Третья международная летняя школа «Болгарский диалог культур» проходит с 16 по 26 августа в кампусе Болгарской исламской академии. Ее участниками стали 30 студентов из шести стран мира – России, Афганистана, Сирии, Китая, Ирака и Иордании. К нам приехали 12 зарубежных гостей, которые расскажут о межкультурном, межнациональном и межрелигиозном климате в Татарстане и России всему миру через социальные сети.
Организаторы третьей международной летней школы «Болгарский диалог культур» – исполнительный директор Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром, заместитель координатора группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Эльмира Садыкова и профессор, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Валерий Летяев побывали в гостях «Татар-информ».
Какие цели преследует третья международная летняя школа «Болгарский диалог культур» проект и почему проводится третий год в Татарстане?
Эльмира Садыкова: Начну с небольшой предыстории. Фонд стратегического диалога и партнерства с исламским миром – это исполнительный орган Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», председателем которой является Президент РТ Рустам Минниханов. Группа стратегического видения была создана в 2006 году по инициативе Евгения Примакова и первого Президента РТ Минтимера Шаймиева после присоединения Российской Федерации к Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя. Тогда были обозначены основные направления деятельности группы, которая представляет собой инструмент мягкой силы, публичной дипломатии. Одной из главных опасностей современного мира является возможный раскол по культурно-цивилизационному принципу. Международная летняя школа, проводимая в Татарстане, является примером молодежной дипломатии и должна противодействовать реализации нежелательных вариантов развития событий.
Валерий Летяев: Казанский Федеральный Университет совместно с Фондом по развитию стратегического диалога и в партнёрстве с исламским миром проводит международную летнюю школу «Болгарский диалог культур». Летняя школа имеет свою историю. Уже две такие школы были организованы в Болгаре на территории кампуса Болгарской Исламской Академии.
Что даёт такая школа молодым людям? Это возможность поближе ознакомиться не только теоретически, но и в бытовых вопросах с тем, как живут мусульмане. Наша молодежь представлена студентами из разных стран, которые не привыкли, к примеру, находиться на территории учебного заведения в платках, в одежде, которая соответствует исламским традициям. Мы же понимаем, представляем и знаем, что нужно уважать другую культуру. В течение первых дней уже второй год подряд наши студенты привыкают к этому, они понимают для чего это нужно. И нам очень помогает Болгарская Исламская Академия, преподаватели, сотрудники. Они с нами общаются, ректор академии объясняет, почему это принято в исламском мире. В предыдущих школах уклон делался всё-таки на студентов из западных стран, Германии. В этом году приехали студенты Афганистана, Китая, Сирии, Ирака, Иордании и России.
Какова программа летней школы?
Эльмира Садыкова: Площадка Болгарской исламской академии объединяет молодежь из Европы, мусульманских стран, России. Во второй раз в работе этой школы участвуют шакирды, которые учатся в Болгарской исламской академии. Программа международной летней школы весьма насыщена. Она включает познавательные элементы и элементы коммуникации. Студенты, обучающиеся в нашей школе, проживают в помещениях Болгарской исламской академии. Там проводятся основные лекционные занятия, тематические вечера.
Валерий Летяев: Основным структурообразующим элементом программы школы является проектная работа. Каждый год проектные работы меняют свою тематику. В этом году она называется «Политика впечатлений, глобализация и традиционный уклад жизни». Студенты в течение десяти дней работают в пяти проектных группах по шесть человек. В каждой проектной группе находятся представители разных культур и национальностей. Каждая группа представляет какой-либо регион мира: Африку, США, Европу, либо страны Азиатского Тихоокеанского региона.
Студенты должны понять, какие проблемы есть у этих регионов, и как с помощью усилий представителей каждой страны и каждой национальности можно решить эти проблемы. Почему политика впечатлений? Мы понимаем, что сегодняшний мир – реальный и виртуальный. Половина нашей жизни проходит в социальных сетях. Мы понимаем, что иногда даже войны начинаются после того, как кто-либо из лидеров объявляет об этом в «Твиттере». Есть цифровая дипломатия, медиа-дипломатия. Работа в социальных сетях представляет большое значение.
Мы придумали такой проект, чтобы студенты, начиная с первого дня работы в школе, использовали свои аккаунты в социальных сетях, и выкладывали изображения, видео того, что они видят в этой школе: в каком месте они находятся, что это Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник, Болгарская исламская академия. Это пять групп по регионам мира: США, Европа, Ближний Восток, Африка, Азиатский Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Все, что обсуждается в проектных группах, участники ежедневно выкладывают в социальных сетях. Таким образом, проектная работа выстраивается в онлайн-режиме. К окончанию работы школы мы увидим, к чему пришли наши студенты. Каждый из участников проектной группы должен иметь свой аккаунт в социальных сетях и порядка 200 подписчиков. 30 человек участников мы умножаем на 200 подписчиков и получаем достаточно внушительную сумму. Студентов ориентируем на то, чтобы они советовались со своими подписчиками, чтобы это был плод коллективного разума.
