Татарстан и Азербайджан – две братских республики, чьи исторические, политические, экономические и гуманитарные связи тянутся не один десяток лет, становясь всё крепче с каждым годом. И в этом тесном взаимодействии особую роль играет культурное знакомство и взаимопроникновение, которое рождает нечто новое и необычное.
Кожаная мозаика и ичиги
Так, в ходе выставки народных промыслов России и Азербайджана «Связующая нить творчества, передача опыта будущим поколениям», которая прошла в рамках международной конференции «Россия – Азербайджан», участники мероприятия получили уникальную возможность ознакомиться с традиционным облачением татарских женщин, увидеть бережно и до мельчайших деталей реконструированные местными мастерами изю и хасите, погрузиться в историю татарского национального костюма. Особое внимание гостей Казани привлекли ичиги и тапочки из кожи, изготовленные в уникальной технике кожаной мозаики, свойственной лишь для татарского народа.
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что традиция изготовления узорной кожаной обуви является уникальной, присущей исключительно татарской культуре и издавна славится по всей России. Знаменитые татарские вышитые сапоги – ичиги – сегодня можно увидеть не только на сцене, но и в повседневной жизни. Мода на кожаные изделия с национальным орнаментом вновь начинает набирать обороты. Ведь такая обувь, кроме своего основного предназначения, способна поднять настроение тем, кто устал от серой однообразности и обыденности жизни, сподвигнуть на изучение своей богатой и многолетней истории.
Испокон веков для пошива ичиг использовался ручной труд в тандеме с отдаваемым мастером душевным теплом. Сейчас ничего не изменилось, за исключением одного – мастеров этого дела стало гораздо меньше.
Существует предположение, что слово «читек» («ичиги») является укороченным производным от «чигелгән итек» – «вышитые сапоги». В пользу этого мнения говорит и современный русский вариант «ичиги» (ичетыги), произошедший от «эчке итек» – сапоги, на которые надевается внешняя обувь. Ичиги особенно ценились нашими дедушками и бабушками, которые соблюдали обряды исламской религии. Такая обувь была незаменима при посещении мечети и совершении намаза, поскольку при выполнении некоторых условий освобождала от необходимости мыть ноги во время ритуального омовения перед каждой молитвой. По шариату такое допустимо.
Предки татар, волжские булгары, были признанными мастерами художественной выделки кожи и изготовления качественной одежды и обуви из мягких её сортов, называемых юфть и сафьян. Вышитые национальные ичиги, башмачки высоко ценились на мировом рынке уже в позапрошлом столетии. Так, например, в 1883 году в Париже татарские ичиги были награждены большой золотой медалью. А в 1920 году там же, в столице Франции, была представлена этнографическая продукция из различных стран. Утончённые эстеты французы восхищались зелёно-красными вышитыми ичигами. Национальная обувь была удостоена приза.