С приходом к власти в Афганистане «Талибана» (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) местные татары оказались в бедственном положении: у них нет даже элементарных продуктов или лекарственных средств. К этому добавляются непрекращающиеся боевые действия, блокировка банковских счетов и хаос в управлении страной. В попытке выжить татары Афганистана обратились за помощью к исторической Родине. О том, как Татарстан может помочь соотечественникам, стало известно в ходе прошедшей в Казани пресс-конференции, в которой в режиме онлайн приняли участие татары Афганистана.
Перспективы сотрудничества Татарстана и Афганистана
Как отметил в ходе прошедшей пресс-конференции генеральный директор Благотворительного фонда мусульман Рустам Хабибуллин, на сегодняшний день Фонд ведёт работу по организации тесного взаимоотношения между Республикой Татарстан и Афганистаном. При поддержке Всемирного конгресса татар с прошлого года в рамках ряда телемостов были налажены деловые связи между представителями бизнеса, здравоохранения, культуры, молодёжи, образования и академических сообществ. Также подписано соглашение о сотрудничестве между Академиями наук Татарстана и Афганистана, в том числе по линии ЮНЕСКО.
«В рамках этого соглашения мы договорились об экспонировании бактрийского золота в Казани, которое находится в одном ряду с крупнейшими археологическими находками мирового значения. Ранее выставки бактрийского золота организовывались в разных странах, но в России ни разу не была», – подчеркнул Хабибуллин.
Налажена работа и по линии кинематографии. Результатом стала победа татарстанского фильма «Остазбикэ» на национальном фестивале страны в номинации «Лучший мусульманский фильм».
«Нынешнюю ситуацию можно назвать геноцидом афганского народа»
По словам руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, тема Афганистана определяет информационную повестку дня не только в России, но и по всему миру. «Мы видим попытки повлиять в позитивном смысле на ситуацию в Афганистане. К сожалению, сейчас значительная часть населения Афганистана фактически не просто проживает за чертой бедности, но находится под угрозой физических последствий. Продовольственная, общая безопасность, проблема здравоохранения, отсутствие медикаментов даже первой необходимости – это катастрофичная ситуация. В том числе и для соседних стран, которые входят в регион Центральной Азии», – уверен эксперт.
По мнению Серенко, России необходимо активней работать в гуманитарном направлении. «Мы привыкли, что, когда речь заходит об Афганистане, то все вопросы касаются политики. Из-за этого страдают афганцы, ставшие заложниками ситуации. То, что происходит сейчас, можно назвать геноцидом афганского народа. Внимание разных общественных групп, политических сил, национальных государств должно быть направлено на решение гуманитарной проблемы в самом широком измерении. Нужно делать ставку на развитие контактов с местными сообществами, органами местной власти, что играет позитивную роль. Именно за таким форматом взаимоотношений и есть будущее», – уверен Серенко. По его словам, афганцы имеют свой уникальный опыт самоорганизации, который необходимо использовать. Нужно поддерживать дружеские отношения, постоянно развивать контакты. «Татарский канал дружбы и поддержки должен формироваться именно из Казани», – подытожил эксперт.
В Афганистане надо открыть представительство Республики Татарстан
При постоянном контакте с лидерами татар Афганистана Фондом была предоставлена помощь нуждающимся семьям, пояснил Рустам Хабибуллин. «Благодаря нашим соотечественникам в Афганистане удалось обнаружить захоронение останков пропавшего без вести советского солдата, уроженца Татарстана Хамбала Гамбарова», – добавил спикер.
В марте 2021 года правительство Афганистана добавило в гражданские паспорта и свидетельства о рождении национальность татары, что является большим достижением для народа. Но это не отменяет того, что на сегодняшний день татары находятся в крайне тяжёлой ситуации: семьи голодают, уже погибли от голода двое детей. И это только та информация, которая известна. «Были зафиксированы случаи продажи детей ради спасения остальных от голода. Не у всех есть шансы выжить, особенно в сельской местности. Непрекращающиеся боевые действия истощили запасы, США оставило без денег (блокирование банковской системы). Осталось одна надежда – Татарстан. Мы должны как можно скорее направить туда гуманитарную помощь», – обратился к журналистам Хабибуллин.
Для более эффективной работы Рустам Хабибуллин решил обратиться с предложением к президенту Татарстана Рустаму Минниханову организовать в Афганистане представительство РТ. Базироваться представительство сможет на территории благотворительного фонда.
«Нет даже средств первой необходимости»
Специфика проживания татар в Афганистане такова, что они живут вблизи транспортных путей, которые идут с севера страны в азиатские страны. Вследствие чего боевики зачастую используют эти дороги для переброски войск. Они периодически нападают и на татарские поселения, которым приходится обороняться», – сообщил в ходе пресс-конференции Рустам Хабибуллин.
Также генеральный директор фонда пояснил, что в Афганистане существует проблема с дефицитом складских помещений. Многие татары занимаются сельским хозяйством. Но сейчас ситуация такова, что они не могут никуда продать урожай. Логистики нет, продукция портится и идёт на удобрения. Раньше урожай увозили в соседние страны, где хранили и обратно привозили в Афганистан продавать.
Критическое положение татар в Афганистане подтвердил и представитель Благотворительного фонда мусульман в Афганистане Мохаммад Юсуф Шинвари. «Сейчас в Афганистане хаос со всех сторон. Татары проживают в 16 провинциях, всего их более 1,5 млн человек, которые находятся в очень трудном положении. С одной стороны, мы столкнулись с переходом правительства с одной системы управления на другую. Во-вторых, приближается зима, что принесёт ещё больше сложностей. После распада правительства бывшего президента ситуация стала ещё хуже. Раньше татары в определённой степени относились к таджикским племенам, что давало возможности решать насущные вопросы. Однако в связи с тем, что теперь татары могут указывать свою национальность в свидетельствах о рождении и паспортах, народ стал отдельной группой, что вызвало определённые сложности», – пояснил Мохаммад Юсуф.
Каждая национальность помогает своим, сетует собеседник из Афганистана. Афганские татары очень надеются на Татарстан, что республика сможет оказать достаточную помощь своим соотечественникам, которые в этом нуждаются. «Все остались без работы, сидят дома. Ничего нет. В больницах тоже ничего нет. Даже нет средств самой первой необходимости», – пояснил Шинвари.
Как помочь татарам в Афганистане?
Как же могут помочь своим соотечественникам жители Татарстана? На сегодняшний день у афганских татар, как пояснил Рустам Хабибуллин, нет даже пищевой соли. «Что я предлагаю? Первая помощь, которую мы можем и должны оказать, – хотя бы предоставить элементарно муку, сахар и подсолнечное масло, чтобы можно было приготовить хотя бы лепёшки. Мы со своей стороны тоже занимаемся поддержкой, но у нас не такие обширные ресурсы. Мы должны сделать всё, чтобы сохранить жизнь наших соотечественников в Афганистане», – добавил генеральный директор фонда.
По словам Хабибуллина, логистику внутри страны фонд берёт на себя, потому что у них есть договорённости с новым правительством по поводу безопасности. От Татарстана нужно обеспечить транспортировку груза до границы с Афганистаном.
«Мы негосударственная организация и работаем в сфере народной дипломатии. Какая бы власть ни была в Афганистане, мы должны с ними сотрудничать. Мы связались с талибами (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), как только они вошли в Кабул. Их политика или идеология к нам не имеет никакого отношения. Мы хотим поддержать обычных жителей. Для доставки гуманитарной помощи доступны все виды транспорта: железная дорога, авиасообщение, обычные дороги. Мы оказываем помощь адресно, что гарантирует доставку всех продуктов нуждающимся семьям. Кроме того, мы готовы отчитаться по проделанной работе», – отметил глава фонда.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons