En Ar

Возвращаясь к трудам Хусаина Фаизханова

28 декабря 2023

 

11-12 декабря в Москве состоялась Международная научно-образовательная конференция «Фаизхановские чтения». Темы заседаний конференции охватывали теологию, философию, историю, археологию, филологию и другие отрасли знания. Юбилейные ХХ чтения совпали с 200-летием татарского и российского теолога-востоковеда Хусаина Фаизханова, чье научное наследие относится к практически всем перечисленным научным областям. Участниками форума стали религиозные и государственные деятели, сотрудники музеев, представители научно-образовательных и культурных организаций из многих стран.


Муфтий Татарстана и доктор исламских наук Камиль Самигуллин в своей приветственной речи выразил слова благодарности организаторам и участникам за внимание к отечественному мусульманскому богословию. Научное наследие Хусаина Фаизханова, его идеи и труды по сей день не потеряли своей актуальности: проект по созданию системы мусульманского образования, труды по проблематике истории татарского народа, исследования эпиграфических текстов и архивных средневековых тюркоязычных документов до сих пор достойны внимания и того, чтобы современные ученые обращались к ним.


В своем докладе Камиль хазрат также упомянул труды ученого в области корановедения и его тесное сотрудничество с Шигабутдином Марджани. Муфтий подчеркнул, что творчество Хусаина Фаизханова требует изучения и выразил надежду, что конференция станет очередным шагом на пути к этому. Приветственные слова Камиля хазрата Самигуллина, благодаря перечисленным областям деятельности признанного просветителя, действительно могут облегчить поиск маршрута для возвращения к трудам Хусаина Фаизханова.


В XIX веке татарские просветители понимали, что без овладения современными знаниями татары не встанут на один уровень с русским и европейскими народами. Осознав необходимость открытия медресе нового типа, они размышляли о собственных проектах подобных заведений. Хусаин Фаизханов, одним из первых убедившись в преимуществах прогрессивной системы обучения, пришел к мысли о необходимости перенесения новых методов образования на татарскую почву.


Зимой 1862 и 1863 годов Хусаин Фаизханов написал работы «Школьная реформа» и «Трактат», в которых изложил проект реформы мусульманского образования. В работе «Школьная реформа» он рассматривает причины отставания татар от русского и европейских народов. Всему виной, согласно взглядам просветителя, является отсутствие стремления у татар к прогрессу и использованию возможностей, которые предоставляет Российское государство. Хусаин Фаизханов полагает, что государство обеспечивает права, которыми надо правильно воспользоваться, как бы трудно это не было.


Главными причинами бедственного положения татар, по мнению Фаизханова, являются боязнь христианизации, особенно среди простых татар, то есть страх потерять ислам. Ученый также отмечает невежество большей части населения. Разделяя озабоченность татар, Хусаин Фаизханов пытается решить проблему прогресса нации с помощью открытия медресе, где будет преподаваться исламский шариат, не проникнутый средневековым духом. Многие беды татарских медресе ученый связывает с копированием бухарской системы обучения.


Альтернативой бухарскому типу медресе, по мнению Хусаина Фаизханова, служит методика обучения в русской гимназии. Среди преимуществ обучения детей в русских гимназиях ученый отмечает возраст учащихся (с десяти до восемнадцати лет) и большое количество знаний, получаемых за столь краткий срок обучения. Студенты хорошо овладевают грамматикой родного языка, несколько уроков в неделю изучают религию, изучают мировую историю, иностранные языки, алгебру, логику, естественные науки. Речь не о совершенных знаниях, но о знакомстве с предметом, терминами, основными проблемами науки.


В таком медресе шариатские науки, восточные языки, некоторые гимназические дисциплины, например, математика, история ислама и логика преподаются на татарском языке, остальные предметы – на русском. Хусаин Фаизханов отдавал приоритет татарскому языку, поскольку считал необходимым изучение родного языка перед ознакомлением с иностранными. Ученый полагал, что умеющий читать и писать на родном, овладевает иностранным языком быстрее, чем неграмотный.


