На YouTube-канале «Хузур» размещен документальный фильм «Валиулла Якупов. Жизнь и борьба», произведенный сторонней студией при поддержке «Татмедиа». Картина пытается уместить в получасовой хронометраж рассказ о жизненном пути общественного и религиозного деятеля, оказавшего большое влияние на возрождение ислама в Татарстане и в России в целом. Невозможно ограничить какими-либо рамками наследие Валиуллы хазрата Якупова, память о котором хранится в сердцах российских мусульман. Но документальный фильм увлекает архивными фото и видео, и что самое ценное – содержит комментарии близких людей и соратников, принявших участие в съемках.
«Эрудированный человек – это было сразу видно. Читал много, – делится со зрителями Галина Алентьева, вдова Якупова, – хотя, характер неоднозначный. Достаточно саркастичный человек, даже иногда язвительный». С Винером (урожденное имя Валиуллы) Галина познакомилась еще во время учебы в Казанском химико-технологическом институте имени Кирова. В конце 1980-х годов у комсомольца и выпускника светского учебного заведения просыпается интерес к исламу. Важно отметить, что перед этим у Винера происходит заметный рост этнического самосознания: молодой человек быстро усваивает родной татарский язык, которым изначально он владел плохо – об этом в фильме не упомянули.
На экране фото в сепии: Якупов участвует в пикете. В руках плакат, призывающий народного депутата отдать мусульманам развалины ресторана, чтобы на их базе построить медресе. На заре религиозного возрождения в Казани действовала всего одна мечеть Марджани. Таковы были последствия атеистической пропаганды Советского Союза. Активная гражданская позиция Винера Якупова приводит будущего просветителя к многообещающей инициативе – основанию Центра исламской культуры «Иман» в 1990 году. В разные годы «Иман» выпускал до двадцати многообразных периодических изданий и свыше тысячи наименований книг и брошюр на русском, татарском и даже старо-татарском языках.
Кадры видеохроники 90-х годов: маленький мусульманин подходит к столу, заставленному книгами, где взрослые мужчины в тюбетейках щедро вручают мальчику несколько экземпляров. «Когда я бывал в магазине (издательства «Иман» – прим. ред.) на улице Тукая, – вспоминает ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, – невольно становился свидетелем, как со всей России приезжали оптовики и закупали литературу». Фильм утверждает, что Валиулла Якупов стал родоначальником мусульманской прессы в постсоветском Татарстане. Но необходимо добавить: он также оказался зачинателем исламского издательского дела, телевизионных и электронных СМИ.
«Мы по-английски понимали это имя, от слова “победа”, то есть “победитель”, – с улыбкой рассказывает Дамир Шагавиев, соратник Якупова, – мы его называли Winner». В 2003 году Винер Якупов поменял собственное имя, выбрав вместо него мусульманское – Валиулла. На арабском оно означает «богобоязненный», «набожный». Под этим именем Валиулла хазрат войдет в историю татарского народа. «За время, что мы не общались, он как раз трансформировался из комсомольского деятеля в религиозного. Был праздник Курбан-байрам. Включаю телевизор, и вдруг смотрю – Винер в чалме. Я даже не узнала сначала!» – со смехом вспоминает Галина Алентьева, вдова Якупова.
Монтажная склейка, и перед зрителем возникает светлый фасад Апанаевской мечети. Виды культового здания, построенного в стиле «московского» барокко и традиционного татарского зодчества, сменяют кадры с шакирдами, спешащими на занятия в медресе «Мухаммадия». Апанаевскую мечеть верующим передали в 1994 году, а благодаря Министерству культуры появился проект реставрации здания. Валиулла Якупов в качестве имам-хатыба мечети скрупулезно следил за воссозданием убранства и декоративных элементов. Помимо этого, Валиулла хазрат решает возродить самое известное учебное заведение среди татар России в начале XX века.
«Валиулла хазрат является таким же человеком, как Галимзян Баруди, но в новой истории медресе “Мухаммадия”. В 93 году он начал арендовать залы Дома культуры имени Ленина (здесь в первое время проводились занятия медресе – прим. ред.), а после смог своей мудростью обратно вернуть основные здания медресе “Мухаммадия”, возродить наследие наших предков. Это все заслуга Валиуллы хазрата», – объясняет зрителям фильма Заместитель директора медресе «Мухаммадия» Зульфат Габдуллин. В 1997 году, после появления в республике единого муфтията, Валиулла Якупов назначается заместителем председателя Духовного управления мусульман Татарстана.
