En Ar

Каир. Город тысячи минаретов

24 сентября 2019

«Каир, несравненный по красоте и великолепию, - это место встречи пришедших и ушедших, место остановки слабых и сильных. Каир вздымается как волны моря с его неисчислимым количеством народа, который едва может вместить в себя» Ибн Баттута.

 

Каир, город тысячи минаретов, когда-то представлял собой, если верить путешественнику XIV века Ибн Батутте, воплощение силы ислама. Ибн Баттута перешагнул порог города в 1326 году, когда там бушевала чёрная чума (говоря языком современным, бубонная чума), которая уносила ежедневно порядка 20 000 человек. Каир за последующие 150 лет ещё 50 раз будет подвержен этой напасти, которая причинит непередаваемую боль, но так и не сможет погасить неукротимое сияние великого города.

 

История

 

Каир был основан фатимидами (последователями ветви шиизма, более известной как исмаилиты) и представлял собой халифат, основанный в Ифрикии, который охватывал территорию от Красного моря на Востоке (от Египта до Хиджаза) и до Атлантического океана на Западе (вплоть до территории современного Алжира). Халифат оставил след даже на острове Сицилия (ныне часть Италии). Зачастую, когда речь заходит о Каире, внимание с фатимидов переключается на мамлюков и османов (которые, с большой долей вероятности, и Каиром правили дольше, и оставили после себя более глубокое наследие, которое можно лицезреть и сегодня). А ведь именно фатимиды создали место обучения и поклонения, которое оказало существенное влияние на религиозную составляющую жизни фактически каждого мусульманина-суннита. Речь идёт об университете «Аль-Азхар».

 

Каир. Город тысячи минаретов

Фото на слайдере мобильной версии: Nurdiena Rahmani Ahda on Unsplash

 

Итак, что же такое Каир? Каир – это город великанов и высоких гор; это город учёных и студентов вместе с их многочисленными свитками; суфиев и святых, их скрытых пещер; учёных и астрономов с их передовыми взглядами; поэтов и художников с их неповторимыми творениями; воинов и рабов, их бесконечных противостояний собственной судьбе. Вибрации, которые взбудоражили воздух вокруг и заставили вздыматься грудь человека в пещере в Мекке, не могли быть остановлены даже всем остальным миром. Кто поднимается из пепла, как великий Рим, как зелёный Вавилон, как богатейший Хорасан или Исфахан?!

 

Безусловно, отправившись в Каир сейчас, вы не найдёте тот средневековый город, который описывал Ибн Баттута. Легендарный путешественник ступил на каирскую землю в годы правления первых мамлюков – солдат-рабов, которые захватили Египет из рук айюбидов. То, что он увидел тогда, вряд ли сильно отличалось от того, что лицезреют современные жители. Мамлюкская архитектура по-прежнему доминирует в Старом городе. И это при том, что османы там правили гораздо дольше. Но даже они предпочитали мамлюкский стиль в архитектуре, чем способствовали сохранению этого дизайна, который после плавно обрёл второе дыхание в Стамбуле. Помимо мечети Мухаммеда Али-паши, которая по своему фасаду является ярким примером османской архитектуры, все остальные здания выполнены в мамлюкском стиле, что можно наблюдать, прогуливаясь по кварталам Старого Каира.

 

Медресе Салар и Синджар Аль-Джавли

 

Если вы держите путь в старый Каир, то начать его лучше с медресе Салар и Синджир Аль-Джаули. Расположенные всего лишь в нескольких минутах ходьбы от мечети Ибн Тулун, эти достопримечательности сегодня, к сожалению, закрыты на ремонт, хотя никаких видимых постороннему глазу реставрационных работ не ведётся. В наше время оба медресе представляют собой сильно разрушенные здания, разграбленные практически до основания – по сути это руины. Двери, закрытые для студентов и верующих, тем не менее оставляют возможность для самых любопытных проникнуть внутрь и внести свою лепту в разрушение древнего наследия. Нужно пройтись по целому лабиринту улиц, затем найти взглядом эти руины, увидеть крышу дома, сделать пару шагов, и только потом понять, что ты находишься над мечетью. Один только вид на практически исчезнувшие религиозные здания вызывает тяжесть и горечь от осознания того, какого великого наследия лишаются современные жители Каира.

 

Интересно, что особый вклад в строительство мечети внесли два эмира – Сейф Ад-Дин Салар Ат-Татари Аль-Мансури и Алаа Ад-Дин Санджар ибн Абдулла Аль-Джали. Оба они получили должность эмира в годы правления султана Ан-Насира Мухаммада ибн Калавуна.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Медресе Салар и Синджар Аль-Джавли / Archnet Digital Library; the Aga Khan Program for Islamic Architecture / CC BY-SA 4.0

 

Алаа Ад-Дин родился на территории современной курдской провинции Турции Диярбакыр. После прохождения обучения он был повышен до звания лейтенанта, а затем стал управлять Газой, став лейтенантом мамлюков уже на территории всего Египта. После успешной карьеры под руководством Аль-Мансура Калавуна и его сына Ан-Насира Мухаммада, Алаа Ад-Дин принял решение уйти в отставку. До конца своей жизни он занимался изучением наук, связанных с хадисами.

 

Что же касается Сейфа Ад-Дина Салара, то после мамлюкско-татарской войны он попал в плен к врагам. Как и Алаа Ад-Дин, он тоже взлетел по карьерной лестнице в годы правления Аль-Мансура Калавуна и был одним из доверенных лиц мамлюков. Во время управления престолом Ан-Насиром Мухаммадом ибн Калавуном Сейф Ад-Дин не просто смог стать самым могущественным визирем и продержаться на этом посту порядка 11 лет, но и своим влиянием затмил самого султана. Он даже хотел назначить сам себя султаном, но был арестован и умер от голода в тюремной камере.

 

Ибн Тулун

 

Ибн Тулун, самая известная из всех местных мечетей, по праву признана самой старой в Каире и одним из немногих сооружений, являющим собой яркий пример фатимидского наследия Каира. Хотя в течение последних десятилетий мечеть была полностью восстановлена, тем не менее она смогла сохранить отпечаток работы своих создателей. Минарет по своей форме напоминает Большую мечеть Самарры в Ираке, а подковообразные арки говорят о том, что андалусские художники работали над строительством и восстановлением этого древнего сооружения (а происходило это в конце мусульманского правления в Андалусии, когда большинство мусульман, евреев и даже христиан бежали в Северную Африку и Египет, чтобы защитить себя от европейских захватчиков).

 

Каир. Город тысячи минаретов

Мечеть Ибн Тулун / Общественное достояние

 

Минарет Ибн Тулуна – один из самых невысоких в Каире. Однако с него открывается неповторимый вид, демонстрирующий нам богатство местной исламской культуры и её расцвет.

 

Это завораживающее до глубины души зрелище, когда, спускаясь вниз с минарета, ты слышишь азан сначала из соседней мечети, а потом голос муэдзина начинает призывать на молитву с другой мечети. Пение муэдзина слышно даже в самом отдалённом уголке Каира.

 

Тарабай Аш-Шарифи – Купол под наклоном

 

Мавзолей Мамлюка Амира Тарабая Аш-Шарифи – это один из многих сохранившихся мавзолеев. Но его главное отличие от других образцов мамлюкской архитектуры – это наклонный купол. Купол, круглый по своей форме, имеет под собой квадратное основание, которое, в свою очередь, опирается на прямоугольный фундамент. При этом квадратное основание расположено не совсем симметрично, поэтому немного соскальзывает с прямоугольного фундамента, что и придаёт куполу наклон относительно линии горизонта. Как правило, архитекторы в мусульманских странах были одновременно художниками и математиками, которые проводили массу расчётов при проектировании объектов.

 

Мечеть-медресе Аль-Амира Хайра – Цветочный купол

 

Основанный османским правителем Египта, этот средневековый комплекс был построен в черкесском (бурджийском) стиле. Династия Бурджи была Черкесской ветвью мамлюков, пришедшей с Северного Кавказа через Чёрное море. Если вы хотите оценить всю красоту и прелесть архитектуры мечети, то лучше забраться на самый верх соседнего здания. Характерно, что на какое бы здание в Каире вы ни поднялись, перед вашими глазами предстанет непередаваемый словами по красоте вид на мир вокруг.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Мечеть-медресе Аль-Амира Хайра, CC BY 3.0

 

Мечеть Аксункур – Голубая Мечеть

 

В мире есть множество мечетей небесного цвета. Есть такие в Стамбуле и Тебризе, но сегодня речь пойдёт о голубой мечети Каира. Пожалуй, это один из самых маленьких и безмятежных мусульманских храмов. Мечеть, нашедшая своё успокоение в квартале Таббана между воротами Баб Зувейла и цитаделью Салахуддина, построена в сирийском архитектурном стиле и представляет собой небольшой оазис, спрятанный посреди обилия камней и песка. Внутренний двор мечети сплошь устлан камнями.

Каир. Город тысячи минаретов

Голубая мечеть / Общественное достояние

 

Махмуд Аль-Курди – мечеть с шевронным куполом

 

Этой мечети более 600 лет. Благодаря необычности цветового решения и обилию оригинальных узоров на каменных куполах, это чудо архитектуры требует особого внимания. Тем более, что шевронный дизайн является одним из самых ранних и наиболее привлекательных.

Каир. Город тысячи минаретов

Мечеть Махмуд Аль-Курди, CC BY 3.0

 

Комплекс Султан Аль-Гури

 

Комплекс Султан Аль-Гури включает в себя ханку (место сбора суфиев), мавзолей, себил-Куттаб, мечеть и медресе. Султан Аль-Гури, хотя и получил широкую известность благодаря своей непомерной жесткости и зверствам, тем не менее прослыл в народе покровителем искусств, музыки и поэзии, относясь с особой любовью к изысканной архитектуре.

 

Аль-Гури также благоволил суфиям и благочестивым людям, что вполне объясняет, почему он построил великолепную ханку, место для суфийских собраний. Сегодня оно служит аналогичной цели – здесь поводятся международные культурные мероприятия, в том числе музыкальные концерты.

 

Стоит отметить, что структура мавзолея была продумана таким образом, что внешний купол просто-напросто отсутствует. Это связано с тем, что купол считался неустойчивым и был заменён плоским деревянным потолком где-то в XIX веке. К счастью, каменные мукарны остались под куполом и не были утрачены.

 

Каир. Город тысячи минаретов

JMCC1CC BY-SA 3.0

 

Мечеть Аль-Гури отличает монументальный и уникальный по красоте минарет. Взобравшись на самый верх, можно почувствовать характерный лёгкий запах тмина и гвоздики.

 

Конечно, глупо утверждать, что Каир не изменился со времён путешествия Ибн Халдуна, однако город сумел сохранить многие свои привычки.  К примеру, специи были завезены сюда и обосновались на местном рынке много веков назад. И даже сегодня, если кто-то заходит в комплекс Аль-Гури или поднимается на самую высокую точку местной мечети, то сразу чувствует этот характерный запах. Интересно представлять, что таким способом (взобравшись на самую высокую точку) путешественник легко мог понять, куда ему нужно идти, чтобы приобрести специи, мыло или свечи.

 

А ещё на самой верхушке минарета мечети комплекса перед тобой открывается вид на бесконечный горизонт, состоящий из одних минаретов.

 

Баб Зувейла

 

Когда человек входит в ворота Баб Зувейлы, то словно попадает в другую эпоху. Вас приветствуют два величественных минарета, возвышающиеся над головой, открывая путь на улицу Аль-Муиз, длина которой составляет всего одну милю. Говорят, что именно здесь, на улице Аль-Муиз, находится сосредоточие средневековой архитектуры исламского мира.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Баб Зувейла / JMCC1CC BY-SA 3.0

 

Если у вас хватит смелости и отваги взобраться на самый верх хотя бы одного из минаретов, то вы сразу почувствуете, как спутанные в голове мысли обретают ясность, а фразы, давно сидевшие внутри, вдруг превращаются в слова и сами слетают с языка. Отсюда ты словно смотришь на жизнь и видишь её во всех обличиях и проявлениях. Только находясь здесь можно на мгновение встряхнуться от мирской суеты. Поверните голову на Запад и увидите Великую мечеть Кайруана и священный город Фес.

 

…Ты чувствуешь, что Каир – не просто цитадель, но сторожевая башня, терпеливо ожидающая возвращения своего народа, чтобы закончить то, чему никогда не суждено быть завершённым…

 

Мечеть Аль-Азхар

 

Основанный в 970 году фатимидами, университет «Аль-Азхар» по праву считается одним из старейших университетов в мире. Помимо Корана и исламского права, здесь преподавали также логику, грамматику, риторику и астрономию. Только в одном «Аль-Азхаре» можно найти семь миллионов страниц рукописей, датируемых ранними веками. Даже сегодня местные учёные не прекращают споры по целому ряду вопросов, раздирающих исламский мир. Стоит напомнить, что раньше здесь обучались шииты, вплоть до того дня, когда Салахуддин стал правителем и создал собственную династию айюбидов. Именно тогда «Аль-Азхар» стал суннитским институтом, которым является по сей день.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Аль-Азхар / Общественное достояние

 

Интересно, что иудейский философ Маймонид (Моисей бен Маймон) читал здесь лекции по медицине и астрономии в годы правления Салахуддина.

 

Мечеть Сайидуна аль-Хусейн – мечеть имама Хусейна

 

Через дорогу от «Аль-Азхара» находится мечеть имама Хусейна. Хотя она была построена в 1154 году (то есть 865 лет назад), восстановлена мечеть была лишь в XIX веке, что не могло не сказаться на её внешнем облике.

 

Многие жители Каира считают, что эта мечеть является местом захоронения головы внука пророка Мухаммада Хусейна. Голова имама Хусейна была отделена от тела в ходе битвы при Кербеле. Погребение останков тела произошло в городе Аскалан в Палестине. Позже тело имама Хусейна было перенесено в Каир, чтобы защитить останки от осквернения со стороны крестоносцев.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Мечеть Сайидуна аль-Хусейн / Berthold WernerCC BY 3.0

 

Йеменский писатель Сайеди Хасан бин Асад так описал перенос головы имама Хусейна в своей рукописи «Рисала»: «Когда Раас [глава] аль-Имама Аль-Хусейна была извлечена из гроба в Аскалане, капли свежей крови были видны на Раас Аль-имаме Аль-Хусейне, и аромат мускуса распространился повсюду».

 

Посланник Божий (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Хусейн от меня, а я от него. Тот, кто любит Хусейна, будет любим Богом. Хусейн – одна из моих ветвей».

 

***

 

Каир – это город, который охранял и украшал исламский мир с самого момента его основания. В 1258 году столица Империи аббасидов Багдад была разграблена и сожжена огнём, пришедшем с Востока, – ордами Чингисхана - монголами. Багдад был центром исламского мира на протяжении более 500 лет, а понадобилось всего лишь 10 дней, чтобы превратить его в пепел, оставив от него только пыль и кровь. Такая же участь постигла каждый город, который находился на пути монголов. И только когда они встретились с кипчакскими (тюркскими) мамлюками из Египта, завоеванию и разрушению мусульманского мира наконец наступил конец.

