильмов участников и лауреатов XVII Казанского МФМК. Реализуется проект центра межрелигиозного диалога «Религия - пространство мира и добра».


Проводятся встречи с представителями творческих кругов, так в июле 2022 г. была проведена творческая встреча с руководителем этно-группы и творческого объединения музыкальных мастеров «Алпар» Асхадуллиным Алмазом Азатовичем. Спикер мероприятия также провел интерактивную лекцию «История музыкальной культуры татар средневековья и современное состояние мусульманского исполнительского искусства».


Религиозное образование направлено на освоение знаний в области определенной религиозной традиции и культуре, но также представляется важным формирование правильного восприятия и понимания значения сохранения и развития культурных традиций и особенностей народов Российской Федерации.


В качестве выводов и рекомендаций представляется, что систему религиозного образования и воспитания целесообразно строить на творческом подходе к изучению религиозных традиций и реинтерпретации религиозных первоисточников на базе накопленного социокультурного и научно-философского опыта.  В связи с этим крайне актуальным следует считать направление деятельности, связанное с формированием базовых навыков восприятия культурного наследия в процессе общего образования».

 

 

Фото: официальный сайт Президента РТ