En Ar

Исмаил Гаспринский: «Самое благородное дело – дело науки и просвещения»

20 февраля 2021


Гаяз Исхаки, Габдулла Тукай, Исмаил Гаспринский, Муса Бигиев, Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани – это лишь малая часть именитых татарских богословов и просветителей, навеки вошедших в историю своими работами в области религиозно-философской мысли. Этот список можно продолжать бесконечно. Среди перечисленных выше имён кто-то увидит знакомые фамилии, а кто-то откроет для себя новые личности, которые сыграли особую роль в распространение ислама на территории Поволжья. Мы открываем новую рубрику, посвящённую жизни и деятельности именитых российских богословов, обрётших популярность и признание не только на территории России, но и по всему миру. Первым нашим героем стал Исмаил Гаспринский.


Экскурс в историю


«Друзья мои, для нас самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения. Самым священным стремлением – стремление к знанию и просвещению. Если вы спросите, что же делать, ответ один: учиться, знать, развивать ум». Эти слова принадлежат выдающемуся крымско-татарскому просветителю, публицисту и литератору, чьи идеи совершили революцию в мусульманской среде, Исмаилу Гаспринскому.


Идеи Гаспринского (1851–1914) значительно трансформировали облик мусульманского интеллектуализма на всей территории Российской империи. Именно благодаря его умению совмещать работу на пользу государства с интересами своих единоверцев мусульмане Российской империи впервые заявили о себе как о зрелой культурной силе. Крымскими татарами эта личность воспринимается как основоположник всего, «учитель учителей». Повсеместно известны его слова о том, что зависимость от учителя мешает прогрессу.


Самым главным для Гаспринского на протяжении всей его жизни было создание новой концепции образования. Именно в радикальной модернизации образования, в обновлении состава и направленности учебных программ он видел наиболее действенное средство культурной трансформации. Исмаила Гаспринского не удовлетворяли интеллектуальный облик современных мусульман и общее состояние мусульманской цивилизации, поэтому всю свою жизнь он посвятил реализации разработанного им проекта обновления мусульманства.


В 1888 году выходит в печать первая мусульманская газета в России. Главным редактором издания «Тарджиман» («Переводчик») становится Гаспринский. ««Переводчик» будет служить, по мере сил, проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно, знакомить русскую среду с их жизнью, взглядами и нуждами» – так о своём детище говорил сам главный редактор. Газета сразу заняла ведущую позицию в модернизации мусульманского образования в Крыму, Поволжье, Туркестане. Параллельно публицист и религиозный деятель создаёт новые учебники и учебные программы, основывает в Крыму «новометодные школы», впоследствии получившие повсеместное распространение на российских мусульманских территориях.


Исмаил бея очень волновало, что, несмотря на единение Востока и Запада, Европы и Азии на территории Бахчисарая, мусульманская культура очень сильно отставала от европейской цивилизации. Он считал, что нужно идти дальше, развиваться. Однако благодаря этим новометодным школам в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация мусульманских интеллектуалов, по-европейски образованных, но не утративших «мусульманской» идентичности. Гаспринский смог выработать программу единения российского мусульманства как способа интеграции мусульманского общества и Российской империи в новом времени. Именно Гаспринскому впервые в русскоязычном мусульманском пространстве удалось облечь идеи своих предшественников во вполне осязаемые и функциональные формы — определить содержание и методику нового образования (усул-и джадид, впоследствии эта методика стала называться «джадидизм») и опробовать её на деле.


Стоит отметить, что именно Исмаил бей оказался у истоков идеи пантюркизма – культурного и политического объединения тюркских народов, связанных общим языком и родственными историческими судьбами. «Единство в языке, делах, мыслях». Тюркские народы, населяющие Россию, должны были, согласно Гаспринскому, в силу своей культурной близости и общей мусульманской идентичности вместе созидать новые формы социальности и культурного бытия. При этом современное знание о мире и современные технологии российским тюркам следовало воспринять из Европы, в частности из России. Соединение традиционного благочестия, новой образованности и передового технократизма должно было открыть тюркам дверь в будущее. К сожалению, идее публициста было не суждено сбыться: тюркские народы выбрали самостоятельные пути развития.


В 1905 году Исмаил Гаспринский при поддержке своих единомышленников создает мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак эль муслимин» («Всероссийский союз мусульман») и возглавляет Крымское отделение «Иттифак эль муслимин». Два года спустя Исмаил бей предлагает созвать в Каире Всемирный Мусульманский Конгресс для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.


Крымско-татарский просветитель стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников, распространял идеи организации многочисленных «Обществ вспомоществования бедным мусульманам», «Библиотечных обществ» и принимал участие в работе многих из них.


Мировоззренческие принципы и идеи Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. Он выступал за эволюционные формы развития общества.


Если говорить о литературном таланте представителя крымско-татарского народа, то его перу принадлежат несколько художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть «Африканские письма – Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелла «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и многие другие произведения. Таким образом, мы видим, что Гаспринский не только оказал значительное влияние на развитие мусульманского общества, но и стал родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов.


Что завещал нам Гаспринский?


«Аллах дал человеку, своему любимому творению, великую силу, при помощи которой он может господствовать над многим; создавать и уничтожать очень многое. Это ум… Но ум следует обогатить знаниями».


«Известно, что единение – сила, а рознь – гибель людей вообще и во всех сферах жизни».


«Пока народ не будет хорошо грамотным, пока он не начнёт мыслить и не пробудится в нём «самодеятельность» все прочие меры не будут им использованы в должной степени».


«Право национальности, право иметь и блюсти свой исторический культурный народный облик, есть в наше просвещённое время такое же естественное, неотъемлемое, право человека, как и все другие «droits de l’homme» (права человека).


«Европейцы — наиболее цивилизованный народ нашего времени. Учителями их были мусульмане. По признанию самих европейских ученых, политические, физические, математические, медицинские науки и многие искусства нашего века сохраняют явные следы трудов и опытов мусульман».


«Солидно образованный мусульманин к хорошим качествам заурядного присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи; наука и знания, не колебля в нём мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия. Но те мусульмане, которые волей судеб, так или иначе, освоят какой-либо иностранный язык и приобретут внешний лоск европеизма, без солидной научной подкладки, увы, эти люди почти потеряны для полезной, деятельной жизни. Это – люди, потерявшие хорошие качества своего племени и усвоившие дурные качества другого».


«Чем учёней, воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Подумаем только, что все мы рождаемся от женщины; растём и начинаем говорить на руках женщины; живём, работаем с женщиной и, наконец, умираем возле женщины — жены или матери, получая последнее облегчение от них. Грешно оставлять их ёемными, как животных».


«Бумага, написанная в Казани, понятна в Оренбурге, Шеки и Бахчисарае. Литературный оборот Бахчисарая с тем же изяществом применителен везде. Однако мы ни писать не хотим, ни читать не желаем!»


«Знания – это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света…».


«Братья, примитесь серьёзно за дело народного образования… Выучиться самому – достоинство, но передать незнающему своё знание – ещё большее достоинство и благое, святое дело».


«Я вовсе не думаю, что школа – это панацея от всех наших бед и зол, особенно я не думаю этого о народной школе.

Бесчисленные школы имеются в Корее и Бухаре, и простой народ в этих странах почти поголовно грамотен. Плохая школа и глупая литература, пожалуй, составляют худшее из невежеств. Просвещает народ не какое-нибудь, а только высшее и притом общечеловеческое просвещение».

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Creative Commons