23.08.2017
Руководитель школьного музея с. Маскара Кукморского муниципального района Республики Татарстан Альбина Мухаметзянова приняла участие в организованном Группой стратегического видения «Россия-Исламский мир» международном форуме писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения: диалог культур».
Судьба и творчество Чингиза Айтматова-пример для подражания подрастающему поколению
В современной школе обучение немыслимо без воспитания. Поэтому в школе уделяется очень большое внимание делу воспитания подрастающего поколения. Воспитание трудное, но благородное дело. Этому посвятили себя многие педагоги нашей школы. с.Маскара. В средней школе Маскара работает слаженный коллектив педагогов.
Осознавая роль педагога в воспитании молодого поколения, педагогический совет школы начал работу по обновлению методов и приемов в учебно — воспитательном процессе, направленных на повышение качества знаний учащихся. Школа — это дворец знаний. Учитель – побуждающий силу знаний, образец для подражания. Поэтому коллектив школы смыслом ежедневного нелегкого труда считает качественное обучение и достойное воспитание каждого ученика. Время не стоит на месте, вместе с ним изменяются требования к образованию, появляются новые стандарты обучения. Сколько времени, усилий, настойчивости и терпения требуется для того, чтобы школа работала, как единый хорошо отлаженный механизм. Их методы разнообразны, но они нацелены на конечный результат – воспитать в детях положительные человеческие качества.
В школе работает музей «Краеведение». Это любимое место педагогов и учащихся, их родителей, сельчан. Музей вносит свой посильный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Наша деревня гордится своими выходцами. В музее хранится «шажара» -генеалогическое древо рода, из которого вышел дед Чингиза Айтматова Хамза. На счету рода-две соборные мечети, возведённые в селе. В Маскаре до сих пор стоит дом Утямышевых, потомков древнего рода. А на сельском кладбище сохранилось 13 надгробий, под которыми покоятся останки представителей клана, принадлежащих роду Ишмана, предкам Айтматова по материнской линии. Чингиз Торекулович собирался в Маскару, но так и не доехал. В Маскаре ждали Ч.Айтматова 17 мая 2008 года. Здесь должны были снять кадры для документального фильма. С книгой «И дольше века длится день» в основе. Говорят, такое бывает-автор повторяет судьбу героя. Чингизу Торекуловичу помешала смерть. Писатель с мировым именем не смог доехать до родной земли.
Чингиз Айтматов пишет: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём».
Мы с ним полностью согласны. Поэтому начали заниматься своей родословной. Учащиеся с интересом изучают родословную писателя, его творчество, биографию. Педагоги гордятся своим земляком. Ежегодно охотно участвуют на Айтматовских чтениях, представляют свои работы. В школе традиционными стали проведение конференций, круглые столы, встречи со знаменитыми людьми родного края. Ежегодно в апреле встречаем гостей из Москвы-Утямышевых. Ильдар Рустамович охотно делится своими воспоминаниями о предках. С любовью и гордостью рассказывает об Айтматове, об истории семей. Учашиеся постоянные участники конференций «Моё Я в Большой науке», посвященной Р.И. Утямышеву.
Читая повести и рассказы Чингиза Айтматова, мы видим их большую художественную, эстетическую и социально-общественную значимость, прослеживаем , как развивается талант этого большого писателя, как этот талант становится все более глубоким и многогранным. Каждое новое произведение Айтматова-предмет горячего обсуждения, оно воспринимается с особой остротой, заставляет думать о животрепетных проблемах искусства, проблемах человеческой жизни.
В чем же красота и обаяние таланта Чингиза Айтматова? Писатель пристально, любовно и требовательно вглядывается в мир современника. Его литературные герои входят в нашу жизнь; в них мы узнаем себя, своих друзей, врагов; одних мы искренне любим, других ненавидим; одним сочувствуем, других презираем. Мы оказываемся властно втянутыми в мир их страстей, интересов, поступков.
