Уже не первый год учёные обсуждают влияние исламского искусства и архитектуры на венецианское строительство. Как и почему культура ислама смогла так сильно повлиять на венецианских архитекторов? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Почти все знают Венецию – город, построенный на воде. Даже те, кто никогда не бывал в Венеции или вовсе живёт на другом конце света, в своём воображении легко могут представить себе красоту и очарование единственного в своём роде города, являющего собой пример уникального искусства и необычной архитектуры. Между прочим, сама по себе архитектура Венеции космополитична, объединяет в себе самые разнообразные стили: чистейшее готическое влияние с севера, романский характер, типичный для средневековой Италии, византийский и наиболее интересный для нас, исламский.
Начиная с середины XIX века было считанное количество исследований, которые помогли бы нам понять роль ислама в становлении и дальнейшем развитии архитектуры Венеции. Конечно, имели место быть несколько гипотетических исследований и выступлений. Стоит понимать, что для такой державы, как Венеция, главного торгового центра, связывающего Адриатическое и Средиземное моря с Константинополем и даже с мамлюками, Египтом и Сирией в XIV веке, исламское влияние является вполне обыденным явлением.
Принятие венецианских послов в Дамаске, 1511 / Анонимный автор, последователь Джентиле Беллини, Общественное достояние
Насколько велико влияние исламской культуры в Венеции?
Можно ли ещё более детально описать влияние исламской архитектуры на Венецию, город, который в Средние века и эпоху Возрождения соединял Восток и Запад? Отдельные формы оригинальной исламской архитектуры появились в Венеции и позже слились в единое целое с венецианской архитектурой. Это создало уникальный стиль, широко известный как Венецианская Готика, которую Отто Демус определил как стиль, имеющий сарацинский вкус, интегрированный с готическими темами. До Джона Раскина и его труда, посвящённого анализу архитектурного элемента арок, считалось, что готические стрельчатые арки, идущие с севера, и те, что характерны для сооружений исламского мира, были практически идентичны.
Однако, говоря об исламском влиянии, мы не можем позволить себе ограничиться одной лишь архитектурой. Ведь для понимания причин и особенностей такого проникновения мусульманской культуры в Венецию нужно обратиться и к историческому, и географическому аспектам.
Город Тир (современный Сур в Ливане), оказавшийся в блокаде венецианского флота и захваченный впоследствии крестоносцами) / Гийом Тирский, CC BY-SA 3.0
На протяжении многих десятилетий география исламского влияния в Венеции была сужена, особенно до существования фатимидского Египта.
Венеция всегда была торговым городом, центром для переправки и реализации через морские пути Адриатики и Восточного Средиземноморья товаров с востока. Уже в XIX веке появились гипотезы о возможности венецианских торговцев импортировать и имитировать иностранные и исламские архитектурные элементы у себя дома. С завоеванием Константинополя в 1204 году внедрение восточных элементов в Венеции было воспринято широкой публикой достаточно благосклонно. Это внесло изменения в венецианское искусство и архитектуру, которое стало результатом перенятия новых стилей строительства, найденных в дальних уголках торговых путей Венеции, идущих до Египта и Сирии. Венеция нуждалась и хотела узаконить своё господство в Средиземном море, а потому импортировала восточные мраморы, колонны и капители, в том числе Александрийские элементы.
Торговля продолжалась даже после Крестовых походов и частичной оккупации Константинополя: Византийская столица стала Венецианской базой для торговли с Востоком, в частности с мамлюками, с Египтом. На первом этапе, между X и XII веками, Константинополь оказал сильное влияние не только на Венецию, но и на весь исламский мир. Именно поэтому в Венеции можно найти сооружения, напоминающие нам архитектуру Египта. Уже после 1180 года этот стиль стал более оформленным, включив в себя египетские и персидские черты. Венецианцы переняли арабские элементы и применили их в гражданской архитектуре. К примеру, стали появляться такие типичные элементы мечетей, как зубцы парапета.
Непрерывные путешествия на Восток и обратно, домой, послужили эффективными каналами коммуникации, которые позволили сделать Венецию более открытой и доступной для восточных ценностей и культуры. Истории, которые рассказывали вернувшиеся на родину путешественники, позволяли расширить знания о Востоке, в том числе через импорт архитектурных приёмов и элементов.
Гранд-канал, работа Каналетто, 1738 / Общественное достояние
По мнению Владимира Госса, передача художественных элементов из-за рубежа является результатом сочетания трёх факторов: глаз путешественника, который должен уметь распознать особенность иностранной формы и её возможную применимость; присутствие художника в путешествующей группе, который должен был запомнить увиденную особенность и затем воспроизвести её на родине; и, наконец, присутствие на родине эрудированных людей, которые смогли бы по достоинству оценить, понять и принять символические и исторические ценности элементов, привезённых из поездки. Такие элементы безусловно проходят через рассказы, письма путешественников и человеческую память, которая может стереть или кардинально преобразить увиденный сюжет в нечто новое и доселе невиданное.
