En Ar

В Казани презентовали уникальный альбом-каталог «Рукописи Навои в Казани»

15 февраля 2022


Алишер Навои занимает особое место не только в Узбекистане, но и во всём мире. И знают его не только как поэта, но и как философа, государственного деятеля, благотворителя и просветителя. Но сегодня речь пойдёт об Алишере Навои именно как о поэте и философе.


В прошлом году весь мир отмечал 580-летие со дня рождения писателя. В Казани эта дата ознаменовалась тем, что вышел в печать альбом-каталог «Рукописи Навои в Казани». Эта работа впервые вводит хранящиеся в Казани и Поволжье сокровища мировой литературы и философской мысли в мировой научный и культурный оборот. Составлением, предисловием и описанием рукописей занимался доктор исторических наук, заместитель Генерального директора Государственного музея Востока Илья Зайцев. В подготовке сборника принимали участие Национальная библиотека РТ, Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского КФУ и Национальный архив РТ.


Примечательно, что ранее казанские списки произведений великого поэта изучению не подвергались. Эти манускрипты происходят не только из Средней Азии, но многие переписаны в Поволжье. Среди них – уникальные рукописи Дивана поэта (переписанные в XVI в. и XVIII в.), рукописи Пятерицы (XVI в.), а также стихи поэта в различных поэтических сборниках XVII-XIX вв.


Алишер Навои и его гений вне времени


Алишер Навои – не чужой для России и для татар в частности поэт и мыслитель. Во многом он и его творчество символизирует тесные исторические связи между Средней Азией и мусульманскими народами РФ.


Творчество Алишера Навои велико. Объём шести его поэм составляют около 60 000 строк. В 1483-85 годы Навои создал произведение «Хамса» («Пятерица»), состоящий из поэм: «Хайрат ал-абрар» («Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»  («Семь планет»), «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Все они были созданы на основе традиции хамса – создания пятерицы (пяти поэм). «Хамса» Навои является первым произведением в данном жанре, созданное на тюркском языке.


За всю свою творческую жизнь Навои сумел опробовать свои силы практически во всех популярных жанрах литературы мусульманского Востока, не теряя при этом собственный голос и стиль.


Помимо стремления выразить и интерпретировать в своих поэмах человеческую и суфийскую любовь, Алишер Навои на повестку дня ставит злободневные мирские проблемы, которые прорываются через гуманистические взгляды поэта. К примеру, в поэмах «Сабъаи сайяр» и «Садди Искандари» на первое место выходят проблемы, связанные с троном. Через свои строки поэт говорил о непостоянности мира и обязанностях правителя по отношению к своему народу.


По своему общественному и художественному значению «Хамса» Навои имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали. В настоящее время существует множество списков «Хамса», разбросанных по всему миру. Это яркое свидетельство того, какую роль играло это произведение в жизни жителей Средней Азии.


За свою плодотворную жизнь Навои успел создать огромное количество лирических произведений. В 1498 году он завершил составление сборника всех своих стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Стихи, написанные на персидском языке, он собрал в сборнике «Дивани Фани».


Помимо художественных зарисовок, перу Навои принадлежат и научные труды. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков», 1499); по литературоведению – «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утончённых»), по теории аруза (размер стихосложения) – «Мезан ал-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма – (шарада) «Муфрадат».


Интересовался он и историей, даже создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Также за свою жизнь узбекский мыслитель успел написать и несколько мемуаров, среди которых – жизнеописание Абд Ар-Рахмана Джами «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятённых», 1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»).


Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб» (1500), в котором нашли выражение его самые последние взгляды на общество и политику.


Всю свою жизнь Алишер Навои сочетал своё творчество с политическими деяниями.  Будучи человеком высокого положения, он внёс значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны, оказывал покровительство наукам, искусству и литературе.


Первый в истории Казани каталог рукописей Алишера Навои

 

В Казани презентовали уникальный альбом-каталог «Рукописи Навои в Казани»



По словам Генерального консула Узбекистана Фариддина Насриева, интерес к творчеству и персоне Алишера Навои с каждым годом лишь растёт. Об этом говорит тот факт, что в родном Узбекистане есть город и регион, названные в его честь, улицы, проспекты, а за пределами Республики также ставят памятники и чтят его деятельность как мыслителя и государственного деятеля.