Положительный герой Айтматова добр и великодушен; его сердце открыто любви и сочувствию. Но это — доброта, великодушие, любовь борца. Без мужества, без ненависти к врагу нет цельности, нет гуманистического идеала.
Доверие- один из самых мощных нравственных факторов, формирующих характер человека, — подчеркивает Айтматов.
Подлинная любовь к человеку предполагает и общественную требовательность к нему, его ответственность за себя, за свои поступки, за свою "личную волю". С радостью и гордостью отмечает Айтматов, что именно советский строй утверждает взаимопонимание людей, широту взглядов, высокое человеческое достоинство, уже пустившее корни в быт, в повседневный образ жизни людей, в глубину народной жизни.
Нас поражает в его творчестве стремление к контрастам, к резким противопоставлениям характеров и ситуаций — всегда потрясающе правдивым, глубоко проникающим в сердце и, вместе с тем, философски насыщенным. Отражая действительность в художественных образах, воздействуя на наши чувства и переживания, творчество Айтматова облагораживает людей, объединяет их, учит жить на благо общества, обогащаеткультуру чувств, формирует духовный облик человека.
Творчество Ч.Айтматова имеет большое воспитательное значение, особенно для подрастающего поколения. Всем своим содержанием оно созвучно мыслям, которые так близки были В.А.Сухомлинскому: если сердце подростка, юноши не откликается на горе, тревогу или заботу товарищей, если он не готов пожертвовать своим благополучием для другого человека, для Отчизны, — грош цена всем его достоинствам! Настоящий культурный человек немыслим без добрых чувств. Но способности, дарования расцветают лишь на фоне идейно-политической, гражданской зрелости. Если у человека прочная гражданская позиция, ему будет доступно творчество. Добрые чувства — первый страж совести. Рассказывая о человечности, мы пробуждаем чуткость к чужому горю и предотвращаем жалость к самому себе — один из главнейших источников эгоизма.
Нет у человека врага злее и опаснее себялюбия, — утверждает Айтматов.
Эгоизм лишает человека радости общения с людьми, счастья радоваться их счастью. Натуры эгоистичные прежде всего обкрадывают самих себя, обедняют собственную жизнь. Радость ведь не только от того, что человек может что-то взять себе, но и от того, что он может дать людям то, что им нужно. И это главное. Такие чувства нужно лелеять, растить, воспитывать. "Детская совесть в человеке, — говорит Ч.Айтматов, — как зародыш в зерне; без зародыша зерно не прорастет".
Ч.Айтматов справедливо полагает: кто равнодушен к своему народу, тот не сможет понять и полюбить душу других народов.Жить в Киргизии, любить Татарстан-может только человек с большим сердцем.На уроках,во внеурочное время стараемся изучить быт и традиции других народов и ,таким образом,воспитывать в детях интерес и чувства любви к ним.
Произведения великого писателя современности Ч. Айтматова, безусловно, считаются общечеловеческой духовной ценностью. Об этом очень много писали ученые-литературоведы, писатели, критики, политики, общественные деятели мира. Сегодня во многих школах мира изучаются его произведения. В школе изучаются произведения Ч. Айтматова. На своих уроках учителя с восхищением и гордостью рассказывают о мастерстве этого великого мыслителя, знакомят учащихся с произведениями писателя: «Лицом к лицу», «Белый пароход», «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Материнское поле», «Плаха», «Когда падают горы», «И дольше века длится день».
Изучая многогранное творчество писателя, ученики не просто знакомятся с его произведениями, но и анализируют идеи, темы, образы, проблемы, поднятые в них, пишут эссе или сочинения, высказывают свои мнения, иногда, сами того не замечая, втягиваются в полемику и дискуссию. Многие учителя литературы отмечают, что именно при разборе айтматовских произведений активность учащихся усиливается и даже самые немногословные ученики делятся своими мыслями, суждениями по поводу каких-то проблем, затронутых в произведении, их волнуют судьбы героев, насущные человеческие проблемы, и никто не остается равнодушным наблюдателем. Что же так притягивает читателя в его творениях?
