В Москве состоялось заключительное в текущем году мероприятие Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» (Группы), посвященное роли исторического наследия в современном диалоге. Участники научно-практической конференции «Диалог “Россия – Исламский мир”», среди которых были государственные деятели, дипломаты и религиозные лидеры, обсудили 950-летие основания медресе «Низамия» в Дагестане, предстоящее присвоение Казани статуса культурной столицы исламского мира в 2026 году и значение образования как основы межцивилизационного партнерства.
В своем приветственном обращении Рустам Минниханов – Раис Республики Татарстан, председатель Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» – напомнил о глубоких исторических корнях диалога России и исламского мира. «Это взаимодействие давно знакомых цивилизаций, которые сформировали общее культурно-историческое пространство на территории Евразии».
«Наша страна – родной дом для миллионов мусульман. А ислам – неотъемлемая часть его исторического и культурного наследия. И мы видим в этом партнерстве стратегическую перспективу», – заявил председатель Группы.
Минниханов также анонсировал важное грядущее событие, которое подчеркнет роль России в исламском мире: решение присвоить Казани, столице Татарстана, статус культурной столицы исламского мира в 2026 году.
«Убежден, устойчивый и доверительный диалог между Россией и исламским миром возможен только при опоре на важнейшее пересечение истории и культуры наших народов», – выразил уверенность Минниханов, отметив актуальность образовательных и просветительских дискуссий.
В завершение он объявил о договоренности организовать рабочий визит Группы в Дагестан. Целью поездки станет привлечение внимания и содействие участию мусульманской общественности в проектах по сохранению и восстановлению медресе «Низамия».
Официальную позицию Администрации Президента Российской Федерации по вопросам межнационального и межконфессионального согласия представил заместитель руководителя администрации Магомедсалам Магомедов. Он, в частности, рассказал о работе с такими форматами, как Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир».
Развивая тему религиозной политики России, Магомедов указал, что уже в XIX веке мусульманские общины страны пришли к пониманию: ключ к прогрессу лежит в обновленной системе религиозного образования. Именно тогда в программы медресе стали активно внедрять светские науки и изучение русского языка. Этот исторический опыт, по его словам, сегодня служит важной основой для государственной политики, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности и противодействие экстремизму.
«Россия неизменно открыта для тех, кто готов строить партнерство на принципах равноправия, взаимного уважения, справедливости и многополярности», – заявил Магомедов. Он констатировал, что Россия, веками развивавшаяся как союз народов разных конфессий, системно поддерживает традиционные религии, что стало ресурсом ее устойчивости и внутренней силы.
Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалали в своем обращении подчеркнул, что его присутствие является не только политическим, но и культурным представительством цивилизации, имеющей глубокие исторические связи с Россией.
Отмечая революционную роль системы медресе, созданной в V веке хиджры государственным деятелем Низам аль-Мульком ат-Туси, дипломат сказал: «Низам аль-Мульк, основав сеть медресе “Низамия” в Багдаде, Нишапуре, Исфахане и Балхе, создал первую централизованную государственную образовательную систему».
Он выделил ключевые инновации: институционализацию образования с предоставлением студентам стипендий и жилья, что сделало обучение доступным для всех слоев общества; четкую учебную программу, включавшую, помимо исламского права, светские науки; а также подготовку административных кадров для управления империей.
«“Низамия” была не просто школой, а социальной и интеллектуальной сетью, объединявшей элиту исламского мира. Влияние этих медресе было настолько глубоким, что оно подарило миру таких великих людей, как имам Мухаммад Аль-Газали и Саади Ширази», – напомнил Казем Джалали.
Дипломат подчеркнул, что научный свет этих центров быстро достиг Кавказа, где также существовали медресе «Низамия», ставшие центрами просвещения. Надписи на персидском и арабском языках в старинных мечетях Дагестана и Татарстана свидетельствуют, что язык науки был тогда языком взаимодействия и дружбы.
«Сегодня, когда мир борется с экстремизмом и невежеством, осмысление той научной традиции, в которой перо преобладало над мечом, жизненно важно для всех нас», – заявил Джалали, добавив, что академическое сотрудничество между Тегераном и Москвой, особенно с республиками Северного Кавказа, может гарантировать безопасность и устойчивое развитие этих регионов.
Ключевые государственные структуры – Департамент по взаимодействию с религиозными организациями и Управление Президента России по внутренней политике – активно взаимодействуют с Группой стратегического видения «Россия – Исламский мир». Особое партнерство выстроено с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, председатель Совета которого Евгений Еремин также обратился к участникам.
«Религиозная сфера в Российской Федерации очень яркая, глубокая и многообразная», – подчеркнул Еремин. Министерство юстиции России, отвечающее за этот учет, ведет реестр примерно по шестидесяти религиозным направлениям, а также отдельно регистрирует около двадцати организаций, представляющих такие течения, как шаманизм или этнические верования.
«Наверное, Всевышний Создатель наделил наш многонациональный и многорелигиозный народ такой пытливостью и желанием осваивать духовные истины. И всегда это делалось на самом высоком качественном уровне», – предположил Еремин.
Ярким свидетельством такого стремления к совершенству служит возникновение медресе «Низамия» в высокогорном Цахуре. Еремин призвал представить, как относительно недавно было ниспослано Откровение Пророку Мухаммаду, а уже вскоре высоко в горах появился первый религиозный и светский университет.
«Это особенность нашего народа. Именно поэтому мы и сегодня стремимся вывести нашу систему религиозного образования на такой же высокий уровень», – заявил он.
