En Ar

Ислам и Россия: уроки истории

29 января 2019

 

 

В России за ее тысячелетнюю историю сложились система религиозных и культурных ценностей, которые влияют на функционирование российского общества.

 

 

Ислам как одна из традиционных конфессиональных общностей в России играет заметную роль в ее общественно-политической жизни. Будучи фактором формирования общественного сознания, ислам в течение многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий и оказывал существенное влияние на ход общественно-политических событий.

 

 

Принципы мирного сосуществования

 

 

Россия в течение многих веков функционировала как многонациональное и поликонфессиональное сообщество, как следствие, были выработаны определенные принципы сосуществования различных конфессий.

 

 

Догматические постулаты религий не могут серьезно обсуждаться в ходе дискуссий между представителями различных религий. В межконфессиональном диалоге речь идет не о том, чтобы убедить партнера в своей истине или перейти к синкретическому согласию. Этот диалог может состояться только тогда, когда приверженцы одной религии пытаются при помощи своей веры и самосознания понять другую религию и уважают ее, даже если они не разделяют ее положений. С одной стороны, это требует ясного и верного выражения мыслей, а с другой – нужна честная открытость. Следует не столько говорить, сколько слушать. Не постановка утверждений, а целенаправленные и заинтересованные вопросы могут помочь в создавшейся ситуации сократить недопонимание и преодолеть предрассудки.

 

 

В России на протяжении многих веков складывались оптимальные формы сосуществования между различными конфессиями и народами. За  тысячелетнюю историю ислама в нашей стране для мусульман были очень сложные периоды, и они пытались выработать принципы мирного сосуществования, и в их взаимоотношениях с иноверцами  преобладал здравый смысл.

 

 

Исламо-христианское пограничье, которое как уникальное явление формировалось в России, по сути дела, не было нарушено в течение многовекового совместного проживания народов нашей страны. Этот исторический опыт, в первую очередь, строился на принципах здравого смысла и понимания реальной ситуации. Его нельзя рассматривать как некий компромисс между религиями. Это была попытка строить внутриконфессиональную жизнь и взаимоотношения с соседями на истинных принципах своих религий, которые стояли выше сиюминутных политических решений.

 

 

Уроки истории

 

 

Распространение ислама на территории России это, в первую очередь, продолжение формирования универсального религиозного сообщества и переход его в иное качественное состояние. Исламская цивилизация в процессе расширения своих границ вышла за пределы арабоязычного мира. До проникновения на территорию современной России ислам вбирал в себя достижения ирано-индийских, тюркских (в Средней Азии) культурных ареалов, и мусульмане уже жили в условиях общей культуры.

 

 

Проникновение ислама на территорию современной России происходило первоначально как результат арабских завоеваний. В 685-686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив название «Баб ал-Джихад» («ворота борьбы за веру»). В 722-723 гг. арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районы Дагестана. В 732-739 гг. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад совершил 6 походов в Дагестан.

 

 

Нужно иметь в виду, что принятие ислама народами Северного Кавказа растянулось почти на тысячу лет, и этот процесс шел постепенно и мирным путем. Если в Дагестане, Осетии и Кабарде, например, в XVIII в. уже существовали государственные образования, то горцы Чечни и Западного Кавказа до начала XIX в. сохраняли родовой уклад.

 

 

На территорию Среднего Поволжья ислам так же проник очень рано, в первую очередь, благодаря торгово-экономическим связям со Средней Азией.  Распространение ислама в Булгарии связывают с приездом трех сахабов (сподвижников) пророка Мухаммада. Наиболее распространенная версия этого события изложена в книге автора XVIII в. Муслими «Таварихы Болгария», где он подробно описывает, как в 9 г. по хиджре (631/32) для распространения и обучения истинной религии пророк сам лично отправляет в Булгарию трех сахабов (Габдрахмана бин Зубаира, Зубаира бин Джагда и Тальха бин Усмана).

 

 

«Они в течение трех лет в городе Болгар обучали основам религии и канонам шариата, отстроили Соборную мечеть. Народ познакомили с Кораном, читали пятничные и праздничные молитвы (намаз). Открыли медресе».

 

 

Через три года двое их них вернулись в Медину, а Зубаир бин Джагда остался в Булгарии, женился на дочери хана Туйбике и, прожив с ней двадцать лет, умер в Болгаре. С того времени Булгария окончательно оформилась на политической карте мира как государство. И в этом смысле приезд посольства из Багдада в 922 году сыграл уже роль официального дипломатического признания нового государства. 

 

 

В Золотой Орде, как и в Волжской Булгарии, задачей религиозно-политического руководства, помимо утверждения истинной веры,  стало достижение порядка, мира и благополучия в стране. И одно из важнейших следствий этого – относительная терпимость ислама, в котором допускались разные точки зрения, если они не навязываются силой, и борьба из-за них не ведет к дезинтеграции общества.

 

 

В Золотой Орде это проявлялось и в отношении ислама к другим религиям, и в отношении к внутримусульманским различиям. В столице Золотой Орды жили ученые-богословы разных мазхабов (шафииты, маликиты), существовали различные суфийские общины. И это все воспринималось как необходимый атрибут полноценного государства, которое должно было выработать формы удовлетворения духовных потребностей своих граждан.

 

 

В Золотой Орде было понимание того, что государство свое существование не должно строить на принципах ущемления религиозных прав представителей различных конфессий. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что с 1261 г. в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной церкви, а резиденция правящего архиерея располагалась в Сарае – столице Золотой Орды.

 

 

Укрепление позиций ислама и мусульманского духовенства, начавшееся в середине XIV в., завершилось с образованием самостоятельных мусульманских государств – Астраханского, Казанского, Крымского ханств и др. В этих государствах, находящихся довольно далеко от основных центров мусульманской цивилизации, большую роль играла иджма (согласованное мнение большинство правоведов), позволявшая узаконить региональные различия.

 

 

Об этом писал известный российский историк Михаил Худяков, утверждавший, что «одну из самых светлых сторон в общественной жизни Казанского ханства составляла полная веротерпимость, которая находилась в тесном соответствии с торговым характером городского населения. В знак того, что в Казанском ханстве обращение жителей в мусульманство совершилось мирным путем, мулла во время молитвы (хутбе) в мечетях Казанского края стоит, опираясь на посох странника, а не на меч воина, как в Туркестане».

 

Продолжение следует.

 

Рафик Мухаметшин. "Духовное наследие российских мусульман"