В этом году исполняется ровно 1100 лет со знаменательной даты, которая не просто положила начало распространению ислама на территории современной России, а стала важным событием в жизни целой страны. Речь идёт о принятии Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии. Именно с этого дня (историки утвердили дату – 21 мая 922 года) началось знакомство с исламом народов России. И сегодня ислам и мусульмане – неотъемлемая часть российской истории и идентичности.
Впереди – множество конференций, встреч, форумов, круглых столов, выставок, переиздание дореволюционных трудов российских богословов и многие другие мероприятия, приуроченные к празднованию знаменательной даты.
Чтобы понимать важность столь масштабной даты, надо иметь представление о самом государстве Волжская Булгария, знать религиозные тонкости и особенности жизни и работы местного населения.
Появление государства Волжская Булгария
Самые первые шаги, если мы обратимся к историческим источникам, на пути консолидации булгарских племён были сделаны в средине ІХ в. Однако лишь в 895 году, когда к власти пришёл Алмуш хан, удалось создать единое и боеспособное государство. Так, уже в X веке стала чеканиться собственная серебряная монета, был урегулирован сбор дани в пользу хазар. К этому же веку относятся и первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве.
К сожалению, сведения о чётких территориальных границах достаточно размыты. А вот о городах Волжской Булгарии есть гораздо больше информации. Среди самых известных городов – Болгар (сейчас восстановлен), Биляр (сохранилось лишь городище), Сувар (было множество раскопок, благодаря которым удалось узнать, что здесь был крупный рынок и большая жилая зона; к сожалению, город полностью разрушен), Иске-Казань (частично восстановлен и преобразован в музей под открытым небом), Алабуга (часть современной Елабуги), Ошель (сохранилось лишь городище), Джукетау (сохранилось городище в Чистопольском районе Татарстана), Кашан (разрушен, остались лишь несколько строений в Лаишевском районе Татарстана), Кирмень (сохранилось только городище), Золоторевское городище (сохранилось, располагается на реке Сура) и Муромский городок (полностью разрушен, находится в Самарской области).
Строительство и рост городов
Среди всех городов, о которых говорилось выше, первым появился Болгар, который был столицей государства до XI века, когда возникли Биляр и Сувар.
На основании исследований археологов, можно сделать вывод, что города булгар делились на три вида: крупные города, замки, в которых жили феодалы, и военные крепости. Данные учёных показывают, что булгары умели сооружать надёжные укрепления благодаря мастерству военных инженеров.
Если говорить об особенностях построения средневекового булгарского города, то в основе его была крепость, которая укрывалась за надёжными стенами с башнями и рвами. В них, как правило, располагались поселения правителей, знатных и богатых жителей.
Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были преимущественно купцы, успешные ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя.
Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами. Здесь селились уже представители среднего сословия – мелкие ремесленники и торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом».
За последними укреплениями располагались непосредственно крестьяне, которые жили в простых домах, а некоторые и во все в землянках. При каждом крестьянском доме были хозяйственные постройки, где содержалась скотина и хранился урожай.
Стоит отметить, что для своего времени города Волжской Блугарии были гораздо комфортабельнее и масштабнее многих европейских столиц.
Основные ремёсла
В жизни местного населения особую роль играли ремесленные занятия. Исторические сводки позволяют нам судить о том, что в Волжской Булгарии рано произошло отделение ремесла от сельского хозяйства. Преимущественно мастера жили в городах, что позволило уже в X веке сделать их центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства. Обычно ремесленники специализировались на изготовлении сельскохозяйственных орудий, предметов вооружения, разнообразных украшений, керамики, одежды и прочего. Большую популярность изделия волжских мастеров приобрели за рубежом, особенно кожаные и ювелирные.
Религия Волжской Булгарии
Формирование государства Волжская Булгария проходило в довольно непростых политических и социальных условиях. На одной территории проживало множество различных этнических групп. Одновременно с этим были довольно непростые отношения с Хазарским каганатом, которые вылились в то, что Волжской Булгарии приходилось платить дань.
Всё это в совокупности привело к пониманию того, что лишь принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, поможет разобраться со множеством проблем и укрепить государство.
Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш хан решил остановиться на исламе. В те годы ислам был новой религией, только набиравшей силу. Особенно хана привлёк тот момент, что ислам был на официальном уровне принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние (у булгар были тесные отношения с арабскими купцами – прим. ред.).
В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе правителя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным достоверным и полным источником информации о Волжской Булгарии того времени.
Сначала ислам распространился в крупных городах, а к концу X века – по всей территории государства.
Почему принятие ислама сыграла такую важную роль?
Приняв ислам и сблизившись тем самым с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперёд в своём развитии и получила могущественного союзника в лице халифата. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным. Особое влияние ислам оказал и на рост образования: с принятием религии повсеместно начали строиться мечети, при которых работали мектебе и медресе, людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия.
Историки и этнографы также отмечают консолидирующую роль ислама: под покровительством этой религии удалось объединить разобщённые ранее племена.
Теперь Волжская Булгария стала частью мусульманского мира, что стало решающим фактором в установлении тесных экономических и культурных связей с восточными странами.
Постскриптум
Есть ещё несколько интересных фактов о Волжской Булгарии, которые мало кому известны.
1. Во время первого нападения на булгар монголы потерпели сокрушительное поражение. Это был их второй неудачный поход за всё время существования ига. Первым провалом была «Битва при семи ущельях» в Парване (территория сегодняшнего Афганистана) в 1221 г.
2. Рынок «Ага-Базар» в Булгаре в своё время очень быстро стал одной из крупнейших европейских торговых площадок. В народе он получил прозвище «ворота для торговли между Европой и Азией».
3. Современный Болгар и древнее городище — одна из самых популярных достопримечательностей Татарстана среди туристов.
4. В городе Сувар чеканились собственные монеты. Это свидетельствует о том, что город был достаточно могуществен и стоял обособленно от Булгарии.
5. Самым важным литературным памятником культуры волжских булгар является поэма «Кыса Йусуф», написанная в 1233 году Кул Гали.
Ильмира Гафиятуллина