En Ar

Арабской молодёжью Россия воспринимается более надежным союзником, чем США. Интервью с Алексеем Старостиным (Часть 1)

15 августа 2019

Какова роль России в мусульманском мире? Насколько велико значение ислама в качестве фактора стабилизации современного российского общества? Есть ли какие-то особенности появления и распространения ислама в регионах Сибири? Об этом и многом другом мы поговорили с доцентом кафедры теологии Уральского государственного горного университета, вице-президентом Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», историком, этнологом, исламоведом, специалистом в области межнациональных и межрелигиозных отношений в Урало-Сибирском регионе, кандидатом исторических наук Алексеем Николаевичем Старостиным.

 

- Можно ли говорить о возрастании роли России в мусульманском мире?

 

- Если мы подразумеваем под «мусульманским миром» регион Ближнего Востока и Африки, то, безусловно, можно говорить о том, что Российская Федерация на протяжении последних лет существенно усилила там своё присутствие. Это произошло в ходе успешной антитеррористической операции в Сирийской Арабской Республике, завершившейся разгромом ИГИЛ (организация запрещена в Российской Федерации – прим.ред.), когда Россия пришла на помощь своему союзнику, Президенту САР Башару Асаду. Этот шаг показал лидерам стран Азии и Африки, что Россия является надёжным союзником и не бросает в беде своих партнёров. Российское оружие, мощь которого была продемонстрирована в Сирии, стало более востребованным на международном рынке вооружений. Как сообщил наш Президент Владимир Путин 24 июня 2019 года, рост экспорта вооружений наблюдается вот уже четвертый год подряд. В 2018 году он достиг уровня в 16 млрд. долларов США, среди покупателей – многие страны исламского мира.

 

Позиция России оказала серьёзное влияние на договорённость стран – экспортеров нефти ОПЕК+ по сокращению добычи «черного золота» для стабилизации цен на мировых рынках. Развивается взаимодействие нашей страны с Исламской Республикой Иран в различных направлениях, расширяется российское присутствие на Африканском континенте, миротворческие усилия нашей страны по урегулированию гражданского противостояния в Афганистане также стали весьма заметными в последние годы. Безусловно, можно говорить о том, что Российская Федерация стала пользоваться бо́льшим уважением в странах Азии и Африки, зачастую выступая арбитром в непростых взаимоотношениях между странами региона. Об этом, в частности, свидетельствует то, что Россия арабской молодёжью воспринимается более надежным союзником, чем США, сообщается в итоговых данных ежегодного опроса Аrab Youth Survey. Респондентов попросили назвать предпочитаемого союзника на внешнеполитической арене. Россия заняла четвёртое место и оказалась единственной неарабской страной в топ-5. США впервые с 2012 года не вошли в пятерку государств, которым симпатизирует арабская молодёжь: в 2018-м в рейтинге предполагаемых союзников они заняли лишь 11-е место.

 

Арабской молодёжью Россия воспринимается более надежным союзником, чем США. Интервью с Алексеем Старостиным (Часть 1)

 

- Можно ли говорить об увеличении влияния ислама в Российской Федерации (в том числе в исконно немусульманских регионах)? Какие факторы влияют на это?

 

- О росте влияния я бы не сказал, но о том, что эта религия стала более заметным феноменом, особенно в неисламских регионах, можно говорить однозначно. Думаю, можно говорить о стабилизации развития исламской инфраструктуры и качественном развитии исламских институтов. В самом деле, процесс бурного строительства мечетей и медресе, наблюдавшийся в 1990-2010-е годы, в целом завершился. Новые, конечно, строятся и вводятся в эксплуатацию, но уже не в таком объёме, как раньше. Сейчас идёт развитие исламской инфраструктуры: продукты халяль есть практически во всех магазинах, привычным явлением стали исламские научные конференции и выставки, которые проходят не только в Уфе и Казани, но и в Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, работает система исламского образования. Очень заметным событием стало открытие при непосредственном участии Президента России Болгарской исламской академии, которая должна готовить высококвалифицированных специалистов в области исламского богословия. Работает ряд высших учебных заведений, которые выпускают исламских теологов, среди них как частные, такие как Московский исламский институт, Российский исламский университет, так и государственные, например, Гуманитарный университет в Дагестане, Уральский государственный горный университет в Екатеринбурге, Пятигорский государственный лингвистический университет и ряд других. На это направление подготовки есть устойчивый спрос. В 2018 году открыли среднее медресе «Расулия» в Троицке (Оренбургская область). Есть очень сильные общественные организации, например, Союз мусульманок России, благотворительные фонды, которые совершают много добрых дел, например, фонды «Закят» в Москве и Татарстане.

