«Сначала мы пускаемся в путешествия, чтобы потерять себя, а потом проходим весь путь, так и найдя себя. Мы пускаемся в путешествия, чтобы открыть свои глаза и сердца, чтобы узнать что-то новое, то, что не печатают в газетах и учебниках. Путешествуем, чтобы принести в мир то немногое, но что мы способны, что нам позволяют нам наши знания. И мы путешествуем, чтобы замедлить время и влюбиться, как в молодости» .
Пико Айер
Что такое путешествие? Это не просто отличный способ провести две недели (или месяц) долгожданного отпуска. Но это уникальный шанс познать свою душу, познакомиться с культурами и обычаями других стран и народов, прикоснуться к многовековым архитектурным памятникам, хранящим в своих полуразрушенных стенах много историй и легенд, погрузиться в историю... Мы предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по Республике Татарстан и узнать, куда обязательно должен заглянуть любой уважающий себя турист, чтобы познать татарскую культуру и местных жителей.
Болгар: Белая мечеть
По словам Минтимера Шариповича Шаймиева, первого президента Татарстана и Государственного советника РТ, идея о возведении новой мечети существовала давно, что удалось реализовать в рамках республиканского комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и Древний Болгар». Официальное открытие крупнейшей мечети юго-западной части Татарстана состоялось 10 июня 2012 года. И с этого дня она стала соборной мечетью древних Болгар.
«Белую мечеть» заслуженно называют архитектурной жемчужиной современного Татарстана и частенько сравнивают с индийским Тадж-Махалом. При её строительстве использовалось более тысячи двухсот тонн мрамора. Белая мечеть – жемчужина современного Татарстана «Белая мечеть» находится за пределами древнего Болгарского городища и своим видом напоминает знаменитый дворец Тадж-Махал в Индии. Построена она в 2010 году.
Здание мусульманского храма увенчано тремя куполами и двумя минаретами. Внутренняя высота главного купола – 17 метров, а его диаметр равен 9 метрам. Барабан главного купола украшен шестнадцатью витражными окнами. Минареты возведены в соответствии с классическим стилем минаретов мединской Мечети Пророка, на чём настаивал сам Минтимер Шаймиев.
Если Вам посчастливиться лицезреть красоту этой мечети воочию, то обязательно остановите свой взгляд на её стенах, которые демонстрируют нам классический исламский декоративный орнамент – арабески, мукарнасы, тюльпаны, геометрические фигуры. Благодаря особенностям рассеянного освещения, когда ты находишься в молельном зале, появляется ощущение таинственности.
Казань: Кул Шариф
Отдельного внимания заслуживает неповторимая по своей красоте и обладающая непростой, но по истине народной историей мечеть Кул Шариф. Давайте сначала вернёмся в трагический 1552 год, когда Иван Грозный войной пошёл на Казань и присоединил Казанское ханство к Московскому царству. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожжённая до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались.
Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год.
Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня легендарная мечеть, занимающая важное место в коллективной памяти местных жителей, начинает обретать всё более чёткие очертания. Зимой 1996 года был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идет проектирование интерьера.
И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года. Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы.
Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. В памяти народа ещё живы воспоминания о героической обороне мечети и её разрушении. Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть её в культуру, в историю.
В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают.
Елабуга: Чёртово городище
Чёртово городище – так именуют руины древнего поселения, расположенного в черте города на высоком берегу, месте слияния рек Кама и Тойма. Исследователи утверждают, что эту территорию занимало древнее племя ещё в середине XI века.
Остатки крепости принадлежат эпохе Волжской Булгарии. От городища сохранилась лишь невысокая башенка с четырьмя прямоугольными окнами, ориентированными по сторонам света, она была восстановлена купцом Иваном Шишкиным, бургомистром Елабуги и отцом известного художника.
Название «чёртово» отсылает к языческим легендам, связанным с этим местом. Природный ландшафт этой местности буквально завораживает — далеко, как на ладони раскинуты поля и луга, змейка речки, можно разглядеть контуры трёх соборов — Спасского, Никольского и Покровского, а также окружающих деревень и городов. На подходе к городищу находится площадь Тысячелетия с памятником булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду.
Когда стоишь рядом с «Чёртовым городищем», можно лицезреть всю красоту старой части города. Виден и Спасский собор, расположенный на улице Набережная. Это великолепный пятиглавый собор, колокольня которого выстроена в стиле классицизма.