Кроме проектной работы у нас проводятся мастер-классы преподавателей, профессоров КФУ. Здесь проходят такие лекции и мастер-классы, как природа в российской ментальности, климат, сакральные природные пространства, создание речевого образа политиков в современных СМИ. Кроме того, мы пригласили представителей различных конфессий. В работе школы принимает участие главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, представители православной церкви. Перед студентами выступают шейхи, которые в данный момент работают в Болгарской Исламской Академии. Обучение ведется на русском и английском языках. Спикеры рассказывают, каким образом формируются новости, как они комментируются, как подаются в эфир. У нас есть творческие мастер-классы, например, по дресс-коду Болгарской исламской академии, по психологической релаксации, арабской каллиграфии.
Какова культурная программа?
Эльмира Садыкова: Программа летней школы началась с экскурсии по Болгарскому историческому заповеднику. Гости осмотрели все исторические памятники, которые расположены в Болгаре. Также прошла экскурсия по самой Болгарской исламской академии. Каждый день у нас проходят культурные программы. Вечера направлены на создание комфортной обстановки для коммуникации участников.
Валерий Летяев: Хочу добавить, что помимо организаторов летней школы – Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром, КФУ и Болгарской исламской академии, у нас есть партнёры. Ими традиционно являются две организации. Это Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Институт археологии имени Халикова Академии наук РТ. Наши студенты активно общаются с участниками международной археологической школы, которая в это время проходит в Болгаре. Программой предусмотрен один совместный вечер с археологами. Кроме того, студенты посетили музей истории Болгарской цивилизации.
Над решением каких проблем сейчас работают молодые люди?
Валерий Летяев: Проблемы разные, они могут быть политическими, социальными, культурными, языковыми. Это проблемы недостатка воды, которые испытывают многие страны, терроризм, межнациональное и межконфессиональное общение, вопросы борьбы с пиратством. Наша задача заключается в том, чтобы посмотреть, как работает ООН, как работает Евросоюз по решению этих проблем, каким образом работает организация Африканских государств. Мы пытаемся посредством диалога представителей разных национальностей предложить свои решения этих вопросов, потому что молодёжь не только вправе, она обязана предлагать то, как решать проблемы своих регионов. Ведь кому, как не им, жить в будущем?
Кто может стать участником летней школы?
Валерий Летяев: Участниками летней школы могут стать представители любой национальности. Объявления о наборе мы давали в интернете. Создали специальный сайт, любой желающий мог оставить свою заявку. Каждый из кандидатов должен был представить своё портфолио. Оргкомитет выбрал тех студентов, которые сумели разумно обосновать, для чего им необходимо учиться в международной летней школе. Наши участники – студенческая молодёжь, которая свободно владеет английским языком.
Это не только представители мусульманского, но и христианского мира. Участниками первой школы стали 19 студентов из Германии. Примечательно, что четверо из них приехали учиться в КФУ. Это молодые люди, которые изучают регионоведение, международные отношения, историю и культуру России, и, конечно, интересуются исламским миром и мультикультурным регионом, которым является Татарстан. В этом году у нас 12 представителей зарубежных стран, это число ежегодно меняется. Так получилось, что сейчас большинство студентов КФУ и примерно треть студентов, которые представляют другие государства.
Какие возможности после учебы открываются перед студентами?
Валерий Летяев: Наши участники получают дополнительные компетенции. Немецкий студент может много читать о России и Татарстане, но, приехав в летнюю школу и пообщавшись со своими сверстниками на одном языке, участвуя в одних проектах, ребята лучше узнают друг друга. После такого общения они лучше понимают позицию по поводу культуры, политики, взаимоотношений, и это важно.
Почему организаторы проекта заинтересованы в привлечении иностранных студентов в Татарстан?
Эльмира Садыкова: Сейчас идет информационная война, которая отнюдь не в пользу России в плане представления отрицательного образа страны. Участники летней школы видят социальный, культурный, межнациональный и межрелигиозный климат Татарстана как одного из регионов, который как раз является примером в этом смысле. На территории одного региона совместно проживают в согласии и миролюбии представители разных религий и конфессий. Молодые люди погружаются в эту атмосферу и увозят отсюда свои впечатления. Они создают молодёжный информационный канал, который имеет большой, практический эффект.
