En Ar

«Глубинная философия и творчество Чингиза Айтматова нашли своих последователей в разных уголках мира», — профессор Сухейль Фарах

07 апреля 2018

07.04.2018

 

Ведущий редактор арабской версии сайта Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», доктор философских наук, профессор Сухейль Фарах принял участие в круглом столе «Диалог культур – наследие Чингиза Айтматова», организаторами которого выступили Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир» при содействии Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и Союза писателей Турции.

 

«Глубинная философия и творчество Чингиза Айтматова нашли своих последователей в разных уголках мира», — профессор Сухейль Фарах

 

Сегодня часто звучат словосочетания: «диалог культур», «межцивилизационный диалог» и нередко забываются слова Лихачёва, что такой диалог ведут люди. Каков духовный облик человека – таким и будет диалог цивилизаций, народов, религий. Современный мир нуждается в высокоинтеллектуальном уровне личности человека, способного к ответственности и нравственной дисциплине, к сохранению свой и других культур как «личного достоинства».

 

Чингиз Айтматов является представителем тюркской культуры, в которой исторически сформировались идеи добра, долга, совести и справедливости для всех обитателей Земли. Определяющим в формировании мировоззрения тюрков было Тенгрианство, они понимали Время как неразрывное единство Земли, Неба, Луны и Солнца (небо называлось «крышей» над миром, где ежедневно рождаются Солнце и Луна). У некоторых народов особо почиталось рождающееся солнце: каждое утро оно восходит на востоке и каждый день, на западе, опускается в царство мертвых. В это время на востоке рождается луна и повторяет путь солнца: каждое утро рождается солнце, каждый вечер рождается луна (все люди – дети Белого солнца, дети Неба, дети Земли).

 

Чингиз Айтматов верил, что распространение в евразийском пространстве духовных ценностей этой древнейшей культуры поможет решить многие проблемы и противоречия современности.

 

Он писал: «Боже, какое великое творение Земля! Ведь и Солнце, наверное, существует ради Земли, населенной людьми, а иначе к чему все это? Мир надобен человеку – оттого он и есть, чтобы человек его осознавал, оттого он и существует. А иначе к чему вся эта галактика, какой смысл?». И, безусловно, он мечтал не только об объединении потомков тюркских племён и поиске единства языка (например, создание унифицированного словаря тюрков, в чем писатель сыграл немалую роль). Главное – это формирование человека, способного к жизни по законам вселенной. В 1993 г. в американском журнале «World Literature Today» Чингиза Айтматов писал: «Восточное искусство мышления ставит истину выше реальности, приближая к высокой гармонии, являющейся вдохновителем для человека, ищущего себя в окружающем его мире. В эпоху Возрождения западное мышление свергло Бога с престола вселенной, и возвело на его место Человека. На сегодняшний день они низвергли его как не достойного, с престола, и оставили в затруднительном положении. В отличие от западного, восточное мышление видит в человеке того, кто будет жить в гармонии с миром по законам космоса, вселенной».

 

Обострённое чувство единения с природой стало основой понимания им единых законов взаимоотношений всего живого на Земле, при нарушении которых разрушается порядок Вселенной и человек теряет свои корни, национальность, память, разум – становится «манкуртом», готовым положить на плаху всё человечество, нашу планету, всю Галактику («Лицом к лицу», «Плаха», «И дольше века длится день»).

 

Не случаен и особый, музыкально-эмоциональный строй многих произведений Ч. Айтматова (интонация слова, звучание народной песни или национального музыкального инструмента, законы развития музыкальной мысли). Известны и его размышления о музыке как о силе, «удесятиряюшейся» множеством поющих душ, как о духе человеческом, устремленном к «вершине собственного величия» («Плаха»). Это и проявление души народа, и психологическая характеристика героя, и лейтмотив, и полифоничная драматургия произведения, в которой музыка позволяет уловить его подлинную духовную суть.

 

Глубинная философия и творчество Чингиза Айтматова нашли своих последователей в разных уголках мира, объединяя людей разных сословий, культур, этносов, религий.

 

Создаются международные сообщества и фонды, проводятся форумы и конференции, на разных языках мира издаются книги, ставятся спектакли, снимаются кинофильмы… Это не только продолжение жизни произведений Чингиза Айтматова, – это возможность со временем лучше понять их смысл, это продолжение миротворческой деятельности, это, возможно, единственный способ сохранения человечества «в едино-цельной социально-планетарной системе».

 

ГСВ «Россия – Исламский мир»