 

В Казани презентовали уникальный альбом-каталог «Рукописи Навои в Казани»



По словам составителя каталога, заместителя директора Государственного музея Востока Ильи Зайцева, тексты Алишера Навои не потеряли своей актуальности и по сей день.


«Что касается непосредственно каталога, то это общая кропотливая работа. Каждый внёс свои мысли и труды в его создание. Стоит отметить, что изучение творчества Навои имеет давнюю историю в стране. Первая книга о нём была издана более 150 лет назад и представляла собой кандидатскую диссертацию о Навои как о государственном деятеле. Первым же, кто обратился непосредственно к его рукописям, к творчеству,  стал советский историк Семён Волин.  В 1941 году он подготовил к изданию сборник рукописей, которые хранились в собраниях Ленинграда. В силу определённых непростых обстоятельств в печать сочинение попало только в 1946 году. Его идея о сложении дивана Алишера Навои, тех этапах, которые диван претерпел, с некоторыми корректировками имеют силу и сегодня», – пояснил Зайцев.


Интересно, что, несмотря на богатство рукописей Алишера Навои в Москве и Казани, на эти два города почти не было обращено никакого внимания. Лишь один казанский диван упоминался в одной из научных работ. И это несмотря на огромный читательский интерес со стороны мусульман России, которые работы Навои не просто читали, но переписывали, перепечатывали и детально изучали.


«Так у нас созрела мысль сделать каталог, который включал бы в себя собрание рукописей Казани. Казань всегда была одним из центров отечественного востоковедения, востоковедные мысли здесь били ключом, издавались великолепные книги. По праву Казань можно считать центром мирового уровня. Всё это не могло не отразиться на рукописных сохранённых коллекциях. В Казани эти рукописи хранятся в Национальной библиотеке, в Научной библиотеке им. Н.Лобачевского КФУ и в Национальном архиве. И наш каталог – прекрасная возможность познакомиться с этими бесценными рукописями, которые были созданы в разное время в разных регионах и разными людьми. Одно перечисление этого списка даёт нам понимание, как высоко ценилось творчество Навои», – объяснил составитель каталога.


Две рукописи датированы XVI веком, одна из них – 1568 годом, она написана на родине великого поэта – в Герате. Остальные три рукописи более позднего периода, одна создана в 1868 году, две другие – не ранее ХIХ века. Каждая из пяти рукописей поступила в фонд библиотеки либо в результате целенаправленных покупок, либо в ходе археографических экспедиций. Об этом в ходе презентации рассказала заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского КФУ Эльмира Амерханова.

 

В Казани презентовали уникальный альбом-каталог «Рукописи Навои в Казани»

 

«Наиболее ранней рукописью является список 1568 года «Дивана», сборника лирических стихотворений. Этот манускрипт был внесён в инвентарную книгу восточного сектора отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Татреспублики при Казанском университете 23 мая 1939 года», – добавила эксперт.


По словам заведующей отделом рукописей и редких книг, уникальной является ещё одна рукопись. Переписчик из Нурлата Садретдин в XIX веке для заказчика из Касимова – Хамзы, сына мирзы Мухаметгарея Максудова, составил поэтический сборник, где представлены стихи Алишера Навои.


«Алишер Навои – великая фигура среди мыслителей Востока, его наследие – величайшая ценность для узбекского и других народов, которая является стержнем духовности для современного поколения. Именно поэтому в настоящее время возрастает роль произведений Навои в духовном развитии наций и народностей. Основная задача навоистики нового времени – анализ и популяризация творчества мыслителя в мировом востоковедении на основе новых научных взглядов и подходов в период коренных изменений в обществе», – уверена Амерханова.


Регулярные поиски рукописей в регионах компактного проживания татарского населения позволили выявить ещё одну рукопись Навои, о чём было рассказано в ходе презентации альбома-каталога. В 1968 г. Хадича Гильметдинова из деревни Каенлык Буинского района ТАССР передала в ходе археографической экспедиции Казанского университета список «Дивана», созданный не ранее XIX века.

 

 

 

Ильмира Гафиятуллина