Откуда ведёт свою историю мусульманско-православный диалог? Почему важно уметь находить точки соприкосновения с последователями иных религиозных мировоззрений? Как живут евреи в Шаббат? Почему нельзя мешать политические взгляды с религиозным учением? Правда ли, что в Дагестан лучше вообще не ездить? Именно этими вопросами задались участники третьей международной летней школы «Болгарский диалог культур», которая в эти дни проходит в Болгаре в стенах Болгарской исламской академии, вместе с гостями мероприятия.
- Сегодня очень знаменательное событие – исполняется ровно месяц с момента подписания соглашения о сотрудничестве между Болгарской исламской академией и Казанской православной духовной семинарией, - напомнил в беседе со студентами протоиерей Алексий Колчерин. – На самом деле, очень много можно разработать и осуществить интересных совместных проектов, можно организовать постоянные лекции, в рамках которых будет проходить ознакомление не только с религиозными аспектами нашего существования, но и с культурой, традициями, обычаями друг друга. Мы настроены на позитив, на взаимное обогащение. Стоит отметить, что на сегодняшний день у нас есть много тем для общего обсуждения. Конечно, нельзя спорить с тем, что современный мир по большей своей части секулярен, однако основы нравственности, этики, вопросы семьи – они ведь очень схожи во всех религиях. Поэтому у нас всегда есть возможность поговорить, сохраняя и отстаивая наши общие фундаментальные ценности.
Алексий Колчерин
По словам Эльмиры Садыковой, исполнительного директора Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром, директора Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, Татарстан – прекрасное место для изучения и перенимания опыта мирного сосуществования и дружбы представителей различных религий и национальностей.
- Стоит отметить, когда мы говорим о межрелигиозном диалоге, нельзя не отметить, что муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и влыдыка Феофан (оба - члены Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир») принимают участие в общих мероприятиях, посещают праздничные мероприятия друг друга. Они действительно дружат, по-хорошему. Глядя на такой яркий пример, и мы сами с вами берём ту же самую тональность взаимоотношений. Это мудрая позиция, которая есть у предстоятелей наших общин, транслируются и на тех, кто работает непосредственно на местах. У нас общие ценности – нравственное, духовное воспитание, семейные ценности, работа с молодёжью, социальное служение. Нужно понимать, что лишь через совместную работу можно достичь благополучия нашего общества.
Для того, чтобы понять друг друга и найти точки соприкосновения, очень важно знать историю, в том числе историю становления и дальнейшего развития получения религиозного образования, по мнению протоиерея Алексия Колчерина. На сегодняшний день духовное/религиозное образование представляет собой то образование, которое готовит служителей священнослужителей какой-либо конфессиональной традиции, которые могут на современном языке объяснять основы веры, выступать в качестве преподавателей. Большая часть учебной программы включает в себя богословские труды и тексты. Однако кроме этого блока, в духовном образовании есть место и светским предметам, в том числе истории, изучению языков и так далее.
- Ошибочно думать, что религиозное образование представляет собой закрытую от посторонних глаз систему. Что в христианской, что в мусульманской традиции духовное образование наполняет человека в том числе знаниями об устройстве мира, которые он готов и способен транслировать в массы, - отметил священнослужитель.
Не менее интересной оказалась беседа с главным раввином Казани и Республики Татарстан Ицхаком Гореликом, который рассказал об инициации мальчика, сколько раз в день молятся евреи и почему очень важно заранее готовиться к Шаббату.
Ицхак Горелик
- К примеру, в субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями, родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над напитками и угощением перед трапезой читаются молитвы. Готовим мы всё заранее, в пятницу. Каждый еврей должен чётко знать, где он будет в субботу. В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол всё время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу. Конечно, если речь идёт о безопасности человека, о его жизни, то правила субботы не действуют. К примеру, если роды у женщины начинаются в субботу, то, конечно, нельзя просить её отложить их до завтра.
Что интересно, у евреев мальчики становятся взрослыми в 13 лет. В этом возрасте их называют «бар-мицва» – сын заповеди. Для совершеннолетней девочки есть другое название, «бат-мицва» – дочь заповеди. Для религиозных евреев быть взрослым – это значит иметь множество обязанностей и нести ответственность за свои поступки. Нужно соблюдать все 613 заповедей иудаизма.
- Мальчик, достигший совершеннолетия, получает право читать Тору в синагоге, ему разрешается владеть какой-нибудь собственностью – не только книжками и игрушками, но и чем-то более серьёзным. Кроме того, он может жениться. Современные юноши таким правом пользуются довольно редко, но во времена, когда появились законы иудаизма, это было обычным делом. В первый Шабат после своего тринадцатого дня рождения мальчик приходит в синагогу и читает отрывок из Торы во время субботней службы. Девочки обычно ограничиваются небольшой лекцией на еврейскую тему.
После этого устраивается настоящий пир. Совершеннолетие детей – праздник не только для семьи, но и для всей еврейской общины. Родители, родственники, друзья приветствуют новых взрослых и дарят им подарки – как правило, книги или деньги. Их полагается потратить на образование, а не на развлечения. Кстати, с этого момента мальчика можно приглашать в миньян – группу для совершения молитвы, в которой должно быть не меньше десяти взрослых мужчин.
Приятным завершением дня для участников и спикеров Школы стало знакомство с культурой Республики Дагестан, которое состоялось благодаря Сиражу Джавадбекову, руководителю ансамбля кавказского танца «Kavkaz Style», который не просто рассказал о родном крае, но и провёл даже небольшой мастер-класс, научив ребят и з разных стран азам лезгинки.
Интересно, что в Республике Дагестан проживают представители порядка 72 национальностей, каждая из которых имеет свой особенный, уникальный, костюмный комплекс, который сложился исторически и по сей день передаётся из поколения в поколение, бережно хранясь.
Сираж Джавадбеков
Столица края, город Махачкала, расположена на западном берегу Каспийского моря. В народе бытует легенда, что на месте нынешней столицы Дагестана в седьмом веке находилась другая столица – Семендер. Она была главным городом Хазарского государства. А участок земли, где между горой Тарки-Тау и Каспием на узкой полоске побережья стоит Махачкала, имеет название «дагестанский коридор». В пятнадцатом столетии этим коридором владел Тарки-аул. Жители этого населенного пункта отстаивали свое право на этот участок земли во многих битвах. Находился Тарки-аул на месте сегодняшней столицы Дагестана.
Отдельная веха истории Дагестана связана с именем русского царя-реформатора Петра Первого. В 1722 году во время Персидского похода царь бывал здесь. Тихая удобная бухта у подножья горы Анджи-Арка понравилась русскому императору. Говорят, что на месте теперешнего маяка он оставил камень и повелел, чтобы каждый, бывший с ним, сделал то же самое. Так и появилось на горе Анджи-Арка новое военное укрепление, получившие название Петровское. Горцы прозвали эту крепость Анджикала…
Напомним, десятидневная международная летняя школа «Болгарский диалог культур» предлагает углубленное изучение культур и ментальностей народов мира, фундаментальный анализ ключевых регионов и стран - Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Европы, а также России и Центральной Азии, моделирование работы комитетов международных организаций (ООН и ЮНЕСКО) в составе проектных групп, ежедневную программу лекций и семинаров, интенсивное обучение методике креативного и академического письма на русском языке.
Организаторами мероприятия выступают Группа стратегического видения "Россия-Исламский мир", Фонд Стратегического диалога и партнерства с исламским миром, Казанский федеральный университет (Институт международных отношений) и Болгарская исламская академия.
По словам организаторов, проект направлен на развитие международных площадок для диалога культур и цивилизаций, ознакомление иностранных студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан. В мероприятии принимают участие 30 студентов из Китая, Сирии, Афганистана, Таджикистана, Ирака, Турции, Иордании, России.
Ильмира Гафиятуллина