Истинные сыны своего народа, единственные в своём роде востоковеды, каллиграфы и учёные сыграли особый вклад в становлении и развитии духовной культуры татарского общества с периода её возникновения и по сегодняшний день. Не стал исключением из этого числа и Хусаин Фаизханов, о котором и пойдёт сегодня речь.
Хусаин Фаизханов был и остаётся выдающимся татарским общественным деятелем, педагогом, историком, востоковедом, археографом и каллиграфом.
Родившись в 1823 году в семье крестьянина в деревне Сабачай Курмышского уезда Симбирской губернии, Хусаин получил традиционное религиозное образование в родной деревне, после чего продолжил обучение в деревне Бараска, а затем и в Казани. В 1850-1854 годах Фаизханов был учеником видного татарского улема Шигабутдина Марджани. Несмотря на непродолжительное обучение у Марджани, Хусаин успел впитать любовь к арабо-мусульманской культуре, к фикху.
С переездом в 1854-55 годах восточного факультета Казанского университета в Санкт-Петербург туда отправляется по приглашению декана и Фаизханов, желая повысить уровень своих знаний в качестве востоковеда и остаться в качестве преподавателя.
24 ноября 1855 года после просьбы Мусина-Пушкина, попечителя Петербургского учебного округа, Хусаин Фаизханов получает разрешение на преподавание тюрко-татарских и арабского языков на факультете восточных языков Петербургского университета. Уже через 5 лет он будет утвержден в должности лектора факультета восточных языков. Лишь в 1858 году Хусаин получает возможность преподавать тюркские языки (татарский, турецкий) без жалованья. А 27 ноября 1858 года ректор сообщает декану о разрешении министра принять Фаизханова на работу.
Он также преподает арабский язык. Это говорит о том, что Хусаин Фаизханов был не просто хорошим преподавателем, но и превосходным специалистом, владеющим множеством языков. Правда, в печати свет увидела лишь одна монография учёного – «Краткая грамматика татарского языка», изданная в 1862 году. В приложении к работе был помещён собственный перевод учёного на татарский язык отрывка известного памятника «Калила и Димна», текст грамоты хана Джанибек-Гирея (XVII в.), отрывок из «Маджалис ан-нафаис» Алишера Навои.
В закромах учёного было много материала по истории татар и тюрок вообще. Его мысли были обращены в сторону просветительской деятельности в татарской среде. Хусаин Фаизханов стал первым из числа просветителей татарского народа, который, убедившись в преимуществе европейской системы обучения, пришёл к мысли о необходимости перенесения европейских методов образования на татарскую почву.
Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учёности. Им была написана работа под названием «Ислах ал-мадарис» («Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке — мусульманской юриспруденции и арабской филологии. К сожалению, труд так и не был издан. Своим проектом Хусаин Фаизханов подготовил почву для джадидского медресе, стал предшественником новометодного образования, получившего название «усуль-джадид» (джадидизм).
Изучив дипломатические грамоты крымских ханов из архива МИД России в Москве, Фаизханов становится членом Общества археологии. Действительным же членом этого Общества востоковед становится в 1860 году.
Результатом научных командировок в Оренбургский край стал выход в печать статьи «Три подробных булгарских надписи» в «Известиях Российского археологического общества». Эта публикация ознаменовала новый этап в исследовании булгарской эпиграфики. Именно с этого началась разработка метода расшифровки булгарских эпитафий второго стиля.
Перу известного татарского учёного и каллиграфа принадлежит значительная роль в изучении эпиграфики Касимовского ханства. В 1860 году он снял точные копии с татарских надгробных памятников Касимова. Им же была открыта надгробная плита Ураз-Мухаммед-хана, убитого в 1610 году Лжедмитрием II.
Скончался Хусаин Фаизханов в Санкт-Петербурге в 1866 году, оставив после себя богатое наследие и реформаторские идеи.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons