Дагестан, если верить слухам и распространённым повсеместно стереотипам, - далеко не то место, которое обязательно стоит посетить. Если вы введёте «Дагестан» в интернете, то первое, что появится в поисковике – «самое опасное место в Европе». И вообще, большая часть информации на просторах сети будет убеждать вас в том, что здесь процветает терроризм, а люди пропадают на каждом углу даже при свете дня.
Однако давайте взглянем правде в глаза: Дагестан не опасен, он полон великолепных, будоражащих кровь пейзажей, захватывающих историй и легенд, гордых орлов и гостеприимных горцев. С давних времён ислам ведёт здесь свою историю, которая уже много веков тесно переплетена с судьбами местного народа. Махачкала, столица республики, - очаровательный город, а древний Дербент буквально пронизан многовековой историей гор. А чего только стоят кавказские горы… Не зря ведь этот край назван именно Дагестан, что в переводе означает «Страна гор».
Несмотря на то, что Дагестан является неотъемлемой частью России, здесь абсолютно другая атмосфера, будто ты попал в особенное место. Если говорить об этническом составе, то русских здесь примерно 3%. А вообще на территории одной из северно-кавказских республик бок о бок в мире и согласии проживают более 30 этнических групп, каждая из которых говорит на своём языке и имеет богатые культурные традиции. Ислам не просто объединяет республику, но является его отличительной особенностью. Если вам доведётся побывать в Дагестане, то обратите внимание на множество мечетей, которые буквально пронизывают города республики насквозь, не просто органично вплетаясь в городской ансамбль, но являясь его изюминкой, привлекающих сюда туристов с разных уголков земли. Логично, что алкоголь здесь практически не найдёшь.
«Среди отвесных скал живёт аул аварский Чох…»
Одним из самых чарующих и неизведанных мест является горная деревня Чох. Здесь для любителей этно-туризма воссоздан прекрасный гостевой дом, являющий собой яркий образец многоликой дагестанской культуры.
Конечно, в Дагестане немало аулов, знаменитых своей историей. Но и среди них Чох выделяется своим романтическим и героическим прошлым. Как свидетельствуют археологические находки, первое поселение на территории нынешнего Чоха возникло около 10 тысяч лет назад. Это одно из древнейших человеческих поселений в Европе, известное среди археологов как Чохская стоянка.
Через земли Чоха проходил известный издревле караванный путь, связывавший Нагорный Дагестан с Закавказьем, Южным Дагестаном, с Северным Кавказом и югом России.
На протяжении сотен лет, известный как «очаг знаний и учёных», Чох вплоть до середины XX в. по праву удерживал за собой позиции центра арабоязычной культуры и образованности в нагорном Дагестане. Первую светскую школу в Чохе – одноклассное мужское начальное училище откроют в 1911 г.; в 1912 г. – одноклассное женское училище.
В прошлом из Чоха вышло немало учёных-арабистов, имена и труды которых получили известность не только в Дагестане, но и далеко за его пределами: Махади Чохский, Абдулхаджияв, Ахмед-дибир, Абдулатип, Магомед-Тагир аль-Чохский, Абакархаджияв, Магомед-Али Чохский.
Чох является архитектурным музеем под открытым небом. Здесь по-прежнему сохранилась традиционная для жилищ горцев архитектура, представленная ступенчатой, как правило, 2-3-х этажной застройкой крутых горных склонов. Важными элементами традиционной архитектуры являются арки, закругленные окна и длинные застекленные веранды. Хаотичные узкие улочки, желтый цвет природного камня и этажность застройки придают вид Чоху средневекового восточного города.
«Мёртвый» Гамсутль
Чуть дальше расположилась заброшенная деревня Гамсутль. Это мёртвое поселение. Последний житель скончался в 2015 году. Ну как последний: сейчас там проживает один человек, который очень рад человеческому общению и многочисленным туристам, а также местным любителям острых ощущений. Это место уже давно обросло бесчисленным количеством легенд и преданий. Несмотря на труднодоступность, туристы каждый год посещают посёлок Гамсутль. Многие называют село кавказским Мачу-Пикчу. Расположено оно очень высоко в горах, на самой вершине. Снизу не увидеть его невооруженным глазом.
Если мы обратимся к истории аула, то увидим, что основан он был аварскими ханами. Вообще в переводе на русский «Гамсутль» означает «подножие ханской башни». Вокруг поселения всегда располагался густой лес, богатый на всякую живность. С таким удачным «соседством» жители Гамсутля могли без проблем добывать себе пропитание. А совсем рядом с селом бил родник с чистейшей водой. Местные старожилы говорят, что ледяная вода из этого источника не только ни разу не вызвала простудных заболеваний, но и даже помогла от многого излечиться.
Записи в древнеиранских архивах говорят о том, что Гамсутль по возрасту не уступает самому древнему городу Дагестана – Дербенту. Если верить этим источникам, то возраст села – 6 000 лет.
Гамсутль за всю историю своего существования так ни разу и не был покорен ни одной армией. Русская армия потерпела неудачу, даже не пытаясь взять штурмом это укрепление. Существует интересная легенда, которая гласит, что в рядах защитников Гамсутля была гениальная женщина-полководец, равной которых не было во всём мире.
В селе за всю историю сменили друг друга три религии: зороастризм, христианство и мусульманство. На территории поселка даже была найдена древняя надгробная плита, надпись на которой не смогли прочесть.
Шли года, менялось время, меняли друг друга и эпохи, трансформировалась власть… Постепенно без видимой на то причины население аула стало резко сокращаться, местные уезжали в города в поисках более лёгкой жизни. Оставались только старики. Но 40 лет назад ситуация кардинально изменилась – буквально за один день все дома в Гамсутле опустели… В одночасье жители просто снялись с мест и оставили каменные тысячелетние стены. В домах осталась мебель, одежда, предметы утвари. Лишь ветер шумел в распахнутых дверях, да редкие птицы останавливались отдохнуть на крыше одного из домов…
Историки до сих пор не могут найти причин резкого и массового переезда жителей. Конечно, спустя некоторое время в аул вернулся один из старожилов, но теперь не видать и его…
На горной вершине по-прежнему стоит каменный аул, вросший в породу. Жителей в нём нет, только ветер и редкая зелень. Крыши медленно оседают, оползни закрывают дорогу, делая путь к селу всё более опасным.
Ильмира Гафиятуллина