Творчество Ч. Айтматова отличает простота повествования и в то же время широта мысли, особое композиционное строение, красочность и образность речи. В повестях и романах Ч. Айтматова есть какая-то внутренняя сила, пробуждающая человеческое сознание, совесть, разум и любовь.
С того времени многое изменилось: политический строй, люди, ценности. Но актуальность произведений Ч. Айтматова растет с каждым днем. Вместе с этим возрастает и актуальность преподавания айтматовских произведений.
В современном мире, где очень много противоречий, жестокости, несправедливости, бессердечия и безразличия, воспитание нравственной молодежи стало главной проблемой всех народов. Ведущие ученые мира с тревогой отмечают, что в новом тысячелетии дефицитом в человеческой жизни являются не материальные ценности, а истинные человеческие качества: доброта, милосердие, сострадание, честность, отзывчивость, доверие, терпение и ответственность. К человеку в настоящее время больше начали относиться как к товару на рынке труда, то есть в человеке ценят только умение качественно выполнять определенную работу.
В настоящее время наше общество как никогда нуждается в образованной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, ответственной за судьбу своего народа. Среди нынешней молодежи есть много мобильных, оперативных и компетентных во многих социальных сферах ,но в условиях мировой интеграции и глобализации без личностных, человеческих качеств, без умения мыслить глобально, без нравственных начал им тяжело будет принимать правильные решения и сохранять ценностные отношения, создаваемые человечеством тысячелетия.
Всем известно, что роль искусства, художественной литературы в формировании нравственных ценностей велика.
Человек и его добрые дела, труд и совесть, любовь и надежда, самоотверженность во имя жизни на Земле, во имя будущего – вот айтматовские темы, они же главные ценности человечества.
Ч. Айтматов, кыргызский и советский писатель, всегда поднимал проблемы не одной нации или государства, а всего человечества. Он одним из первых задолго до начала мировой интеграции сказал, что «сейчас встает необходимость выработать у человечества новое, планетарное мышление».
Прежде чем учить детей мыслить, мы, учителя, сами должны научиться мыслить правильно, шире и отказаться от стереотипного мышления. Нужно осозновать, что сформировать нравственные ценности одним рассказом содержания произведения и навязыванием готовых ценностных понятий, без его осмысления, без эмоционального переживания невозможно. Не репродуктивное обучение, а деятельностный подход и диалог обеспечивают формирование нравственных ценностей. Только взаимопонимание и понимание, осмысление дает возможность ребенку извлечь и вскрыть смысл ценностей, заложенных в произведении.
Если человек уверен в себе, то не побоится быть ответственным за семью, за Родину, за нацию. Здесь большую роль играет объективное оценивание и позитивная внешняя мотивация учителя. Личный пример учителя, учащихся, доброта, искренность и забота играют немаловажную роль в формировании нравственных ценностей.
Исходя из вышесказанного, сделаем выводы, что мы, учителя с большой ответственностью должны относиться к передаче айтматовского духовного завещания молодому поколению, формированию в молодежи нравственных общечеловеческих ценностей.
Школа с большой историей, сегодня шагает в ногу со временем, воспитывая будущее нашей страны. Прошло много весен, прозвенело бесчисленное количество школьных звонков. Но школа остается верной своим традициям, целью которого является достойное воспитание нового человека. Слово «знание — сила и источник жизни» не пустые слова. Каждый ученик это отдельная личность, отдельное « Я».
Поэтому учителя нашей школы четко понимают, что используя школьную программу и внеклассную работу, а также и свой личный положительный пример, они должны воспитать эту личность так, чтобы она сочетала в себе самые прекрасные и необходимые качества, как патриотизм, гражданственность, общественную активность, прививать детям трудолюбие. А самое главное — любовь к своему народу.
Так пожелаем им быть всегда первыми и достойными патриотами своей Родины
.
ГСВ «Россия-Исламский мир»