En Ar

Далекое согласие на Ближнем Востоке

27 января

«Совет мира» для Газы, анонсированный Трампом как механизм многостороннего урегулирования, столкнулся с парадоксом: призванный демонстрировать «новый подход», он высветил старые, неизменные реалии конфликта. В то время как одни ближневосточные медиа видят в этой структуре прагматичный путь к стабилизации, другие различают в ней инструмент легитимации силового статус-кво и экономической экспансии, где безопасность для Израиля и прибыль для внешних игроков ставятся во главу угла, отодвигая саму идею палестинского суверенитета на периферию повестки.


Редакция арабского «The National» встречает объявление многоэтапного плана Трампа по Газе с облегчением и здоровой долей скептицизма. После долгих лет войны и десятков тысяч жертв любое движение к миру кажется чудом, а предложенная «новая Газа» – несбыточной мечтой. Сейчас, однако, процесс набирает обороты. Создание палестинского Национального комитета по управлению Газой, формирование «Совета мира», привлечение отвечающих за безопасность международных сил с участием Египта и Иордании – после недавних скандалов Трамп предстает «мистером Многосторонность», что само по себе уже является достижением.


Публицисты на зеленых страницах «Asharq Al-Awsat» подробно изучают фигуру американского президента и проделанную им работу в первый год второй каденции. Самир Аталла вспоминает: когда зять президента США Джаред Кушнер заговорил о новой «Ривьере» в Газе, это казалось шуткой. Но Трамп лично объяснял важность проекта, пока Газу сокрушали снова и снова. Мир счел это пустыми словами. Громкое событие, произошедшее в тысячах километрах от Ближнего Востока – похищение президента Венесуэлы и захват нефти этой страны, – а затем и «Совет мира» демонстрируют, как Трамп превращает политику в цифры. Редкие минералы Украины, недра Гренландии: «Во главе мира – человек из мира недвижимости», – отмечает публицист, подчеркивая бурлящую предпринимательскую жилку Трампа. Автор также замечает новое выражение в Белом доме: «президент и его команда», а не «…его администрация». 


Доктор Абдулла Фейсал Аль Араби в материале «Бурный трамповский год» считает победу Трампа мимолетной аномалией, но явным отражением недовольства традиционными институтами США. Его команда принимает необычные решения: упомянутый «вывоз» президента Венесуэлы, возвращение к аннексии Гренландии – это похоже на чистки в большой корпорации, когда нанимают жесткого управленца для снятия исторических обременений. Поэтому благоразумные государства, как Саудовская Аравия, настаивают на договорах через Конгресс США – это реальная гарантия от капризов нынешнего хозяина Белого дома. По мнению автора, предстоящие промежуточные выборы в Соединенных Штатах станут всенародным референдумом о новой Америке Трампа.


Возвращаясь к материалу «The National» о втором этапе плана американского президента, можно обнаружить аргументы скептических настроений редакции арабского издания. Так, заявления об «исторической гуманитарной помощи» и «поддержании перемирия» расходятся с реальностью: Израиль продолжает строгую блокаду, а ХАМАС не только не разоружен, но и уверенно избрал нового лидера. Первый этап далек от завершения. Тем не менее, останавливать переход ко второму этапу нельзя. Задача США – доказать скептикам обратное, оказав давление на Израиль и найдя подход к ХАМАСу. Продолжающиеся страдания жителей Газы делают любой долгосрочный прогресс все призрачнее.


Ливанский «Al-Akhbar» еще более пессимистичен. По мотивам освобождения Израилем палестинских заключенных, издание публикует пугающий текст Таира Абу Аййаша «Семиотика истощенного тела в плену». Материал сильно контрастирует с проектом новой «Ривьеры» в Газе. Автор описывает образы освобожденных палестинских заключенных как шокирующий визуальный феномен, где истощение – преднамеренное переписывание тела, инструмент для вселения ужаса: «Тело лишают биополитического суверенитета, низводя борьбу к битве за калории – низшую ступень существования…»


Публицист резюмирует, что заключенные превращают безмолвную боль в язык; их хрупкое тело становится неопровержимым обвинением жестокости. Его коллега по изданию, Ибрагим Аль-Амин, приводит исторические доказательства – Ирак и Афганистан – предполагая, что Вашингтон и Тель-Авив готовят новую широкую кампанию при поддержке Европы. Ее цели: Иран, силы сопротивления и война на искоренение в Палестине.


По мнению автора, сейчас не время для переговоров, предлагающих капитуляцию. Трамп, сталкиваясь с внутренним давлением, может выбрать внешнюю эскалацию. В Израиле же широкий консенсус считает момент созревшим для удара, следуя доктрине «выжженой травы». Сила испытывается не в оружии, а в выносливости. Настоящее поле боя – в расколе общества противника и в пределах поглощения затяжных потерь.


Откровенное желание Вашингтона и его союзников заработать на восстановлении региона, воспринимаемое как колонизация будущего, лишь подпитывает решимость сил сопротивления продолжать борьбу. Скепсис со стороны медиа даже традиционных ближневосточных партнеров США обнажает кризис доверия. Без реального снятия блокады и прекращения израильской оккупационной политики, добиться справедливого мира на Ближнем Востоке будет крайне сложно.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: ErikaWittlieb/Pixabay