En Ar

Песков: "Ливийскую проблему можно решить только политическими методами"

28 апреля 2020


Россия продолжает настаивать, что проблема в Ливии может быть решена только политико-дипломатическими методами. Об этом сегодня заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.


«В Москве по-прежнему убеждены, что единственное возможное урегулирование в Ливии может быть на политико-дипломатических рельсах, политико-дипломатического общения между всеми сторонами, в первую очередь, конфликтующими. Россия продолжает оставаться в контакте со всеми участниками ливийского процесса, мы считаем, что других вариантов урегулировать ливийскую проблему нет», - отметил, в частности, официальный представитель Кремля.

 

Напомним, командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар накануне объявил о выходе из Схиратского соглашения о формировании Правительства национального согласия (ПНС) и о том, что управление страной переходит к армии.

 

«Генеральное командование вооруженных сил принимает на себя руководство страной и объявляет о прекращении действия Схиратского соглашения. Несмотря на тяжелое бремя ответственности, мы принимаем волю народа и делегируемый им мандат», - говорится, в частности, в распространенном заявлении.

 

ЛНА, как отметил Хафтар, будет работать над созданием условий для формирования постоянных гражданских институтов государства «в соответствии с волей народа».

 

«Люди должны быть хозяевами своей судьбы и выбирать свое будущее путем демократии. С самого первого дня нашей целью была защита воли ливийцев», - почеркнул он, добавив, что Схиратское соглашение «разрушило страну, поставило ее в опасное положение, а теперь стало частью темного прошлого».

 

Схиратское соглашение было подписано в декабре 2015 года в марокканском Схирате. Оно основано на мирном плане ООН, предусматривающем создание органов власти в Ливии, в частности Правительства национального согласия и Президентского совета (выполняет функции главы государства). Эти структуры возглавляются премьером Фаизом Сарраджем и базируются в Триполи.

 

Палата представителей (избранный постоянный парламент) неоднократно указывала, что несмотря на международное признание ПНС потеряло легитимность, так как не получило одобрения парламента, как того требует Схиратское соглашение.

 

Президентский совет Правительства национального согласия Ливии назвал заявление Хафтара фарсом и попыткой нового переворота в стране.

 

Со своей стороны, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что сложившаяся ситуация с выходом Ливийской национальной армии из Схиратского соглашения является тревожной, поскольку альтернативы Схиратским договорённостям нет.

 

«Преодоление этого кризиса возможно только на путях взаимных уступок и компромиссов, ведущих к восстановлению национального согласия. Именно это и было прописано в соглашении 2015 года, альтернативы которому я лично не вижу», - подчеркнул парламентарий в интервью для «Интерфакс».

 

Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий расценивает заявление ЛНА о том, что управление страной переходит к армии как  традиционную для Тобрука информационную атаку .

 

«С моей точки зрения заявление Хафтара - это как бы попытка в информационном пространстве заявить о том, что единственная правильная сила - это именно он, это именно армия», - цитирует парламентария агентство.

 

По мнению Слуцкого, цель таких заявлений – «еще раз опровергнуть любую легитимность любой противоположной ему стороны, в частности правительства Сарраджа, в политическом, и особенно, в информационном пространстве».

 

«Это заявление не открывает какую-либо новую фазу или новый виток в этой непростой кровоточащей ситуации, которая, к сожалению, продолжается в стране», - отметил он.

 

Москва удивлена заявлениями  Халифы Хафтара о переходе власти в Ливии и настаивает, что военного решения конфликта нет, заявил РИА Новости источник в МИД России.

 

«Это удивительно. Существуют решения саммита в Берлине, главное — это резолюция 2510 СБ ООН, которую надо выполнять. Выполнять прежде всего самим ливийцам при содействии международного сообщества, Генсека ООН», — сказал собеседник агентства.


«Мы выступаем за то, чтобы в рамках политического процесса был продолжен инклюзивный межливийский диалог, военного решения конфликта нет», — отметил источник РИА Новости.


Он добавил, что ранее с обращением по случаю начала месяца Рамадан выступил спикер заседающей на востоке страны палаты представителей (парламента. — Прим. ред.) Ливии Агила Салех и что это «было весьма сбалансированное выступление». «Он выдвинул ряд интересных предложений», — сказал собеседник агентства.

 

Эксперт Российского института стратегических исследований Владимир Фитин прокомментировал ситуацию в Ливии. По его мнению, за заявлениями противоборствующих сторон изменений не последует.

 

«Радикальных изменений нет. Ориентироваться на заявления лидеров противоборствующих сторон не имеет смысла, поскольку каждый из них говорит о своей скорой победе. Поэтому ничего нового очередное заявление Хафтара не дает. Ситуация продолжает оставаться в подвешенном состоянии, никто не получает решающего преимущества, учитывая, что Хафтар в апреле прошлого года заявил, что собирается взять Триполи и полностью объединить Ливию под своим руководством. Все это остается только словами. В основном все зависит от объема помощи внешних спонсоров, которую получает каждая из противоборствующих сторон", – считает Владимир Фитин.

 

После свержения и убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии царит двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в столице Триполи, - сформированное при поддержке ООН и Евросоюза Правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем. Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией во главе с маршалом Хафтаром, который с апреля 2019 года не прекращает попыток захватить Триполи.

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Михаил Метцель/ТАСС