Помимо того, что Хусаин Фаизханов знал родной татарский язык, он овладел письменным тюрки, арабским и персидским языками. Благодаря рвению к знаниям, молодой шакирд Хусаин зарекомендовал себя как специалиста, заслуживающего доверия к ответственной работе. Так востоковед Александр Казембек Касимович привлек Фаизхана к составлению указателя, изданного в 1859 году под названием «Полный конкорданс Корана, или Ключ ко всем словам и выражениям его текстов для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги».


Именно А.К. Казембек, став первым деканом Факультета восточных языков в Петербургском университете, способствовал переводу в Санкт-Петербург своих коллег из Казани. Не имея официального трудоустройства, длительное время Хусаин Фаизханов зарабатывал на жизнь перепиской восточных рукописей. Выполняемая работа, являясь в первую очередь источником средств к существованию, значительно обогатила Хусаина Фаизханова в плане познаний. В 1860 году он становится членом Императорского Археологического общества, его командируют в Касимов, затем исследователь посещает Оренбургский край.


Во время командировок 1862 и 1863 годов Хусаину Фаизханову удается обнаружить и обследовать несколько волжско-булгарских эпитафий, результаты расшифровки которых публикуются им в научной статье «Три надгробных булгарских надписи». Идентификация языка расшифрованных надписей как близкого к чувашскому оказывается верной, и обретает решающее значение для дальнейших исследований истории языка и происхождения древних булгар.


Находка подвигает Хусаина Фаизханова исследовать происхождение волжских булгар в связи с историей чувашей. Эти вопросы еще не были достаточно изучены в науке того времени, поэтому Хусаин Фаизханов делает упрощенный, с современной точки зрения, вывод о происхождении булгар из «смешения финнов и тюрков». Важно отметить, что работы по исследованию волжско-булгарских эпитафий во время командировок Хусаина Фаизханова в Оренбургский край производились им по собственной инициативе.


В любом случае, после этого открытия Хусаин Фаизханов приступает к написанию новых работ, одна из которых посвящена истории Волжской Булгарии, другая – Казанского ханства. Эта работа, как и другой труд, посвященный истории Касимовского ханства, была включена Шигабутдином Марджани в его известное сочинение «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара».


Дружба и творческое сотрудничество Хусаина Фаизханова и Шигабутдина Марджани начались в 1850 году. Это было время, когда Марджани вернулся на родину после одиннадцатилетнего отсутствия, разочарованный от средневековых методов обучения, реализуемых в медресе Средней Азии. Слава о молодом хазрате, назначенном имамом I Казанской мечети, быстро распространилась по всей столице. Многие желали попасть к Шигабутдину Марджани на обучение.


Пытливый ум Хусаина Фаизханова стремился к новым, неизведанным горизонтам. Марджани на данном жизненном этапе стал путеводной звездой для Фаизхана. Разница между учеником и учителем была всего лишь десять лет. Но это были десять лет, проведенные Шигабутдином Марджани в Бухаре и Самарканде, где несмотря на всю критику методов обучения, он блестяще овладел знанием мусульманской религии, истории, культуры. Осознавая это, Хусаин Фаизханов стремился восполнить недостающие знания у своего учителя, который не мог не заметить способностей, эрудиции великовозрастного шакирда.


После завершения жизненного пути Хусаина Фаизханова в этом мире, Шигабутдин Марджани получил его рукописи «Школьная реформа», «Трактат» и «Основы преподавания». Марджани оставил на полях рукописей свои замечания, также оказавшие большое значение для развития проекта джадидистских реформ мусульманского образования. Возвращение к трудам Хусаина Фаизханова в пределах небольшой статьи способно показать, что исторические факты и знания, и даже методы образования не всегда были общеизвестными истинами. Достижения и развитие современной научной мысли, в большей степени, обусловлены увлеченностью и невероятной работоспособностью предшественников, посвятивших исследованиям весь свой жизненный путь в этом мире.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Konevi/Pixabay