Заняв высокий пост в мусульманской иерархии, Валиулла Якупов остается бескорыстным человеком, равнодушным к материальным ценностям. На экране возникает скромная «хрущевка» в старом районе города Казани и адресная табличка: улица Заря, дом № 28. «Да, я была в шоке от его квартиры – везде книги: на полу, на полках, на стульях. Квартира старая, обшарпанная, кое-где обвисшие обои. То есть, для него это роли вообще никакой, никакой не играло абсолютно, – вспоминает Галина Алентьева, – Конечно, в быту он был неприхотлив. То есть, есть где поспать, есть что поесть, и он мне всегда говорил: “Нужно жить скромно” ... ».
Теплые воспоминания о Валиулле Якупове сменяют тревожные кадры: одетые в военную амуницию мужчины в лесу, вместо лиц – расплывчатые пиксели. Деятельность арабских благотворительных фондов и организаций способствовала проникновению на просторы России ваххабизма, грозно заявляет диктор за кадром. Архив телеканала «Россия Татарстан» показывает Валиуллу Якупова, комментирующего ситуацию в 2004 году: «Если бы нас вот эти заграничные миссионеры оставили бы в покое, то мы бы продолжали жить мирно, в добром соревновании друг с другом, и с православными, и с представителями других религий. Соревновались бы только в миролюбивых добрых делах».
«Валиулла хазрат, как я понимаю, все изучал самостоятельно. Литература, которая попадалась ему в руки, была разной. В том числе была литература сектантская. Он все эти взгляды, как бы, аккумулировал в себе, пытался в них разобраться. Иногда это со стороны выглядело впадением в некую крайность», – осторожно рассуждает Наиль Гарипов, другой соратник Якупова. Реальность угрозы ваххабизма стала осязаемой после 1999 года, когда началась Чеченская война. Между тем, кадры документального фильма становятся пугающими: оперативные съемки изъятого оружия и мрачные фотороботы экстремистов из Татарстана.
«Сектантские поползновения – это духовная агрессия на наш народ. Наш народ, исповедующий традиционный ислам, абсолютно не замешан во всех этих крайностях исламизма. Мы последователи того самого толерантного ислама ханафитского толка», – продолжает Валиулла хазрат свою речь в архивной записи телеканала «Россия Татарстан». Возникают кадры задержаний экстремистов в их импровизированных штаб-квартирах. Иностранные проповедники покинули Россию с окончанием «лихих 90-х», но ваххабитские идеи распространились среди местного татарского духовенства. Валиулла Якупов вел непрерывную идейную борьбу с представителями фундаменталистских взглядов.
«Он хотел, с одной стороны, как бы загладить свою вину за то, что по незнанию способствовал изданию каких-то ваххабитских книг. Иногда их присылали из Москвы, и через “Иман” они распространялись – такое тоже было. И чтобы как-то соблюсти баланс, он также способствовал тому, чтобы как можно больше литературы переводилось, в том числе антиваххабитской, антисектантской», – деликатно объясняет зрителям Дамир Шагавиев. «Валиулла хазрат играл, конечно, огромнейшую роль в противостоянии, поскольку у него была трибуна – это издательство “Иман”» – подтверждает Рафик Мухаметшин.
Снова зловещие кадры последствий от столкновения экстремистов и государственных силовых структур. В 2011 году в Нурлатском районе Татарстана обнаруживается лагерь ваххабитов. Новый муфтий Ильдус Файзов при поддержке Валиуллы Якупова начинает процесс отстранения от руководящих должностей в умме приверженцев ваххабитских идей. «Валиулла занимался образованием, был начальником отдела образования. То есть, он работал на уровне идеи. Его задачей было как раз доказать, объяснить. И он даже был, наверное, для представителей радикальной среды гораздо более опасным противником», – рассказывает Руководитель аппарата антитеррористической комиссии Ильдар Галиев.
В канву фильма врываются снятые на VHS-камеру лагеря подготовки экстремистов. Трое боевиков в черных военных спецовках обсуждают что-то, склонившись над картой. На фоне архивных кадров Ильдар Галиев продолжает: «Он прекрасно понимал, что является возможным, так скажем, объектом для насилия. Но полагался на Провидение, как-то не был этим озабочен, не был испуган. Знал, что будет то, что должно, и не боялся делать то, что делал». В результате подлого террористического акта 19 июля 2012 года на муфтия Ильдуса Файзова и Валиуллу Якупова совершается покушение. Вопреки сработавшей в автомобиле взрывчатке, муфтию удается выжить.
Валиулла Якупов становится жертвой непримиримой борьбы со злом, которой он посвятил все последние годы своей жизни. Документальная картина, несмотря на специфический метод подачи материала (порой напоминающий криминальную хронику), ярко отражает суровые испытания, выпавшие на долю российского общества в конце XX и начале XXI века. Тем не менее, фильм представляет зрителям Валиуллу Якупова таким, каким он навсегда останется в памяти российских мусульман: верным своему народу и своей религии, скромным, но инициативным, решительным и находчивым, бескорыстным, ответственным, бесстрашным и богобоязненным.
Смотрите фильм по ссылке
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: ДУМ РТ