En Ar

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

18 марта 2019

 

 

А вы знаете, что 17 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся на территории России? А что три из них являются сокровенными местами для мусульманской части населения нашей страны? В этом материале мы подробнее расскажем вам о том, как появился список ЮНЕСКО и чем интересны определённые объекты, которые находится на сегодняшний день под защитой ЮНЕСКО, представляя собой культурное и историческое наследие.

 


Как появился список ЮНЕСКО?

 


Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это ни странно, появился не так давно. Началось всё в 1972 году, когда этот отдел Организации Объединенных Наций принял Конвенцию, призванную защищать и охранять культурное достояние всех людей земного шара. Тогда же были выработаны и первые критерии, по которым определялись эти объекты Всемирного наследия творения человека. Международный документ вступил в силу в 1975 году. Но позже обнаружился «перекос»: оказалось, что большинство фигурантов списка находится в Европе, тогда как в Австралии, Океании, Америке их было очень мало. Но ведь в этих частях света также есть что охранять и защищать.

 

 

Завораживающая по красоте природа, необычные горы, экосистемы, как, например, Большой Коралловый риф или знаменитый Гранд Каньон. Тогда было решено расширить действие Конвенции и включить в список объекты природного наследия. Для них также были разработаны свои критерии. И, наконец, уже в XXI веке заговорили о том, что есть нематериальные феномены, как древний город Теотиуакан в Мексике или мангровые заросли Сундарбан в Бангладеш. Однако они также являются уникальными, внесшими свой вклад в духовное развитие человечества. Так был учрежден новый список – нематериального достояния.

 


На территории России находятся 17 объектов, включённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Причём три из них являются особенными для мусульманской части населения России. Остановимся более подробно именно на них.

 


Возрождённый древний город Болгар

 

 

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

 


На высоком левом берегу реки Волги в 200 километрах от Казани лежат руины древнего города. О его былом могуществе и славе говорит название «Великий Болгар». Эта земля сегодня – место приятжения мусульман со всей России и даже мира. Далеко с Волги видны силуэты белокаменных построек, навевающие воспоминания о великолепных восточных дворцах, мечетях, мавзолеях, когда-то украшавших Великий Болгар. Именно сюда в 922 году прибыло посольство из Багдада, и местные жители приняли ислам.

 


Сначала город представлял собой небольшое укрепление, однако позже разросся до размеров целого города. Высокий берег в месте впадения Камы в Волгу создавал великолепные условия для обзора окружающего пространства и речного судоходства. В короткий срок он стал крупнейшим центром торговли в своём регионе. Во времена расцвета городок считался одним из центров ремесленничества – здесь проживало множество искусных ремесленников, ювелиров, кузнецов и портных.

 


Жителям Булгар приходилось общаться с путешественниками и торговцами из дальних стран. В те времена взаимоотношения между народами и странами налаживались при помощи торговли и купцов. Жизнь состояла не только из военных действий. Каждый, кто имел потребность в торговых путях, стремился обеспечить их безопасность. 

 


В первой половине XIII века Болгар был подвергнут нападению со стороны Золотой Орды и практически полностью разрушен и разграблен. Вскоре Булгар был отстроен заново. Теперь в основе архитектуры были постройки из камня. Многие из них дожили до наших дней. После завоевания монголами на месте вновь отстроенного города был создан административный центр завоеванных территорий Волжской Булгарии. В те времена были сооружены Соборная мечеть и дворец хана. Остатки культового сооружения можно наблюдать и сегодня.

 


Во второй половине XIV века Болгар был снова разрушен в результате нашествия Амира Тимура, а  столетием позже – русским войском во главе с Фёдором Пёстрым. Это стало причиной того, что Великий Булгар окончательно пришёл в упадок.

 


Построенная из белого известняка на возвышенности, старая соборная мечеть доминировала над окружающими постройками. С южной стороны находилась алтарная ниша – михраб, обрамлённая богатым орнаментом. Внутренний зал освещался окнами. Главный вход в мечеть был с северной стороны. Напротив главного входа в Соборную мечеть можно увидеть Северный мавзолей. Именно здесь находила последнее пристанище булгарская знать. Миновав арочный входной проём, можно попасть во внутреннее помещение. Сквозь небольшие стрельчатые окна в помещение проникает дневной свет, который позволяет рассмотреть удивительные по форме и содержанию надписи на плитах, сделанные рукой неизвестного булгарского мастера.

 


Напротив восточного фасада Соборной мечети в 30-е годы XIV века был сооружен ещё один мавзолей (Восточный), превращенный в XVIII веке в православную церковь «Святого Николая».

 


Город обрёл второе дыхание лишь в прошлом веке, когда в 1969 году было принято решение построить здесь Государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Раскопки и реставрация, которые производятся до сих пор, смогли преобразить когда-то опустевший, заброшенный участок древнего города в изумительный, огромный по своей территории музей под открытым небом. Следует заметить, что вновь возведённые Белая мечеть и Музей хлеба не расположены на исторической территории булгарского городища, что связано с тем, что это место на сегодняшний день находится под защитой ЮНЕСКО и не предполагает вмешательства в архитектуру. По словам Минтимера Шаймиева, первого президента Татарстана и Государственного советника РТ, идея о возведении новой мечети существовала давно, что удалось реализовать в рамках республиканского комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и Древний Болгар».

