Исламская архитектура от А до Я

19 ноября


Что есть ислам? Это не только обрядовая составляющая, к примеру, пятикратный намаз или никах, хадж и ежегодный пост. Но это также чудесная по красоте, уникальная и обхватывающая весь мир многогранная культура. И сегодня мы с вами немного поговорим о том, что представляет собой исламская архитектура.


Исламская архитектура является одной из самых знаменитых строительных традиций в мире. Известный своими яркими цветами, богатыми узорами и симметричными силуэтами, этот особый подход был популярен в мусульманском мире, начиная с VII-го века. Исламская архитектура охватывает широкий спектр как светских, так и религиозных архитектурных стилей от основания ислама до наших дней, оказывая влияние на проектирование и строительство зданий и сооружений в сфере исламской культуры.


В то время как исламская архитектура включает в себя несколько стилей в разных странах и на разных континентах, есть определённые характеристики, которые остаются повсеместно распространёнными. Признание этих основополагающих элементов, а также понимание их географического распространения, и есть ключ к пониманию визуально сенсационного и исторически значимого стиля.


Что такое исламская архитектура?


Эта архитектурная традиция в основном встречается в двух типах мест: странах с мусульманским большинством и землях, завоёванных мусульманами в Средние века. В дополнение к арабским государствам, таким как Алжир, Египет и Ирак, исламская архитектура также распространена в европейских регионах с мавританскими корнями, включая части Испании, Португалии, Италии и Мальты.


Хотя этот подход часто ассоциируется со строительством исламских религиозных мест, он также проявляется и в других зданиях, от дворцов и общественных зданий до гробниц и крепостей. Однако, религиозный или светский, этот непередаваемый по красоте стиль определяется несколькими общими характеристиками.


Минареты


Минарет – это шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и закрытой лестницей. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры. Основная функция минарета – возможность для муэдзина призывать верующих к молитве с возвышенной точки. Это происходит пять раз в день: на рассвете, в полдень, в середине дня, на закате и ночью.

 

Исламская архитектура от А до Я

Минарет соборной мечети Петербурга/Creative Commons


Начиная с XI-го века, некоторые мечети были оснащены более чем одним минаретом, что традиционно указывает на то, что он был основан султаном.


Купол


Подобно многим новаторским архитектурным движениям, включая византийские и итальянские ренессансные строительные традиции, исламские архитекторы также включают купола в свои проекты.

 

Исламская архитектура от А до Я

Купол цепи, Иерусалим/ Creative Commons


Купол Скалы, святилище VII-го века в Иерусалиме, является первым исламским зданием, в котором есть этот архитектурный элемент. Вдохновлённое византийскими сооружениями, восьмиугольное здание увенчано деревянным куполом, который был покрыт золотом в течение XVI-го века. В отличие от большинства исламских куполов, которые опираются на маятники, купол стоит на барабане, поддерживаемом 16 опорами и колоннами. В исламской архитектуре подвески часто украшают плитками или мукарнами, одним из видов скульптурного декора.


Сотовые своды – мукарнас


Из-за их скульптурной композиции и узорной эстетики, мукарнасы часто сравнивают со сталактитами или сотами.

 

Исламская архитектура от А до Я

Фрагмент сотового свода в Альгамбре, Испания/Creative Commons


Арки


Ещё одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Исламские арки, заметные как в подъездах, так и в интерьерах религиозных и культурных сооружений, подразделяются на четыре основных стиля: остроконечный, оги, подковообразный и многолистный.

 

Исламская архитектура от А до Я

Арка в кайруанской мечети Укбы/Creative Commons


Остроконечная арка имеет округлую конструкцию с конической вершиной. Этот тип арки в конечном итоге станет важным элементом готической архитектуры.


Оги-арка похожа на заострённую арку. Однако его острие состоит из двух s-образных линий, завершающихся более извилистым силуэтом.


Подковообразная арка (также известная как арка замочной скважины) ассоциируется с мавританской архитектурой. По мере того как своя крона может быть или округлена, или заострена, этот тип структуры призван расширять и сужать своих сторон.


Как и подковообразная арка, многоствольная арка характерна для мавританской архитектуры. Этот свод отличает множественными фольгами, или «листьями».


Декоративные детали


Последним элементом исламской архитектуры является внимание к орнаментальным деталям. Часто зарезервированный для интерьеров, этот щедрый подход к украшению включает драгоценную плитку, расположенную в геометрической мозаике, узорчатую кирпичную кладку и калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения.

 

Исламская архитектура от А до Я

Деталь Зелёной мечети, Бурса, Турция/Public Domain


Наряду с монументальными куполами, завораживающими сводами мукарны и характерными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской строительной практики.


Каллиграфия


Есть два основных сценария в традиционной исламской каллиграфии – угловой куфический и курсивный насхи.


Куфическое письмо – это самая ранняя форма, которая, как считается, была изобретена в Куфе, к югу от Багдада. Этот стиль каллиграфии широко использовался в течение первых пяти веков распространения исламского вероучения, в том числе для создания копий Корана, текстиля и керамики. Существует восемь различных типов куфического письма.


Начиная с XI-го века письменность насхи постепенно вытеснила куфическую каллиграфию. Хотя вид скорописи был уже известен в VII веке до нашей эры, изобретение насхи приписывается Ибн Мукуле. Ибн Мукула жил в Багдаде в течение X-го века и также отвечал за развитие другого типа скорописи – тулут. Это стиль, близкий к насхи, однако отличается в исполнении отдельных элементов.

 

Исламская архитектура от А до Я

Первая сура Корана, написанная в стиле насх/Public Domain


В Иране было изобретено и разработано несколько скорописных стилей, среди которых одним из самых популярных стал талик. Из него уже развился другой декоративный стиль письма – насталик, который представляет собой более красивую, изящную и скорописную форму письма. Изобретателем этого стиля стал Али Тебризи. Благодаря его стараниям насталик на протяжении XV-XVI веков был преобладающим стилем персидской каллиграфии.


Арабески


Элемент исламского искусства, обычно встречающийся в украшении стен мечетей и мусульманских домов и зданий, арабеска представляет собой сложное применение повторяющихся геометрических форм, которые часто повторяют формы растений, фигур и иногда животных (в частности птиц).

 

Исламская архитектура от А до Я

Арабески/Public Domain


Выбор того, какие геометрические формы должны использоваться и как они должны быть отформатированы, основан на исламском взгляде на мир. Для мусульман эти формы, взятые вместе, представляют собой бесконечный узор, простирающийся за пределы видимого материального мира. Для многих в исламском мире они фактически символизируют бесконечную и потому нецентрализованную природу творения единого Бога. Кроме того, исламская арабеска передаёт определённую духовность без иконографии христианского искусства.


Арабеска используется в мечетях и строительстве по всему мусульманскому миру, и это способ украшения с использованием красивого, украшающего и повторяющегося исламского искусства стал достойной альтернативой использования изображений людей и животных, что в исламе не поощряется.

 

А в следующем материале мы с вами узнаем о том, какие европейские образцы архитектуры впитали в себя исламский стиль, почему исламская архитектура так популярна и ждёт ли её возрождение сегодня?

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото в слайдере: Creative Commons