Еремин напомнил, что в 2013 году в Уфе Президент РФ Владимир Путин, выступая на Совете по межнациональным отношениям, поставил задачу развивать отечественное исламское образование, «чтобы не было стыдно перед предками, которые получали образование высоко, в горных университетах, где изучали и светские науки».
По его словам, в России действует Совет по исламскому образованию, который стремится к тому, чтобы исламские вузы были качественными, а в них преподавали не только религиозные, но и светские дисциплины. Главное же – это воспитание патриотов России и формирование приоритета общегражданской идентичности у будущих религиозных деятелей.
Еремин добавил, что за тысячелетия взаимодействия духовные ценности народов России, имеющие религиозные истоки, стали общими для всех. Эти ценности близки и дружественным соседним народам. Рассказывая о работе Группы, он привел пример: руководство Исламского банка развития, выслушав его рассказ о ценностях и истории Дербента, попросило показать запись, как президент Владимир Путин поцеловал подаренный Коран в древней мечети, и эта запись произвела огромное впечатление.
«Наше единство является нерушимым. Это духовное богатство – дружба народов – сегодня защищают наши братья в ходе специальной военной операции. Всевышний, даровавший нам это богатство, не позволит ему исчезнуть. Наше наследие будет помнить и развивать каждое новое поколение», – выразил надежду Еремин.
Муфтий, председатель Централизованной религиозной организации «Международная Исламская Миссия» Шафиг Пшихачев поделился впечатлениями от недавней поездки в Дагестан, где ему довелось совершить пятничную молитву в здании, построенном 950 лет назад в высокогорном селе Цахур.
«Трудно не согласиться с тем, что Дербент и Древний Болгар являются историческими центрами распространения ислама, исламской науки, культуры и просвещения не только в Дагестане и Поволжье, но и в России в целом», – подчеркнул муфтий.
Пшихачев назвал цахурское медресе «Низамия», открытое на 13 лет раньше Болонского университета, одним из звеньев сети учебных заведений в Багдаде, Нишапуре и других городах. К сожалению, многие ценные рукописи были утрачены из-за войн и периода государственного атеизма в СССР. Однако само здание, где наряду с религиозными дисциплинами преподавали историю, арифметику, медицину и поэзию, уцелело.
Муфтий также обратился к современной повестке, процитировав слова Владимира Путина со встречи 2013 года: «Ислам стал значимым фактором общественно-политической жизни и внес неоценимый вклад в духовное и культурное развитие нашего общества».
Пшихачев отметил, что российский ислам, опираясь на многовековой отечественный опыт, имеет все возможности для развития. Важнейшей задачей является воссоздание собственной признанной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства. «Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих», – заявил Пшихачев.
Организатором мероприятия выступила Российская академия наук (РАН). От имени академии участников конференции поприветствовал директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.
«Мы обращаемся к истории для того, чтобы смотреть в будущее и выстраивать новые действия», – отметил он, добавив, что важной частью этой истории является распространение ислама в России, включая сакральные даты и образовательные традиции.
Аликберов акцентировал внимание на создании медресе «Низамия» в дагестанском селении Цахур. Он отметил, что значение этого события может быть несколько преувеличено в публичном поле, но его роль как центра знаний неоспорима. «Факт остается фактом, что медресе называлось "Низамия". И оно действовало, и очень много выпускников оттуда потом учились в других местах», – заявил он.
Такое историческое наследие, объяснил Аликберов, создает стратегическую глубину отношений России с исламским миром, давая возможность лучше видеть будущее, опираясь на большую траекторию прошлого.
Аликберов также подчеркнул остроту задачи воссоздания богословской школы и важность обращения к историческим текстам, таким как книга дагестанского просветителя Гасана Алкадари «Асари Дагестан». «Возвращение этой традиции восполнит тот пробел, который у нас существует, и у нас появится более мощный, серьезный, основательный фундамент для дальнейшего движения вперед», – заключил он.
Была представлена издательская деятельность Института востоковедения и представлена новая книга «Горско-еврейская эпиграфика Дагестана». На примере издания проиллюстрирована уникальная дагестанская модель межнационального согласия. «Имейте в виду, что в Дагестане кто бы ни оказался, в конечном итоге выходит дагестанцем. Это важно», – отметил Аликберов.
В завершение директор Института востоковедения анонсировал программу конференции, которая включила две сессии: научную, посвященную разбору исторических фактов и мифов, и аналитическую, направленную на поиск решений для современного развития России с опорой на исторический опыт.
В рамках научной сессии конференции прошло обсуждение, поставившее под сомнение популярные мифы о медресе «Низамия» в Цахуре как о «первом университете Дагестана», основанном в 1075 году. Было отмечено, что ключевой арабский источник описывает его скорее как учебное заведение, построенное визирем Низам аль-Мульком, где велась важная переводческая деятельность на местный язык. Ученые пришли к выводу, что оно, вероятно, было периферийным филиалом крупной сети медресе, созданных для укрепления суннитского ислама и борьбы с шиизмом на границах халифата. Выбор Цахура, как и Гянджи, объясняется наследием этих мест как центров более ранней христианской книжной культуры.
Конференция не только отдала дань уважения древним образовательным традициям, но и четко обозначила их прямую связь с актуальными задачами сегодняшнего дня: укреплением суверенитета российского духовного пространства, развитием отечественной исламской богословской школы и воспитанием новой генерации религиозных деятелей в духе гражданского патриотизма. Обращение к общей истории, как показало мероприятие, остается ключевым ресурсом для построения устойчивого диалога России с исламским миром и консолидации многонационального российского общества.
ГСВ "Россия - Исламский мир"