 

 


Крепость Нарын-Кала и город Дербент

 

 

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

 


Дербент… Это один из самых древнейших городов мира, а в России и вовсе самый древний город. Крепость Нарын-Кала, горы, каменные дома с глинобитными полами и напольными очагами – всё это лишь малая часть того, что ежегодно привлекает в Дербент множество людей со всех уголков земли. Это единственный город античной эпохи, сохранившийся на своём историческом месте, среди всех городов Российской Федерации.

 


В V-VI вв. иранские цари из династии Сасанидов развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить цивилизации Передней Азии от новых волн кочевников — гуннов и хазар. Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры является Дербентский оборонительный комплекс, поражающий своей грандиозностью, величием и мощью. Он включал в себя цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя искусственную гавань. От цитадели в горы на 42 км. уходила Великая Кавказская стена.

 


Нельзя не отметить, что цитадель «Нарын-Кала» и Великая Кавказская стена «Даг-Бары» являются одним из трёх крупнейших фортификационных сооружений мира, наряду с Великой Китайской стеной и ныне не сохранившимися Римскими Дунайскими укреплениями.

 

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

 


В начале VIII в., с завоеванием Дербента арабами, город превращается в важнейший военный, политический и идеологический центр. Дербент становится крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шёлка, мыла и др.) и сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д.). Именно в это время на территории Южного Дагестана и начинает распространяться новая мировая религия – ислам. Этот процесс продолжался здесь до X в. и в последующем распространился по всему Северному Кавказу и Поволжским областям нынешней России.

 


Но вернёмся к крепости. Нарын-Кала — это знаменитая древняя дербентская крепость, которая и превратила город в «Закрытые ворота». Её двойные стены, которые спускались к самому Каспию, позволяли полностью контролировать узкий прибрежный проход от моря на юг, к Персии. С трёх сторон крепость защищали крутые горные утёсы, а в стенах на расстоянии около 25 м друг от друга были выстроены башни.

 


Территория крепости составляла около 4,5 га. Внутри находились конструкции, необходимые для того, чтобы выдерживать осаду: в частности, объёмный резервуар для питьевой воды, большей частью уходящий под землю. В случае осады воды защитникам могло хватить на полгода. Правда, «непокоряемой» крепость не считалась никогда: несколько раз она всё-таки пала под натиском осаждающих. Западные ворота Нарын-кала назывались «Воротами позора»: именно через них из крепости сбегали бесчестные военачальники, когда удача отворачивалась от защитников. Кроме того, здесь можно найти несколько ещё более интересных и старых руин.

 

К примеру, остатки христианской церкви IV в., которая затем была переделана в зороастрийское святилище, а после — в мечеть. Эта церковь считается первым христианским храмом в стране. Стоит осмотреть и развалины ханского дворца XVIII в. Также здесь расположены ханские бани и ханская канцелярия XVIII в., которую занимает сегодня Музей «Древний Дербент». А ещё — здание гауптвахты 1828 г. постройки, где открыта картинная галерея с экспозицией, посвящённой истории города.

 


Что же представляет собой Дербент сегодня? Это второй по величине город республики, уникальный памятник древней истории, единственный сохранившийся античный город на территории РФ, музей под открытым небом, крупный центр туризма – регалий много. Здесь под защитой мощных городских стен хорошо сохранились утопающие в зелени семисотлетних платанов древние мечети и медресе, храмы и синагоги, великолепные средневековые бани и караван-сараи, огромные подземные водохранилища и древние фонтаны, впечатляющие ханские дворцы и мавзолеи. Это не могло не остаться без внимания мировой общественности, и в 2003 году ЮНЕСКО включил цитадель «Нарын-Кала» и историческую часть города в список памятников Всемирного Наследия.

 


Казанский Кремль и уникальное соседство мировых религий

 

 

 

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

 


Казанский кремль — это большой комплекс, состоящий из археологических, исторических и архитектурных памятников XII-XX столетий. Заселение и застройка территории «кремлёвского» холма началось многие века назад. Первое поселение здесь появилось, если верить историческим и археологическим сведениям, аж в X веке, а уже в XII веке кремль стал форпостом северных границ Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века он становится центром Казанского княжества Золотой Орды, а затем и Казанского ханства.

 


Казанский Кремль вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе, который был представлен на рассмотрение, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:

 


1. Единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти.

 


2. Единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов).

 


3. Продукт взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной татарской.

 


4. Наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире.

 


5. Наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор).

 


6. Концептуальный синтез татарского и русского архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).

 

 

3 уникальных мусульманских объекта ЮНЕСКО, находящиеся в России

 


Отдельного внимания заслуживает неповторимая по своей красоте и обладающая непростой, но по истине народной историей мечеть Кул Шариф. Для того, чтобы понять, насколько эта мечеть важна для местного населения, нужно вернуться на несколько веков назад, в 1552 год, когда Иван Грозный взял Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожжённая дотла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена.

 


Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год. Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня целый народ начинает жить легендарными образами дорогой сердцу мечети. Зимой 1996 года и был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идёт проектирование интерьера.

 


И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы. Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира.
Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть её в культуру, в историю. В основе реконструкции были заложены две идеи. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь ещё сильней привлекают взор и завораживают посетителя.

 

Ильмира Гафиятуллина