En Ar

Ислам в Кабардино-Балкарии

18 декабря 2023

 

Кабардино-Балкария – республика в составе Российской Федерации. Субъект относится к Северо-Кавказскому федеральному округу и экономическому району. Столица республики, ее административный, образовательный и культурный центр – город Нальчик. Большинство населения Кабардино-Балкарской Республики составляют кабардинцы, балкарцы и другие традиционно мусульманские народы. Рядом с мусульманами сосуществует многочисленная христианская община.


Проникновение ислама на земли Кабардино-Балкарии неотделимо от истории мусульманского вероучения на Северном Кавказе. Благодаря арабскому влиянию процесс шел через город Дербент – древнюю обитель ислама на исторических землях России, в дальнейшем свои роли в укреплении позиций религии сыграли Золотая Орда и Османская империя. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер.


Средневековые иностранные путешественники отмечали, что верования местных народов представляли собой причудливое сочетание язычества, христианства и ислама. В синкретическом религиозном сознании кабардинцев по-прежнему сохраняется почитание природы. В народных преданиях имя языческого бога связано с горой Эльбрус – с приходом ислама возвышенность стала считаться местом обитания Джина-Падишаха, «повелителя духов».


Кабардинцы относятся к адыгским народам, главной национальной особенностью которых является наличие своеобразного этического кодекса. «Адыгэ хабзэ» представляет собой свод правил семейно-бытовой и хозяйственной жизни, а также рыцарский кодекс чести. По мнению некоторых исследователей, именно адыгская этика сделала кабардинский ислам более веротерпимым и культурным, способствовала появлению мусульманской интеллигенции – аристократии Кабарды.


Балкарцы – это тюркский народ, в сложившейся российской дореволюционной историографии их было принято называть горскими татарами. У балкарцев также существует собственный народный этикет – «тау адат» («горный адат»), столь же тесно связанный с исламом, как и у кабардинцев. Многие исследователи полагают, что именно у них и был позаимствован «горный адат». Начавшееся в годы Перестройки возрождение ислама находится в сложных отношениях с народными кодексами: от симбиоза до жестокого взаимного конфликта.


На развитие ислама в регионе также повлияло проживание балкарцев в период их депортации с 1944 по 1959 годы в Средней Азии и Казахстане. Там мусульманская жизнь в Советском Союзе была более свободной и насыщенной, чем на Северном Кавказе. Вернувшись в Балкарию с начальным религиозным образованием и литературой, они сохранили связи с мусульманами Средней Азии и Казахстана. Некоторые впоследствии стали работать в школах при мечетях – крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели.


Конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни региона. В 1989 году было организовано Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарской Республики (ДУМ КБР). В 1990-е годы в каждом населенном пункте республики возникало по две-три исламские общины, которые, как правило, объединяли верующих, проживающих в одном квартале – джамаате, и посещающих одну мечеть или молельный дом. Джамаатами также называются современные исламские общины в республике.


У каждой общины есть либо мечеть, либо кладбищенский молельный дом. Традиция проводить пятничные намазы в молельных домах при кладбищах утвердилась в советские годы, когда большинство мечетей было закрыто. Молодые имамы, как правило, более образованные чем пожилые духовные лица, пытаются донести муллам, что согласно исламским правилам, совершать намаз в подобных местах нельзя. Внутри самих общин существуют разногласия между молодыми и пожилыми прихожанами.


Молодые мусульмане справедливо считают, что у большинства мусульман старшего поколения отсутствуют необходимые знания об исламе. В свою очередь, деятельность мусульманской молодежи полна ошибочных взглядов, поступков, непонимания сложной политической ситуации и присущего также им религиозного невежества, а главное – нетерпения и отсутствия постепенности. Конфликт поколений сложился в 1996-1998 годы, а в начале 2000-х стал открытым, развиваясь на фоне противостояния традиционного ислама ваххабизму.


Молодой муфтият республики, подобно большинству других российских духовных управлений 1990-х годов, столкнулся с проблемой нехватки образованных имамов. Было принято решение направить перспективных молодых мусульман в учебные заведения арабских стран, многие из которых оказались под контролем радикальных организаций. К тому времени в Кабардино-Балкарию уже проводилась экспансия ваххабизма – в 1993 году в Нальчике образовался Исламский центр, ставший вербовочной структурой арабских ваххабитов.


Многие мечети республики попали под влияние ваххабитского подполья, одновременно формировались не только сети вооруженных ячеек, но даже параллельные органы власти. Террористические акты ваххабитов и попытки свержения власти, несмотря на принимаемые в республике законы о запрете экстремистской деятельности, заставили правоохранительные органы и силовые структуры действовать более активно. Отсутствие однозначных критериев выявления ваххабитов приводило к неоправданным задержаниям добропорядочных мусульман и закрытию мечетей, что в конечном итоге привлекало новых адептов в ряды экстремистов.


Власти Кабардино-Балкарии продолжают борьбу с ваххабитами, которая иногда может привести к вооруженным столкновениям. Из предпринимаемых мер прежде всего стоит отметить ликвидацию бандформирований, образованных членами ваххабитских джамаатов, жесткое регламентирование работы мечетей в «зоне риска», задержание и депортацию зарубежных эмиссаров, изъятие и запрещение экстремистской литературы и закрытие подозрительных учебных заведений.


Профилактика экстремизма является одним из основных направлений деятельности ДУМ КБР в настоящее время и заключается преимущественно в улучшении работы с молодежью и повышении образовательного уровня имамов. При ДУМ КБР действует Кабардино-Балкарский исламский институт, в 2007 году переименованный в Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы, куда могут поступить как юноши, так и девушки. Привлечение к религиозной жизни молодежи характеризуют театральные постановки на исламские темы во время священных праздников, проведение игр и соревнований, например, мусульманских футбольных команд.


Возрождение религии в Кабардино-Балкарии вернуло местным народам актуальность исламских ценностей как духовного порядка, так и поведенческого. Для все большей части населения региона следование бытовым традициям ислама, особенно в обрядовой сфере, становится обыденным явлением, несмотря на этнокультурные особенности. В 2023 году в Нальчике состоялось знаменательное событие – закладка камня первой Соборной мечети имени Анаса-хаджи Пшихачева, рассчитанной на единовременное пребывание 5 тысяч верующих. Анас Пшихачев был одним из самых влиятельных религиозных деятелей Северного Кавказа, известный как ярый сторонник социальных реформ и борец с ваххабитскими настроениями в обществе.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Ian Taylor/Unsplash