У каждого народа, у жителей любой страны в каждом уголке планеты есть сакральные места, которые занимают особое место в жизни и истории населения. Это могут быть памятники культурного наследия, места, связанные со значимыми политическими событиями, природные ландшафты, религиозные святыни. Именно здесь, в местах силы человек чувствует прилив сил, его душа обновляется, а сердце наполняется покоем. И мы продолжаем вас знакомить с необычными историческими, несущими сокровенный смысл для местного населения местами, расположенными в Казахстане. С первой частью можно ознакомиться здесь.
Колодец неуязвимого Укаша
Как утверждают местные сторожили, вода, которая собирается в колодце святого Укаша, связана через подземные пути с родниковой водой Зам-Зам в Мекке. Но не так-то просто достать воду из этого колодца. Если верить легенде, то Укаш был верным телохранителем Пророка Мухаммада и занимался распространением ислама в Средней Азии. В народе Укаш прославился тем, что обладал неуязвимостью, которая исчезала лишь на время пятикратного намаза. Именно этим и воспользовались его враги, напавшие на Укаша во время утреннего намаза. Укашу отсекли голову, которая, откатившись, упала в расщелину, а затем через подземные пути попала в священную для всех мусульман Мекку. Вскоре через эту расщелину и стала бить вода.
Сейчас внутри мазара святого Укаша, который находится в 55 км от города Туркестана, расположен глиняный саркофаг длиною 21 метр – именно на такую расстояние и растеклась кровь из обезглавленного тела.
Что касается самого колодца, то он представляет собой выложенный камнями узкий тоннель, уходящий вниз на глубину в 22-25 метра под небольшим наклоном. В этот колодец едва входит стандартное по своим размерам ведро.
Среди местного населения распространено поверье, в котором говориться, что воду из колодца может извлечь только абсолютно безгрешный человек. В зависимости от того, насколько чисты помыслы приехавшего человека и какие поступки он совершал ранее, зависит, насколько полное ведро он вытащит из колодца. Иногда вёдра выходят искорёженными, согнутыми, поломанными.
Мавзолей Хисамеддина аль-Сыгнаки (Ысамиддин, Сунак)
Возле древнего города Сыгнак, всего лишь в 150 км от Кызылорды, расположен мавзолей учёного и проповедника ислама в тюркских степях Хисамеддина аль-Сыгнаки. По одной из версий, которая бытует в народа, аль-Сыгнаки является потомком Абу Бакра, одного из тестей пророка Мухаммада.
Долгое время Сунак был имамом при мавзолее Кожа Ахмета Яссауи. Он владел и писал на нескольких языках, в том числе на арабском, турецком и персидском.
Под старость лет Сунак принимает решение переехать из Туркестана в родной город Сыганак (другое название города Сунак). Рядом с мазаром Сунак также расположены захоронения ханов и знаменитых людей того времени.
Этот мавзолей является одним из мест паломничества.
Мавзолей Айша-биби
Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, который не имеет аналогов в архитектурно-строительной культуре не только Казахстана, но и всей Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.
Расположен мавзолей в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области и является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. К сожалению, более точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но в народе этот мавзолей получил прозвище памятника скорби и любви. В народе ходят порядка 28 версий легенды, в которой рассказывается о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью учёного и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, а после его смерти получала воспитание у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако её воспитатель шейх Айкожа не дал согласие юноше. Тогда девушка обманным путем сбежала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть её, поскольку юная дева нашла свою смерть на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в женском головном уборе. На месте гибели Айши и был воздвигнут мавзолей.
По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана, и правитель, горюя после её преждевременной кончины, нашёл лучших мастеров, чтобы возвести над могилой усопшей мавзолей невиданной красоты.
Сейчас мавзолей Айши биби – это место паломничества женщин, которые отчаялись познать прелесть материнства. В письменных источниках сведений о личности Айши биби найти не удастся, а само захоронение в мавзолее до сих пор не исследовано археологами.
Мавзолей уже в XIX столетии понёс значительные потери – уцелели только остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но даже в полуразрушенном виде этот исторический памятник производит глубокое, неизгладимое впечатление на путешественников, позволяя обрести душевную гармонию и заставляя всё вокруг молкнуть от красоты и величия мавзолея.
Мавзолей Домбауыл
Мавзолей Домбауыл является одним из самых древних сооружений, расположенных на территории Центрального Казахстана. Если верить исследованиям учёных, то это здание было построено ещё во времена владычества гуннов, а предназначено было для проведения культовых обрядов. Построен мавзолей из камня-плитняка на глиняном растворе, а вход его ориентирован на восток. Располагается сооружение на левом берегу реки Каракенгир.
Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом самого Чингисхана. Когда сын Чингисхана Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре. Грозный правитель понял язык музыки и, будучи охвачен горем, приказал залить домбру горячим свинцом.
