Эрнест Чернухин: Противодействие «фейкам» - краеугольный камень в мире цифровой информации и высоких скоростей передачи данных

02 октября

Выступление Эрнеста Чернухина, специального координатора по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий МИД России, в рамках V Международного форума мусульманских журналистов и блогеров, который прошел в Санкт-Петербурге 26-27 сентября.

 

Хотел бы поблагодарить Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир» за организацию этой блестящей конференции и за предоставленную возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам. В частности, я бы хотел остановиться на вопросе будущего многостороннего международного диалога по информационной безопасности и российских подходах к нему, поскольку именно информационное пространство и формирует современную среду, в которой работают СМИ.

 

В этом смысле на сегодняшний день человечество, как мы видим, столкнулось с беспрецедентным масштабом развития информационных и коммуникационных технологий, однако нынешнего уровня защищённости в цифровой среде для стабильного и поступательного мирового развития явно недостаточно. К сожалению, вынуждены констатировать, что пока международное сообщество пытается наладить эффективный диалог по международной информационной безопасности в ООН, обстановка в сфере использования КТ (компьютерных технологий) становится все более напряженной. Процессы в мире, как это сегодня уже несколько раз повторяли, являются и становятся все более турбулентными. В век массовой дезинформации и «фейковых» новостей мы должны проповедовать правду, причем, распространять ее как можно быстрее, потому что ложь распространяется очень быстро и может приводить порой к катастрофическим последствиям. 

 

В этом смысле противодействие «фейкам», наверное, является краеугольным камнем в мире цифровой информации и высоких скоростей передачи данных. Проблема противодействия использованию информационных и коммуникационных технологий в преступных целях по своему масштабу и всеохватности вообще превратилась в реальную угрозу, от которой, безусловно, страдают как развивающиеся, так и развитые страны. Именно поэтому тема международной информационной безопасности прочно прописалась в глобальной повестке дня на всех форумах, а Российская Федерация с самого начала рассматривала проблематику обеспечения МИБ (международной информационной безопасности) в виде триады в лице ее военно-политической, террористической и криминальной составляющей.

 

Эрнест Чернухин: Противодействие «фейкам» - краеугольный камень в мире цифровой информации и высоких скоростей передачи данных

 

Наибольшая опасность заключается в том, что сегодня инциденты, происходящие онлайн, в Сети, могут привести к развязыванию полномасштабной войны оффлайн. Реальную угрозу для международного мира и безопасности в особенности представляет продвигаемая рядом стран доктрина упреждающих, так называемых превентивных киберударов. Она подразумевает, что силовые акции в ответ на даже потенциальные кибератаки являются легитимными, с использованием так называемого обычного конвенциального оружия.

 

Необходимо исключить ситуации, когда какое-либо государство самостоятельно и без предъявления доказательств по собственному усмотрению определяет потенциальный источник киберугроз и наносит разрушительный карательный удар.

 

В этой связи Российская Федерация исходит из того, что все перечисленные проблемы должны решаться только под эгидой Организации Объединенных Наций и при активном участии всех заинтересованных членов международного сообщества. И, кстати, благодаря усилиям более ста государств сегодня у нас есть реальная возможность вывести переговорный процесс по международной информационной безопасности в ООН на качественно новый уровень.

 

В декабре прошлого года Генеральная Ассамблея одобрила выдвинутую Россией совместно с более чем тридцатью соавторами резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». Ее поддержало подавляющее большинство государств. Резолюция фактически открыла новый этап в глобальной дискуссии по МИБ. Речь здесь идет о целом ряде исторических новаций в этой сфере. Прежде всего, это одобренный Генассамблеей первоначальный свод из 13 правил, норм, принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве. То есть, по сути, мы в прошлом году разработали так называемые правила дорожного поведения или правила дорожного движения в цифровой сфере.

 

Их смысл – заложить основу мирного взаимодействия государств, обеспечить предотвращение войн, конфронтаций и любых агрессивных действий и особенно обвинений государств в неправомерном использовании и противоправном поведении в цифровой среде. Например, в этом перечне такие важные положения как использование КТ только в мирных целях, соблюдать принцип государственного суверенитета, предотвращать распространение скрытых вредоносных функций – так называемых «закладок». Ну и очень важная функция, зафиксированная в этих правилах, - что любые обвинения в неправомерном использовании КТ должны быть доказаны, нельзя бездоказательно обвинять государства.

 

Для придания переговорному процессу открытого, инклюзивного и прозрачного характера впервые создана рабочая группа открытого состава, которая в этом году провела уже два заседания. В текущем году в ходе 74-й сессии (Генассамблеи ООН) мы намерены внести от имени Российской Федерации новую резолюцию, которая также будет называться «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной информационной безопасности» для того, чтобы поступательно, логически продолжить эту тему.

 

Другая важная проблема - это использование КТ в преступных целях. По информации генсека ООН Антониу Гутерреша, в 2018 году официальные потери мировой экономики от действий киберпреступников составили примерно 1,5 трлн долларов. По данным Всемирного экономического форума, к 2022 году эта цифра может достичь 8 трлн и превысить совокупные доходы от использования интернета в целом.

 

Кроме того, обращает на себя внимание усиливающаяся тенденция на сращивание террористов с киберпреступниками. Социальные сети, коммуникационные приложения и другие возможности интернета активно используются для вербовки сторонников, сбора финансовых средств, организации и координации террористических актов. А на международном уровне ситуация осложняется отсутствием не только полноценной международно-правовой базы, но и единого понятийного аппарата, что очень прискорбно.

 

Россия вместе с единомышленниками выступает за выработку универсальных принципов и норм, которые бы разделили все заинтересованные стороны. Таким инструментом могла бы быть подготовленная под эгидой ООН Конвенция по противодействию преступлениям в сфере использования КТ, которая учитывала бы интересы всех без исключения стран.

 

В этом году в ходе Генассамблеи ООН впервые запускается в качестве отдельного трека дискуссия по проблематике противодействия формам преступности. Это стало возможным благодаря принятию в прошлом году российской резолюции, соавторами которой выступили 36 государств, среди которых очень много наших друзей из мусульманского мира. Принятие в рамках Генассамблеи впервые за всю историю отдельной резолюции по этой проблематике позволит для начала переломить некоторые негативные для международного сообщества тенденции. 

 

Ключевая задача этой инициативы – запуск широкой и транспарентной дискуссии, поиск и формулирование ответов на один из наиболее актуальных вызовов современности. Надеемся на максимально продуктивный диалог по этой теме в ООН. Кстати, министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе своего выступления тоже будет эту проблематику упоминать.

 

Ну и последнее. Российская Федерация придает большое значение развитию двухстороннего и многостороннего сотрудничества по проблематике МИБ со всеми заинтересованными государствами, включая, естественно, страны мусульманского мира, которые, надо сказать, показывают себя очень ответственными и надежными партнерами. Уже сейчас Россия прорабатывает возможность подписания двухсторонних соглашений по международной информационной безопасности межправительственного характера с более чем десятком государств, в числе которых партнеры из Азии, Африки и, естественно, Ближнего Востока. При этом, хотелось бы отметить, что, особенно в последнее время, наши позиции с мусульманскими странами по проблематике обеспечения информационной безопасности в целом достаточно близки. Надеемся, что и в этом году наши проекты резолюций будут нашими партнерами и друзьями поддержаны, и мы сможем и дальше развивать «ооновскую» проблематику в широком, сбалансированном виде. Спасибо большое за внимание.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"