Исламская архитектура в Испании оставила удивительное наследие, отражающее богатую историю периода арабского владычества на Пиренейском полуострове. С VIII по XV век, арабская исламская культура процветала в Испании, принося с собой изысканные архитектурные традиции, которые продолжают вдохновлять современных архитекторов.
Собор Кордовы
Toni Castillo Quero/Creative Commons 2.0
Один из самых известных примеров исламской архитектуры в Испании — это собор Кордовы, известный также как Мечеть-Собор Кордовы или Мечеть Мехмеда. Он был заложен в VIII веке и перестроен в XII веке в арабском стиле мусульманского испанского халифата. Особенностью здания является его гипнотический лес столбов с двойными арками, создающими впечатление бесконечности и гармонии. Этот удивительный комплекс синтезирует арабский и христианский стиль, отражая многовековую историю этого места.
Собор Кордовы был построен на месте бывшей христианской базилики Святых Восемнадцати Мудрецов. После завоевания Кордовы мусульманскими арабами в 711 году, они превратили церковь в мечеть. От начала IX века здание стало слишком маленьким для быстро растущего мусульманского населения, и эмир Абд ар-Рахман I (756-788) приказал построить новую мечеть на этом месте.
В 784 году началось строительство Мечети Кордовы, которая была разработана великим архитектором и инженером Абдаллахом ибн Бакером. Строительство заняло более 200 лет и было завершено в 987 году, когда халиф Хишам II (961-976) добавил центральную часть мечети и расширил комплекс.
Собор Кордовы представляет собой уникальное сочетание арабской и христианской архитектуры. Главное пространство здания, которое называется "харам", олицетворяет изысканность и простоту исламской архитектуры. В нем находится более тысячи колонн, поддерживающих пятьдесят две двойных арки, создающих впечатление леса столбов. Каждая из арок украшена богатой орнаментикой.
Однако после реконкисты — восстановления христианской власти над Испанией в XV веке, собор Кордовы был преобразован в христианский храм. В 1523 году, в период правления Карла V, внутри мечети был построен католический алтарь и христианские часовни, а также перегородка, отделяющая христианскую и мусульманскую части здания.
С собором связаны множество легенд. Среди прочих есть та, что связана с местом под минаретом мечети, известным как "Колодец дьявола". По легенде, здесь дьявол скрывается, пытаясь найти гнездо голубя с оливковой веткой - символом мира. Если он найдет это гнездо, мир закончится. Эта легенда навсегда привлекает любопытство посетителей, которые приходят увидеть это мистическое место.
Собор Кордовы продолжает привлекать тысячи туристов со всего мира, притягивая их своим уникальным культурным и историческим наследием. Он является символом многовековой смеси культур и религий, что делает его значимым историческим местом и архитектурным шедевром.
Альгамбра
Pablo Valerio/Pixabay
Еще одним прекрасным примером исламской архитектуры в Испании является Альгамбра, расположенная в Гранаде. Этот комплекс дворцов и садов был построен в XIII-XIV веках правителями Насридской династии. Альгамбра — это воплощение искусства и гармонии, и ее палаты, арки и фонтаны отражают культурные влияния мусульманской и христианской традиций.
Альгамбра является одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей страны.
История Альгамбры начинается в IX веке, когда эмир Мохаммед I начал строительство крепости на холме Сабика, с великолепным видом на город Гранаду и горы Сьерра-Невада. Позднее эмир Юсуф I (1333-1354) начал строительство дворцовых залов и башен, а его сын Мохаммед V (1354-1391) значительно расширил комплекс, придавая ему роскошь и красоту.
Альгамбра достигла своего расцвета во времена правления последнего мусульманского правителя Испании — эмира Боабдаил (Boabdil) (1482-1492). Он построил дворец Льон и завершил строительство Цитадели, которая была знаменита своей оборонительной системой.
Любопытные истории и легенды окружают Альгамбру. Одна из них связана с названием комплекса. Считается, что слово "Альгамбра" происходит от арабского слова "الْحَمْرَاء" (аль-Хамра), что означает "Красное", и связано с цветом красного камня, используемого в его строительстве.
Еще одна интересная легенда связана с "Фонтаном слез". По ней, когда эмир Боабдаил сдал Альгамбру и Гранаду королю Фердинанду и королеве Изабелле после завершения реконкисты, он обернулся к своей родной земле и пролил горькие слезы. Фонтан слез стал символом его печального расставания с этим прекрасным местом.
Однако, несмотря на влияние исторических событий, Альгамбра оказалась уцелевшим шедевром арабской архитектуры и дизайна. Комплекс включает в себя несколько дворцовых залов с изысканными украшениями, такими как резьба по дереву, стукко и мозаика, которые вместе создают впечатляющую гармонию.
Альгамбра является живым свидетельством долгой истории смешения культур на Пиренейском полуострове. Сегодня она продолжает привлекать туристов и искусствоведов, которые приходят увидеть этот уникальный и прекрасный памятник исламской архитектуры и вдохновиться его красотой и элегантностью.
Собор Святой Марии в Гранаде
Tango7174/Creative Commons 4.0
Исламская архитектура в Испании также оказала влияние на собор Гранады. После завоевания Гранады католическими монархами в XV веке, они решили сохранить арабские элементы и добавить христианские декорации. Результатом стал собор Святой Марии в Гранаде, который объединил два стиля и символизировал переходный период между исламским и христианским правлением.
Собор Святой Марии в Гранаде, также известный как Собор Гранады, является важнейшим христианским храмом в этом городе и одним из примечательных архитектурных шедевров Испании. Он был построен на месте бывшей мечети, построенной в VIII веке мусульманским правителем Гранады. После завоевания Гранады в 1492 году, что завершило период реконкисты, в результате которого Испания восстановила христианскую власть на всей своей территории, католические монархи Фердинанд и Изабелла решили сохранить некоторые арабские элементы здания и добавить христианские декорации.
Строительство собора началось в 1523 году и продолжалось около 181 лет, завершившись в 1704 году.
Одной из любопытных историй, связанных с собором Святой Марии, является рассказ о том, как католические монархи, Фердинанд и Изабелла, приняли решение о его строительстве. По легенде, когда королевская пара обозревала разрушенную мечеть, они сидели на холме Альбаицин и решились на постройку христианского храма, когда услышали пение соловья. Они посчитали, что это знак свыше.
Внутри собора Святой Марии можно обнаружить архитектурное разнообразие, объединяющее стили ренессанса, готики и барокко. Здание известно своими прекрасными стеклянными витражами и мраморными украшениями. Особенно впечатляющим является главный алтарь, выполненный в стиле барокко и украшенный многочисленными скульптурами и художественными произведениями.
Собор Святой Марии также известен своими королевскими капеллами, в которых похоронены монархи Фердинанд и Изабелла, а также некоторые члены их семьи. Эти капеллы представляют собой уникальные архитектурные шедевры с прекрасной деревянной резьбой.
Исламская архитектура в Испании оставила неизгладимый след, став частью ее культурного наследия. Эти великолепные сооружения напоминают о многовековой истории многонационального и многокультурного испанского народа. Отголоски прошлого продолжают вдохновлять и восхищать любителей искусства и архитектуры по всему миру.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото в слайдере: FDominec/Creative Commons 4.0