Ещё одним фактором, который мог оказать немалое влияние на появление исламских мотивов в венецианской архитектуре, является особенность местного населения, в котором доминировали купцы, ведущие торговые дела за Адриатикой. Неудивительно, что в скором времени сердце города стало центром влияния и ближневосточных ароматов, способствуя созданию тесных и прочных связей между коммерческой реальностью и архитектурой.
Дворец Дожей, эмбарго Папы и исламский стиль в архитектуре
Дворец Дожей, выдающийся символ венецианской гражданской архитектуры и одно из самых известных зданий в Венеции наряду с Базиликой Святого Марка и колокольней, включает в себя многочисленные элементы, которые являются ярким доказательством влияния на местное искусство исламской культуры. Речь идёт о фасаде, оформленного в ромбовидном стиле, зубцы и бортики, которые многократно повторяются в оформлении зданий.
Нужно понимать, что проектировщик – это достаточно загадочная фигура, которая обладает соответствующими знаниями о направлениях в архитектуре, выражает глас своего времени, конкретного места, при этом достаточно открытая для новых веяний и коллабораций.
Дворец Дожей / Andrew Balet, CC BY 3.0
Раз уж мы начали говорить о предпосылках проникновения ислама в архитектуру Венеции, то отдельно стоит остановиться на геополитических событиях того времени. Процесс слияния восточных элементов с местными архитектурными предпочтениями средневековой Венеции уже тогда во многом состоялся благодаря развитой торговли и переселения мощей мучеников и святых. Такой союз сформировал образ Венеции как великого восточного торгового центра и святого города.
Реконструкция Дворца дожей в XIV веке привела к необходимости вспомнить былые торговые пути, чтобы достойно защитить торговое могущество Венеции на Востоке и ещё раз привнести в венецианских колорит великолепие мамлюкских султанов. Именно с начала XIV века Венеция регулярно организовывала поездки на Восток, в том числе для укрепления связей с мамлюкским Египтом. Воспроизведение исламских архитектурных элементов дома, наряду с отсылками в отделке к архитектуре ближневосточных правительственных зданий, может отражать также и желание продемонстрировать силу Венеции как с коммерческой, так и с политической точки зрения.
С другой стороны, реконструкция Дворца Дожей стала своеобразным празднованием важной победы над введённым папством эмбарго. У Венеции были сложные отношения с папой: Серениссима - торжественное название Венецианской республики - была раздавлена своей собственной реальностью и христианским наследием, противостоящим торговле с исламскими территориями. Концепция «архитектурного ориентализма», примененная в Венеции, может помочь нам решить такую непростую дилемму. Ориентализм XIX века был основан на увлечении Востоком и взаимодействии с его культурой, но также опирался на колониализм, на идеологическое европоцентристское позиционирование.
Но как же средневековая Венеция могла воспринимать себя как «европейское» или «западное» государство, противопоставляя себя другим государствам Востока?
Папство решительно выступало против торговли между таким христианским государством, как Венеция, и исламским миром. В 1320 году папство наложило эмбарго на любой вид коммерческого обмена с исламским миром. Венецианская экономика сильно пострадала от такого решения. Парадоксальное восприятие Венецией самой себя и её отношений с исламским миром было усилено ещё и тем, что город сильно зависел от торговых и дипломатических контактов с Ближним Востоком, но при этом по-прежнему гордился своим христианским наследием. В 1344 году, после более чем 20 лет скорби, Венеция наконец убедила папу дать разрешение на отправку ограниченного флота кораблей в Египет в обмен на особые уступки папству. Венецианцы посетили мамлюкского султана и сумели восстановить свой привилегированный статус. Как достоверно известно, именно в этот временной промежуток и был задуман проект нового Дворца дожей с его исламскими аллюзиями, которые позволяли передать весть о важной политической победе тем, кто был осведомлен о полемике с папством и был в состоянии понять символический смысл исламской архитектурной традиции, уходящей корнями в Венецию.
Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730 / Общественное достояние
В частности, исламские элементы, найденные в районе Святого Марка, исследователи и архитекторы объясняют через множественность, повторение и бесконечность, традиционно используемые в исламской архитектуре для украшения абстрактной композиции, лишённой какого-либо, пусть даже схематического, изображения человеческой фигуры. Венецианская и исламская архитектура разделяли концепцию пространства, задуманного как двумерное и текучее. Есть отдельные учёные, которые придерживаются мнения, что двухцветный ромбовидный мотив таких фасадов берёт своё начало ещё дальше на восток – от дворцов ильхана и монгольской архитектуры, являясь таким образом результатом влияния сельджуков в северном Иране.
Отсылки к исламской культуре можно встретить и во внутреннем устройстве Дворца Дожей, построенного вокруг большого резервуара с водой и предусмотренного для публики, что напоминает внутренний двор мечети и место для омовения. Дворец своим видом напоминает о великих религиозных комплексах султанов, которые знакомы любому, кто интересуется мамлюкским Египтом.
Хотя можно сузить хронологическое и географическое влияние исламского мира на Венецию до времени правления фатимидов и мамлюков в Египте, роль и масштаб воздействия исламской культуры на архитектуру требует более тщательных исследований.
Ильмира Гафиятуллина