Существует ещё одна легенда, согласно которой Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых и погиб Джучи хан. Есть ещё третий вариант предания, в котором речь идёт о музыканте-кобызисте, чьё имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете порядка 180 лет, в обращении к хану Тохтамышу говорится: «Повидал я белый свет, Мне сто восемьдесят лет, И душа жива во мне… Видел даже Домбаула, Сказочного мудреца, Его знали все аулы, Впереди он гнал гонца». Из этих строчек следует мысль, что Домбауыл – это персонаж, скорее, сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и память о них жили в веках.
Мавзолей Алаша хана
Мазар был построен народными мастерами в XI-XII вв. в честь Алаша хана. Его имя напрямую связано с появлением трёх жузов. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области.
В первой половине IX в. и X в., когда казахи ещё не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш. Алаша (Алаш) хан, по легенде, является не просто прародителем шести основных племён, но человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя. Известные просветители Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что Алаша хана проживал в центральной части Дешт-и-Кыпчака. По сказаниям, записанным Ш. Уалихановым, у туркестанского хана Арслана преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить, потому и назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевать авторитет у простого народа.
Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство). «Шесть алашей» – шесть племён, последовавших за шестью сыновьями Огуза.
После распада Золотой Орды «алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М. Купеева: «До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далёких времён остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трёх жузов».
Для литературного творчества Алаш – это человек, который находится на передовой самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша Хана, Джучи Хана, Домбаула, Дузена и мавзолей Ердена. Есть достоверная информация, что мавзолей Алаша хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени – Едиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел.
Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX в. – начала XX в. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.
Шеркала: гора-«пиала»
Шеркала — это легендарная для казахского народа гора, где в Средние века была построена крепость, охранявшая караванные тропы Великого шёлкового пути. Гора Шеркала расположена между центральной и западной системами хребтов Каратау, в северной части горы Акмыштау.
У подножия горы сохранились остатки стен древнего караван-сарая, а на склонах при более детальном изучении можно легко обнаружить ниши для караульных, следы веревочных лестниц и остатки потайного хода, который когда-то вёл на самую вершину горы. Одиноко стоящая гора необычной формы находится в 175 км от города Актау и в 21 км от поселка Шетпе. Если смотреть на неё с одной стороны, гора напоминает огромную белую юрту, а с другой — похожа на спящего льва, положившего свою огромную голову на лапы. Поэтому гора получила своё название «Шеркала», что в переводе с тюркского означает «крепость льва» («шер» — лев, «кала» — крепость).
Львиная гора окружена целым ореолом легенд. Её известняковые склоны отвесны и только к вершине становятся несколько пологими, образуя при этом гигантский шатер, напоминающий верх юрты.
Подняться на гору можно, но только если у тебя есть специальное снаряжение. Для того, чтобы обойти Шеркалу, нужно потратить как минимум три часа. А если вдруг вы захотите заглянуть в некоторые из многочисленных пещер, побродить на месте древнего поселения, выискивая черепки — свидетелей былых цивилизаций, — времени понадобится гораздо больше. Существует народное поверье: если загадать желание, прежде чем обойти вокруг Шеркалы, оно обязательно сбудется.
Но главное — за каждым изгибом, за новым поворотом открывается удивительный вид: настолько необычный, что порой кажется, будто ты попал на необитаемую планету или на страницы одной из сказок. В одной из пещер был колодец, из которого местные жители пили вкусную воду, скрываясь от врагов на вершине горы. Сейчас колодец уже засыпан. Также вокруг Шеркалы можно обнаружить россыпь каменных шаров разной величины. Многие потрескались под действием ветра, иные лежат разбитыми.
Внутри, на стенах пещер — отпечатки ракушек и рыб. А недалеко от Шеркалы, вблизи дороги, находится зелёный оазис: родник и маленькая речка Акмыш.
Мавзолей Жошы хана
Памятник архитектуры XII –XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – это один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Расположен он в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана. Считается, что мавзолей был сооружён в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время живут в народе и многочисленные версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.
Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол, внешний, к сожалению, не сохранился, но достоверно известно, что ранее он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен.
История происхождения мавзолея известна лишь по многочисленным легендам, которые и по сей день продолжают ходить среди местного населения. В окрестности гор Улытау находилась ставка Жошы хана. Он любил красивые степные пейзажи предгорий. Став правителем огромной степной страны Дешт-и-кыпчака, Жошы пустил в своё сердце гордыню и перестал подчиняться приказам отца, Чингисхана. Каган монголов не мог стерпеть неподчинения старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы. По легенде, Жошы хан нашёл свою смерть во время охоты, будучи растерзанным вожаком косяка диких животных, хромоногим куланом, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку…
Легенду о том, что в мавзолее захоронен именно Жошы хан, подтверждают результаты исследований советских археологов. В 1946 году тело Джучи-хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом.
Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Уалихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется первое детальное и очень точное описание этого древнего строения.
Ильмира Гафиятуллина