 

Где-то в середине XIII века Хулагу, внук Чингисхана, отправил посла к Кутузу, султану мамлюков Египта, требуя капитуляции: «От Царя царей Востока и Запада, Великого Хана. Кутузу мамлюку, который бежал, спасаясь от наших мечей. Вы должны подумать о том, что случилось с другими странами и подчиниться нам. Вы слышали о том, как мы завоевали огромную империю и очистили землю от беспорядков, которые запятнали её. Мы завоевали огромные территории, истребляя абсолютно всех людей. Вы не можете убежать от ужаса наших армий. Куда ты можешь бежать? Какой дорогой ты воспользуешься, чтобы скрыться от нас? Наши лошади быстры, наши стрелы остры, наши мечи как молнии, наши сердца тверды как горы, наши солдаты многочисленны как песок. Ни крепости нас не задержат, ни армии не остановят. Ваши молитвы Богу не помогут против нас. Нас не трогают ни слёзы, ни мольбы о пощаде. Только те, кто просит нашей защиты, будут в безопасности. Поспеши с ответом, пока не разгорелся огонь войны. Решите сопротивляться, и вы будете страдать от самых страшных катастроф. Мы разрушим ваши мечети и покажем слабость вашего Бога, а затем убьём ваших детей и ваших стариков. В настоящее время вы – единственный враг, против которого мы должны выступить».

 

Кутуз, не чуждый языку власти, ответил, убив посланников и повесив их головы на воротах Каира.

 

Тогда монголы предприняли попытку заключить союз с крестоносцами, которые сразу усмотрели в этом соглашении неразумность и отказались (дикость монголов была хорошо известна всему миру). Мамлюки и монголы продолжат сражаться в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Кутуз, предчувствуя неизбежную победу своих войск, яростно маршировал с опущенным шлемом (чтобы позволить своим войскам воочию лицезреть своего султана на поле боя, бок о бок с ними), выкрикивая слова «О мой ислам». Это будет первый раз за всю историю, когда монголы столкнутся с поражением, что приведёт к полному уничтожению их империи. Некоторые монголы в последствии осядут на завоёванных ими мусульманских землях, став мусульманами.

 

Каир. Город тысячи минаретов

Баб Зувейла - место, где были подвешены четыре головы монголов / CC BY-SA 3.0

 

Странно думать, что каких-то 759 лет спустя можно будет спокойно сидеть на ступеньках мечети фатимидов у входа в Баб Зувейлу и видеть ворота, где когда-то висели окровавленные головы монголов. Это было приглашение к войне, которая изменила будущее всего мусульманского мира.

 

Недалеко от Баб Зувейлы расположилась рыночная площадь, где в течение более чем 500 лет изготавливалась Кисва (чёрная ткань, покрывающая Каабу), а затем на верблюдах была доставлялась в Мекку.

 

Город, где осел Салахуддин, где должна была обосноваться колыбель ислама, призванная усмирять и успокаивать сломленных, воспитывать молодых и давать отдых старым... Каир – это город истории и богатства, который требует более тщательного анализа. Пожалуй, сейчас будет достаточно просто напомнить о том, что именно здесь Салахуддин увидел свою судьбу. Именно здесь из самых твёрдых камней и самых мягких песков люди превратились в царей. Даже если сменятся столицы халифата, это место заставит Наполеона забыть о сне. Именно это место в конце каждой династии, эпохи, правления, трагедии и успеха собирает внутри себя все остатки прошлого, чтобы сохранить его для потомков, а потом попросит нас отдать взамен нечто большее…

 

Ибн Халдун и Каир

 

«Я видел цивилизацию мира и сад земли; место, где собираются разные народы и собираются самые просвещённые люди; пристанище ислама и место власти, где процветают дворцы и айваны; где ханки, медресе и молодёжь расцветают на каждом шагу; и люди знания освещают его, как луны и планеты» (Ибн Халдун).