 

Другое дело, что мы всё ещё в начале пути по восстановлению прежних позиций: когда труды наших исламских богословов будут издаваться в исламских странах на арабском языке или в Европе на английском и французском, когда богословско-правовыми заключениями наших алимов начнут руководствоваться мусульмане за рубежом, как это было во времена царской России, когда внутри нашей страны среди мусульман наступит единство в организационном плане, которое чрезвычайно необходимо для поступательного развития – вот тогда можно будет говорить о серьёзном влиянии России в исламском мире и ислама внутри нашей страны. Пока мы ещё от этого далеки, пройдёт много лет, прежде чем этого удастся достичь, но в этом направлении наша страна, как мне кажется, движется уверенно вперёд.

 

Арабской молодёжью Россия воспринимается более надежным союзником, чем США. Интервью с Алексеем Старостиным (Часть 1)

 

- Какова роль ислама в качестве фактора стабилизации современного российского общества?

 

- Поскольку ислам является религией, регулирующей абсолютно все сферы общественной жизни, а в исламском вероучении очень большая роль отводится семье, добрым взаимоотношениям с соседям, скромности и нравственности, в тех республиках, особенно на Северном Кавказе, где ислам широко распространён, гораздо меньше проблем с такими социальными пороками, как алкоголизм, наркомания, неполные семьи, дети – сироты (к примеру, в Чечне вообще нет детских домов), сохраняется уважение к старшим, уважение к своему языку и традициям. В этом, на мой взгляд, и заключается роль ислама в качестве фактора стабилизации современного российского общества. Не зря яркий представитель РПЦ, протоиерей Дмитрий Смирнов, курирующий вопросы семьи, материнства и детства, часто приводит мусульман в пример из-за их трепетного отношения к традициям. В масс-медийной культуре, в культуре общества потребления, в которой мы сейчас живём в России, это своеобразный ориентир, напоминание для людей, что иметь хорошую машину, большой дом и два – три раза в год ездить заграницу, не есть главная цель в жизни. На тот свет человек эти богатства не заберёт, а нужно в этой краткой земной жизни быть добрым, нравственным человеком, заботиться о семье, воспитать достойных детей. 

 

- С какого момента можно вести отсчёт становления ислама в России?

 

- Ответу на этот вопрос посвящены десятки толстых книг наших выдающихся исламоведов, ведь взаимоотношениям Руси (а потом России) и исламского мира больше тысячи лет. Если подходить формально, то впервые на территории современной Российской Федерации мусульмане появились в 653 году, когда в ходе военного конфликта между арабами и хазарами арабы захватили г. Дербент. Правда, закрепиться в городе они смогли только в VIII веке. Именно тогда, в 733-734 годы была построена Дербентская Джума-мечеть – самый старинный мусульманский храм в России. Русь приняла христианство в 988 году, а немногим ранее, в 922 году ислам стал государственной религией её восточного соседа – Волжской Булгарии – тюрко-язычного государства на территории современного Татарстана. Между этими странами случались и военные конфликты, но в основном их связывали взаимовыгодные торговые отношения. Когда князь Владимир выбирал для Руси веру, именно в Волжскую Булгарию пришли его послы, чтобы ознакомиться с исламом.

 

В годы Монгольского завоевания в XIII веке Волжская Булгария была уничтожена, а Русь подчинена. Образовалась Золотая Орда. Несмотря на всю сложность политических отношений русских княжеств и орды, это государство отличала веротерпимость. В 1270 году хан Менгу-Тимур (годы правления 1266 – 1282), например, издал следующий указ: «На Руси да не дерзнёт никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчинённых ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Всё это принадлежит Богу, и сами они Божьи. Да помолятся они о нас». При хане Узбеке (1312/13 – 1342) Золотая Орда приняла ислам в качестве государственной религии, благодаря чему исламское вероучение распространилось среди тюркского населения от Крыма до Сибири. Этот хан также благоволил православной церкви и даже расширил её привилегии: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога». Этот же хан в 1317 году выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, разрешив ей принять православие. Это повысило шансы Москвы в конкурентной борьбе с Тверским княжеством. Известно также о том, что в 1357 году митрополита Киевского и всея Руси Алексия призвал в Золотую Орду хан Джанибек (сын хана Узбека, 1342-1357), чтобы вылечить потерявшую зрение мать по имени Тайдула. По преданию, митрополиту удалось вернуть ей зрение, а в знак благодарности от хана он получил разрешение построить храм в Кремле. На выделенном участке в то время находилась конюшня, на месте которой Алексий заложил деревянную церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех, в народе — «Чудовскую». Позднее в построенном на этом месте кафедральном соборе на территории Кремля крестили младенцев царского рода. После распада Золотой Орды и усиления Московского государства Москва умело играла на противоречиях татарских ханств, заключая с одними союзы против других. У Москвы было даже своё вассальное мусульманское государство – Касимовское ханство (г. Касимов на территории современной Рязанской области), существовавшее в 1452-1681 годы. Там правили представители Казанской, Крымской, Большеордынской, Казахской и Сибирской династий Чингизидов, находившихся на русской службе.

 

Арабской молодёжью Россия воспринимается более надежным союзником, чем США. Интервью с Алексеем Старостиным (Часть 1)

 

В XVI в. границы Московского государства существенно раздвинулись на восток за счёт присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, добровольного вхождения территории Башкирии. Включение большого числа тюркских и финно-угорских народов, исповедовавших ислам и язычество, сделало нашу страну этнически и конфессионально неоднородной. В XVI-XVIII вв. правительство предпринимало меры экономического стимулирования перехода представителей этих народов в христианство, предоставляя различные льготы. Поддерживалась миссионерская деятельность, которая нередко сопровождалась насильственным крещением, закрытием мечетей и различными ограничениями для мусульманских священнослужителей. Нарушение вотчинных прав башкир, которым при вхождении в состав Московского государства гарантировались сохранение их системы землевладения и свобода вероисповедания, привело к серии башкирских восстаний, в которых участвовали и другие народы Поволжья. Одним из самых крупных стало участие башкир в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва, который, выступая в качестве «чудом спасшегося» императора Петра III говорил башкирам «жалую вас землей вашей и верой вашей».

 

В условиях конфликтов с Османской империей Екатерина II полностью изменила государственную политику в отношении ислама, придав ему официальный статус и учредив в конце XVIII в. Оренбургское магометанское духовное собрание. По сути, это был институт-посредник между мусульманскими подданными и царской властью. Верховного муфтия назначал государь-император. Через него решались вопросы строительства мечетей, обучения и назначения духовенства, заключения браков и имущественных споров между мусульманами. Именно Екатерина Вторая задала новый вектор взаимодействия с мусульманскими поданными империи, который в целом продолжал своё развитие вплоть до правления Николая II. Не зря эту царицу так любили мусульмане, любовно называя её «Эби-патша» - добрая бабушка-царица. Росло количество мечетей, развивалась система образования. Мусульмане стали верными подданными российских царей, отсюда и башкирские полки, вошедшие в Париж, и героическая «дикая дивизия», состоявшая из кавказских горцев, наводивших ужас на немецких солдат в I-й мировой войне.  

 

Современное же российское законодательство декларирует, что ислам, в одном ряду с христианством, буддизмом и иудаизмом, составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России, то есть признаёт традиционность данной религии, её решающую роль в становлении государственности, влияние на культуру и менталитет коренных жителей России.

 

 

Фотографии - из личного архива Алексея Старостина

(Продолжение следует)

Беседовала Ильмира Гафиятуллина