Билярское городище
Сохранившихся целых объектов в городище нет. Это просто место археологических раскопок, подобное крымскому Херсонесу, с означенными многочисленными основаниями древних каменных строений: мечетей, караван-сараев, бань, жилых домов, ремесленных мастерских. Сейчас мы знаем, что в Великом городе была крупнейшая в Восточной Европе Соборная белокаменная мечеть, Золотые ворота, дома феодалов, некрополи знати и прочее. Гуляя между этими монументальными каменными останками по проходившим когда-то здесь улицам можно включить воображение и представить средневековый город, наполненный насыщенной жизнью, суетой и многоголосьем сотен людей, чтением молитв с минаретов, криками детей, ржаньем лошадей. Много тайн, легенд и кладов хранит билярская земля.
При раскопках, производимых в городище, было найдено множества вещественных предметов, которые дают представление о степени развития общества и его быте. На улице Арбузова 2 находится историко-археологический музей, в котором можно ознакомиться с ценными экспонатами, найденными при раскопках билярского городища. Здесь же рядом находится ещё один интересный исторический объект – дом-музей Александра Ерминингельдовича Арбузова. Это настоящий дом, перевезённый сюда из деревни Арбузов-Баран, в котором родился известный химик. В музее можно узнать интересные подробности о жизни русского учёного.
Часть экспозиции музея посвящена другому русскому химику – Александру Михайловичу Бутлерову, который не только родился в этих местах (село Алексеевское), но и умер здесь же в 1886 году в усадьбе Бутлеровка (ныне с. Большие Полянки). Недалеко от с. Большие Полянки на христианском кладбище находится Часовня со склепом великого русского учёного А.М.Бутлерова, которую тоже можно посетить.
Билярск: святой источник
А в 5 км от села находится уникальная местная достопримечательность – урочище «Святой ключ». Это родник, который в IX-X веках был святым местом древних булгар до принятия ими ислама. Сейчас здесь создан религиозный комплекс, предусматривающий места для молитв и отдыха представителей различных религий. Родник расположен в удивительно живописном месте у подножия горы Ху-Джалар-Тау, на которой находилось место поклонения языческому богу булгар Тенгри. С этим местом связано много легенд и у православных, и у мусульман, и у язычников.
Одна из легенд рассказывает о девичьей крепости, построенной на вершине горы 40 булгарскими девушками для защиты от войск хана Батыя. Долго держались девушки, но попали все-таки в руки врага. Когда монголы хотели уничтожить отважных воительниц, они превратились в птиц и улетели. Такое вот удивительное место! А на самой горе можно завязать ленточку и загадать самое заветное желание. Говорят, оно обязательно сбудется.
Кукмор: многовековой дуб
Рядом с кукморским селом Ятмас-Дусай растет многовековой дуб-исполин. Местные жители называют его главной достопримечательностью своей земли. Высота дуба-великана составляет 24 метра, а в обхвате дерево достигает ширины почти в 5 метров. Специалисты считают, что дубу около 300 лет, а местные лесники утверждают – не менее 500 годов.
Дуб-великан растёт у старинного тракта. Когда-то эта дорога, шириной не менее 25 метров, соединяла Москву с Екатеринбургом. По её краям сооружены защитные валы высотой в метр. Раньше через овраги, пересекающие дорогу, были смонтированы мосты. Сейчас же от них остались только каменные опоры. В народе этот путь называют «дорогой патша-эби», имея в виду императрицу Екатерину Великую. Вполне возможно, что она здесь проезжала и даже останавливалась у этого могучего исполина, прикасалась к его шероховатой коре.
Существует ещё одна история - якобы по этой же дороге перегоняли каторжников. Трудно даже представить, свидетелем каких ещё событий мог стать старожил дуб-великан. По словам историков, когда-то по указу Петра I между сёлами Туркаш и Ятмас Дусай была выращена корабельная дубовая роща. Отборная древесина поставлялась во Францию. Там из неё изготавливались бочки, и во время различных войн они использовались на нужды артиллерии. А наиболее качественная древесина отправлялась на строительство кораблей. Однако со временем рощу забыли и забросили. И только одному дубу суждено было уцелеть до наших дней.
Несколько лет назад живой памятник обнесли оградой, а внутри установили стенд со стихами Мусы Джалиля:
При дороге одиноко Дуб растет тысячелетний,
На траве зелёной стоя,
До земли склоняя ветви.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже. позаметней,
Чтоб твоё осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.
Казань: Старо-татарская слобода
Одним из самых древних, уникальных и познавательных мест Казани можно по праву назвать Старо-Татарскую слободу. Старо-Татарская слобода возникла в незапамятные времена. Появление её овеяно целым рядом легенд и преданий. Согласно одному из них в стародавние времена появилось небольшое поселение с северной стороны от Кремлёвского холма. Находившееся неподалеку прекраснейшее озеро в ту пору ещё не получило своего названия…
Шли годы, поселение на Кремлёвском холме росло, укреплялось и вот уже вокруг него выросли мощные белокаменные стены из итильского известняка. И вот как-то раз в эти места судьба приводит известного в то время Кабан бека. Кабан спасал свой разорённый народ от монгольских завоевателей и искал подходящее место для поселения. Бек привёл с собой всё свое семейство, а также родственников и немногочисленную дружину. Именно он и основал недалеко от поселения на Кремлёвском холме, на берегу безымянного озера своё поселение.
