Чем отличается финансовый рынок в исламе от стандартного западного кредитования? Как шариат предписывает мусульманам заключать договора? Каким образом мусульманин может достигнуть в этом мире наибольшего финансового успеха? Пожалуй, вопросы, которые возникают в сфере исламских финансов, можно продолжать бесконечно.
Это очень популярная, но крайне сложная тема, разбираться в которой должен каждый мусульманин, а не только предприниматель или руководитель крупной компании. Почему? Хотя бы потому, что каждый из нас в течение жизни обязательно заключает договор купли-продажи, постоянно использует бумажные деньги или банковские карты.
В первую очередь, нужно разобраться, для чего мы должны знать элементарные правила торговли? Здесь есть несколько причин, уверен Ансар хазрат Валиулла, директор РЦИЭФ РИИ.
1. Для достижения счастья человека в обоих мирах.
Во многих аятах Благородного Корана Всевышний говорит о правилах торговли, как правильно взаимодействовать с людьми, какими правилами нужно руководствоваться при покупке или продаже.
«Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допроса в великий День Суда?!» (Аль-Мутаффифин, 1-6 аяты).
2. Для заботы и сохранения своих прав.
3. Не посягать на чужое имущество.
4. Для сохранения правильных и доброжелательных взаимоотношений между людьми.
Человек во время сделок должен остерегаться лжи, неопределённости контракта – того, что ислам запретил.
В каком же случае полученный заработок будет благим?
В первую очередь, нужно остерегаться запретного. Благой заработок заключается в том, чтобы к делу не примешивались пороки. Во-вторых, человек должен всегда доводить дело до конца и делать это в наилучшем виде. Для того, чтобы успешно и дозволено вести свои дела, нужно разбираться в основных запретах в исламских финансах.
1. Риба – ростовщичество.
Запрещено как брать риба, так и отдавать.
2. Гарар – неопределённость, джахаля – неосведомлённость.
Здесь речь идёт о сомнении, колебании, неизвестности, что и когда произойдёт.
Бывает значительная неопределённость, которая ведёт к разногласиям и делает договор неправильным, запретным для мусульманина. Например, аренда на неизвестный срок, неопределённое существование товара, неопределённость времени и места и т.д.
Если мы говорим о малой неопределённости, то нужно понимать, что она присутствует почти во всех договорах и обычно не приводит к разногласиям. Например, продажа дома без осмотра его фундамента, аренда дома на месяц при различии количества дней в месяце и т.д.
Существует также и средняя неопределённость. Например, продажа того, что может быть сокрыто в земле или того, что может стать известным только после того, как будет разломано; аренда плодового дерева; неопределённость в вознаграждении в договоре обещания вознаграждения.
3. Кыймар – азартная игра.
То есть любая игра на имущество, в которой победитель получает всё от побеждённого. В основе кыймара – отношения на риске, конкуренции или соревновании между участниками.
4. Ихтикар – монополизация.
5. Габн – завышения и наджаш – накручивание цены.
Неоправданно завышать цену на товар запрещено, особенно на товары первой необходимости. Это равноценно обману и введению покупателя в заблуждение.
6. Исраф – расточительство.
Это превышение меры и использование имущества не по назначению.
7. Ришва – взятка.
Это имущество (деньги, товар, ценности, недвижимость, слуги), которое передаётся в качестве подкупа, смягчения, склонения на свою сторону с корыстным мотивом: для утверждения неправды, недопущения истины и т.д.
Что касается форм торговых взаимоотношений в исламе, то их несколько, каждая из которых имеет свои особенности и правила:
торговля (мурабаха; сарф – обмен валюты);
контракты с правом владения (иджара – аренда);
партнёрство (мудараба, мушарака);
контракты проектного финансирования (салам, истисна);
агентские договора (уакала);
инструменты снижения рисков;
закят;
вакф.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons