Многообразие ислама в России переливается калейдоскопом локальных особенностей, образуя выразительную палитру, протяженную от Калининграда до Владивостока. Религиозное своеобразие на определенной местности не только подчеркивает уникальный характер мусульманского быта, но и выступает мощным противодействием радикальным идеям, чаще всего проникающим извне. Во многом эту удивительную способность продемонстрировали мусульманские народы России в 1990-х годах, когда вместе с «ветром перемен» на постсоветское пространство занесло проповедников чужеродных взглядов. Не исключением стали мусульмане Горного Алтая – современной Республики Алтай – где ислам получил историческое развитие благодаря сохранению родной культуры местным населением.
Считается, что с падением Джунгарского ханства в XVIII веке кочующие тюрки Горного Алтая вошли в состав Российской империи, оставив ислам. Но в тот период левобережье реки Чуя привлекло мусульман-кочевников, страдающих из-за истощения прежних пастбищ. Так образовалась группа носителей ислама, сохранивших народные обычаи – кош-агачские казахи. Иным характером обладало заселение Алтая кочевниками, принадлежавшими к роду Абдулдо Калдекеулы Сарыкалдыкова. В 1860-х, когда их родные земли – урочище Чингистай – принадлежали Китаю, кочевникам пришлось потесниться на юг, в Монголию, но и там для них не оказалось достаточно места.
Вернувшись обратно в 1880 году, сарыкалдыки обнаружили, что теперь их родовые земли принадлежат России и заняты другими кочевниками и русскими переселенцами. Тогда кочевники подали прошение о принятии российского подданства – им отвели земли Колгуты и Укока. Сарыкалдыки не спешили исполнять государственные решения, продолжая проживать в Чуйской степи и контролируя районы, прилегающие к торговому тракту из Кош-Агача в Кобдо. Количество подданных Абдулдо продолжало расти, а сам «зайсан» добивался административного устройства соплеменников с выделением их в самостоятельную волость.
Руководство эту инициативу считало целесообразной, однако не хотело признавать власть Абдулдо. Две казахские волости были образованы в 1913 году, но следы «свободного зайсана» обрываются пятью годами ранее, когда на имя начальника полиции уезда поступило ходатайство о тюремном заключении Абдулдо. Между тем, с ослаблением влияния Русской православной церкви в начале XX века, многие туратинские (крещеные) казахи вернулись не только к родовым фамилиям, но и к религии предков. «Беглецы от православия» основали село Турата, где также устроили мечеть.
Среднеазиатское восстание 1916 года затронуло и Горный Алтай. Призывы радикалов, в том числе, подкрепляемые деятельностью иностранных агентов, усилились на фоне неразумной политики властей и злоупотреблений элит. На регион также оказала влияние Гражданская война: произошла волна эмиграции казахов, вызванная страхом правового, социального и имущественного притеснения, а самое важное – утраты этнической и конфессиональной самобытности. Опасения не были напрасными, так как вследствие своей атеистической направленности советские власти вскоре закрыли единственную в регионе туратинскую мечеть.
Несмотря на ложные обвинения и судебное преследование активных верующих Горного Алтая со стороны советской власти, конфессиональное происхождение не отразилось на патриотизме оставшихся в тылу или героизме воевавших на фронте в годы Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Кыдран Тугамбаев и Жанбек Елеусов – уроженцы села Турата. В послевоенное время численность казахского населения постепенно возросла, но вплоть до 1980-х жизнь верующих была скрытой, отражаясь лишь в бытовой религиозности. Однако, уважая традиции, даже коммунистов хоронили согласно исламскому обычаю.
Примечательно участие прежних советских деятелей и организаций в жизни уммы региона. Причины явления по мнению профессора Тюменского государственного университета Александра Яркова, чья работа «Особенности исламской религии на территории Горного Алтая» легла в основу данной статьи, находятся за пределами обычных объяснений, применимых в подобных ситуациях. Осмелимся предположить, что в условиях рухнувшей коммунистической идеологии бывшие советские граждане стали обращаться к родной культуре в поисках ответа на экзистенциальные вопросы.
Бывший комсомольский организатор Амангельды Кобдабаев стал первым имамом в Республике Алтай, возглавив зарегистрированную в 1993 году общину в селе Жана-Аул. Строительство новой мечети с двумя минаретами и куполом осуществлялось на средства колхоза имени Калинина и пожертвования жителей. Во второй половине 1990-х годов мечети были построены в других населенных пунктах, где компактно проживали казахи. Более того, при мечети села Кош-Агач устроили медресе. В 2012 году в селе Турата состоялось открытие мечети, носящей имена героев Тугамбаева и Елеусова.
Последний факт выступает свидетельством того, что участие в истории России стало неотъемлемой частью культурного кода мусульман, проживающих в Республике Алтай – одном из самых многонациональных регионов страны согласно переписи населения. Все чаще на улицах столицы республики, Горно-Алтайска, можно встретить женщин, облаченных в хиджаб, и мужчин в тюбетейках – это стало неотъемлемым элементом этнического разнообразия. Сегодня среди мусульман республики на первом месте по численности находятся казахи. Однако в последние годы увеличился поток представителей среднеазиатских народов: узбеки, таджики, азербайджанцы, туркмены и киргизы.
Киргизы легче всего приспосабливаются в районах преимущественного проживания алтайцев. Этому способствует коллективная память о том, что их древней родиной являются горы Алтая. Приезжие узбеки и таджики объединены представлением о себе как о «настоящих» мусульманах, что не свойственно им на родине. В свою очередь, казахи находят в быту узбеков и таджиков нормы поведения, противоречащие исламу, о чем свидетельствуют результаты исследования «Распространение ислама в Горно-Алтайске на примере строительства мечети им. Аскара Зиянурова» магистранта Горно-Алтайского государственного университета Людмилы Ермашевой.
Тем не менее, алтайскую умму объединяют священные праздники Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), а также мероприятия, организуемые в соборной мечети имени Аскара Зиянурова в столице Горно-Алтайске. Там же знакомят население с мусульманскими духовными традициями, приобщают молодежь к истокам религиозной культуры и к нравственным ценностям, что служит делу консолидации российского общества.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Александр Лещёнок/Creative Commons 4.0