Основанный беком аул стал называться его именем, также стали называть и озеро, расположенное вблизи этого нового селения. Так объясняет легенда появление у озера названия Кабан. Бек в своем ауле со временем построил медресе и мечеть, посадил сады, отстроил свой дворец. И аул так преобразился, что сюда стали приезжать на отдых другие беки, а там и казанские ханы.
Ядро Старо-Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царёв луг» и деревня Кураиш с каменной Отучевой мечетью. Бум строительства и развития слободы начался после визита в 1767 году императрицы Екатерины II. Эта дата стала поворотной не только для татарского населения, но и для всех мусульман, проживающих на территории города. Императрица сняла все прежние ограничения на постройку каменных мечетей и татарских общественных зданий, а позже, в 1773 году подписала указ «О терпимости всех вероисповеданий».
Почти что в слободе, на её границе у центра города, находится Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала. Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждый человек, которого судьба занесла в Казань, обязательно должен посетить этот театр, в особенности попасть на спектакль «Голубая шаль», из года в год пользующийся особой популярностью и любовью у зрителей.
Нельзя обойти стороной улицу Каюма Насыри. Первоначально улица называлась Захарьевской. Такое название она получила от находившейся на конце улице церкви «Захарии и Елизаветы», разобранной в 1925 году. В 1930 году улица была переименована в честь татарского учёного-энциклопедиста Каюма Насыри. В 2013 году, после проведения реставрационных работ, улица стала пешеходной.
Нельзя обойти вниманием архитектуру Старо-Татарской слободы, которая по своим характерным особенностям отсылает нас к строениям жителей Волжской Булгарии. Старо-Татарская слобода была застроена большими домами, а непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора, за высоким забором, чтобы фасад не выходил на улицу, и внутренняя жизнь обитателей этого двора оставалась скрытой для посторонних глаз.
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами. В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов.
Казань: Набережная озера Кабан
Существует несколько легенд, которые с незапамятных времен овевают тайнами озеро Кабан. Когда-то на месте нынешней Казани расстилались просторные болота, поросшие мощными зарослями высоких камышей. А те, в свою очередь, были скрыты дремучими лесными дебрями, полные дикими зверями. Первых людей на место будущей Казани привёл, как гласит предание, святой старец по имени Касыйм-шейх. Когда его последовали начали роптать о выбранном месте, Касыйм, расстелив свой бешмет, помолился Аллаху, взялся за край бешмета и поволок его за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой. Позднее это озеро стали называть Кабан из-за несметных стад диких кабанов, обитавших в его окрестностях.
Но есть и более жестокая, кровавая легенда. Много веков назад, в окрестности древнего и великого города Булгара с несметным войском пришел Аксак Тимур (Железный Хромой), кровожадный завоеватель. Он взял город приступом. Жителей перебил, не пощадив ни женщин, ни стариков, ни младенцев, а имущество разграбил. Спастись удалось немногим. В их числе был и сын последнего булгарского хана Абдуллаха по имени Кабан. Спасаясь от преследователей, весь израненный, истекающий кровью Кабанбек бежал на север. Переправился через полноводную Чулман (Каму), пробирался через непроходимые леса, болота и топи. И, наконец, вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь озёрной водой раны, и они тут же зажили. Напился воды из озера, и у него прибавилось сил. А в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к этому, тогда ещё дикому краю.
Пришедшие с Кабанбеком люди стали вырубать лес, строить жилища, сеять хлеб, ловить рыбу, собирать мёд диких пчёл. И вскоре возле озера возник княжеский дворец, вокруг него раскинулось селение. А озеро по имени Кабанбека стало называться Кабаном.
Впоследствии город, основанный Кабанбеком, после покорения Казани опустился на дно озера вместе со всеми мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками. И если в очень ясную и тихую погоду выплыть на середину озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан.
И, пожалуй, самая известная загадочная история – спрятанная на дне озера ханская казна.
Вековые предания свидетельствуют: на дне казанского озера Кабан находятся несметные ханские сокровища, сокрытые от людских глаз слоем воды и ила. Незадолго до того момента, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаённом месте. Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в Кабан неподалеку от истока Булака. Отмерить расстояние в один или два лучных выстрела, найти приметное место на берегу. Затем взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу. И тут-то, на расстоянии в несколько связанных вожжей и находятся сокровища. Причём на такой глубине, чтобы, даже зная место, но не зная ещё одного секрета, их невозможно было бы поднять.
Ильмира Гафиятуллина