Сейчас много говорят, что, по сути, идёт информационное противодействие. Создание положительного имиджа о России в условиях распространения международного терроризма очень важно. Иностранная молодёжь здесь погружается в молодежную атмосферу и получает истинные знания. Эти знания о благоприятном климате, который существует в России с точки зрения межнационального и межконфессионального вопросов, они увезут с собой. Площадка этой школы ключевым образом направлена на узнаваемость, формирование истинного, подлинного знания, погружение в обстановку и быт исламской культуры Болгарской исламской академии.
Какие интересные проекты были представлены в прошлом году?
Валерий Летяев: Студенты разработали такое мобильное приложение, которое чем-то напоминает сервис «бла-бла». Желающие приехать в эту школу регистрируются на этом сервисе со своим портфолио. Каждый видит фотографию другого участника – кто это такой, и может ему чем-то помочь. Сам проект назывался «Мультикультурный город», то есть мы дали задание, чтобы наши студенты представили своё видение: как жить в таком городе представителям разных национальностей, как им лучше понимать друг друга, что нужно для этого делать, надо ли стремиться понимать друг друга, надо ли стремиться учитывать чужую точку зрения.
Мы пришли к выводу о том, что, конечно, нужно делать шаги навстречу, нужно стремиться понимать другую культуру, надо пытаться найти те точки соприкосновения, которые нас сближают, а не те, которые нас разделяют. Очень важно, чтобы диалог культур приводил к взаимодействию культур. Мы можем говорить о своей культуре, мы можем высказывать мнение о чужой культуре, но нам бы хотелось, чтобы люди общались друг с другом, взаимодействовали, чтобы от этого всем было лучше.
Пройдет ли по итогам учебы итоговая аттестация? Какие документы получат ваши выпускники?
Валерий Летяев: В заключение летней школы все участники защитят свои проекты, это и будет итоговой аттестацией. Каждая группа защитит свой проект. Потом молодые люди получат сертификаты, подписанные представителями Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром и КФУ. В документе будет прописано, что наши участники получили те или иные компетенции во время работы школы. Проекты, которые вызовут наибольший интерес, получат поддержку не только членов жюри, но и в социальных сетях, будут опубликованы в журналах КФУ.
Эльмира Садыкова: Эта информация будет размещена на сайте Группы стратегического видения. Этот сайт на трёх языках: русском, английском и арабском. Это еще одно окно для того, чтобы данная информация была распространена в арабском мире.
Оплачивают ли участники летней школы какие-либо взносы?
Валерий Летяев: В целом ряде международных школ существуют такие организационные взносы, но у нас их не будет. Только дорожные расходы гости из-за рубежа оплачивают за свой счёт. В прошлом году к нам приехали студенты из Магдебургского университета по своей программе. Трансфер до Казани из-за рубежа мы не оплачиваем. Фонд стратегического диалога и партнерства с исламским миром берет на себя все остальные расходы, связанные с организацией мероприятий, проживанием, питанием, трансфером в Болгар, экскурсиями. Кроме того, многие расходы берет на себя КФУ. Это касается содержания самой школы, оплаты труда преподавателей.
Эльмира Садыкова: Финансирование проекта полностью осуществляется Фондом стратегического диалога и партнерства с исламским миром в рамках плана мероприятий, который утверждён председателем Группы стратегического видения на 2019 год.
Какие интересные спикеры выступают в летней школе?
Валерий Летяев: Профессор КФУ Лия Бушканец работает со студентами по теме «Природа в российской ментальности: климат и сакральные природные пространства». Профессор КФУ Татьяна Иванова рассказала о создании речевого образа политика в современных СМИ. Прошел мастер-класс по лингвострановедческой коммуникации преподавателя КФУ Рамиля Галиуллина. Директор Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ Эльмира Хабибуллина провела мастер-класс по теме «Россия и Тюркский мир». Прошел интересный мастер-класс профессора КФУ Дмитрия Мартынова «Восток – дело тонкое». Журналистка из Иордании провела мастер-класс «Молодежь и медиа в международном контексте». Также в программе мастер-классы по креативному и академическому письму, культуре иудаизма и пр. Очень интересный мастер-класс «RT: новостная строка, комментарий и обратная связь в медиапространстве» у главного специалиста службы внешней коммуникаций RT Анны Беликовой.
Что станет главным итогом десятидневной работы?
Эльмира Садыкова: Самый ключевой результат – это формирование положительного образа России и Татарстана. Молодые люди получат личные впечатления о социальном, культурном, религиозном, национальном пространстве, в которое они погрузятся на десять дней. И, конечно, это коммуникации между представителями разных стран, разных конфессий и национальностей.
Источник: sntat.ru