 

Каир. Город тысячи минаретов

CC BY-SA 4.0

 

Именно в стенах «Аль-Азхара» преподавал Ибн Халдун. Точное местоположение его могилы неизвестно, но она находится в Каире. Некоторые говорят, что она была разрушена, когда понадобилось освободить место для постройки новой дороги в 1950-х годах. Однако есть достоверная информация, которая указывает на то, что тело его погребено недалеко от городских ворот Баб-ан-Наср. Ибн Халдун признан повсеместно (хотя многие пытаются незаслуженно приуменьшить его заслуги, отдавая предпочтение европейским мыслителям) в качестве первого истинного историка и экономиста. Жизнь Ибн Халдуна была типичной для выдающегося мусульманина XIII-го века, держащего свой путь туда, где свет сиял ярче всего, обучая тех, кто больше всего искал, раздавая знания тем, кто больше всех голодал. Поскольку Севилья, одна из последних земель, остававшихся в руках мусульман, перешла к христианам, он уехал в Марокко и вернулся в Тунис, прежде чем снова уехать в Каир, где и провёл свои последние земные годы.

 

Найти Ибн Халдуна можно за стенами Старого Каира. Здесь нельзя обнаружить каких-либо указателей или знаков, каменных или мраморных мавзолеев. Абсолютно ничего. Люди здесь даже до конца сами не осознают, что живут в городе мёртвых, которые так массово окружают Каир.

 

Выводы

 

Каир – город с тонкой организацией, но подавляющий своей силой. Ни одна династия не смогла и не сопротивлялась его притяжению, ни один правитель не мог пройти мимо него, ни одна сила или человек не могли войти и уйти без полного подчинения этому древнему городу. Каир – это город закрытых пещер, где нога ступает вперёд сердца, ибо сердце не может понять, пока нога не споткнётся. Сердце любого восприимчиво к языку Каира: красота витражей мягко застилает глаза, в то время как твёрдость камней подготавливает человека к пониманию того, что это не место для бесконечного отдыха. Как прекрасна ловушка, которую расставляет Каир для тех, кто рискует вступить на его землю…

 

Чтобы понять собственную слабость, достаточно поразмыслить над возвышающимися арками; проследить за древними величественными сооружениями, чтобы понять, что в них нет и капли недостатка; сосчитать тысячи стеклянных ламп, сбиться и начать сначала; прильнуть губами к мраморным михрабам; прислушаться к тысячам голосов, звучащих со всех сторон и из разных времён; прикоснуться к деревянным минбарам…

 

Как можно защитить человеческую грудь, состоящую сплошь из костей и тканей, мышц и крови от расщепления, когда свет нашей славы, сконцентрированный в этом старом городе, проникает в тебя постоянно, пока ты произносишь его имя, пусть даже одними губами? Земля Мусы и Юсуфа, город сломленных и обнадёженных, святилище гонимых и место власти; кладбище грешников и гнездо для остальных, кто следовал за мелодией, город тех, кто всегда будет сюда возвращаться…

 

В Каире есть история и детали нашего прошлого. В Старом городе есть дома с ключами в дверях, оставленные, брошенные бывшими жильцами; библиотеки без хранителей, с погасшими лампами и пыльными молитвенными ковриками, которые ждут своих детей, чтобы ответить на их вопросы. Фатимиды, айюбиды, мамлюки и османы выполнили свой долг – они создали город, который в последствии стал колыбелью для всех мусульман. Это не священные Мекка и Медина, но внутри покоев этого города течёт кровь величия, которая превращает даже грязевые и песчаные сооружения в сады небывалой доселе красоты.

 

Приезжай, прилетай, приходи в Каир и не забудь взять с собой свои вопросы, которые при встрече ты задашь городу тысячи минаретов, чтобы услышать ответ. Ибо «тот, кто не видел Каира, не знает силы ислама» (Ибн Халдун).

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото на слайдере: sophia valkova on Unsplash

Фото на слайдере мобильной версии: Nurdiena Rahmani Ahda on Unsplash