En Ar

Ислам и Россия: мусульмане в составе российского государства

05 февраля 2019

 

Фото на превью: С. Прокудин-Горский. "Торговец тканями. Самарканд. 1913 г."

 

Вторая половина XVI века стала поворотной не только в истории мусульманских народов, но и самого российского государства. Мусульманские народы потеряли свои государства, а Россия стала не просто многонациональным, а поликонфессиональным государством.

 


Ислам после потери своих институтов в России постепенно приобретает характер «народной» религии. Это было связано с тем, что слой феодальной аристократии и интеллектуалов, которые, как правило, являются носителями систематизированного, религиозного знания, у мусульман в этот период был очень незначительным. Феодальная верхушка в основном была ликвидирована еще в 50-60-е гг. XVI в. во время народных выступлений. Та часть, которая переходила на службу к русскому царю, постепенно растворилась в соответствующих слоях русского общества. Разрушение мечетей, закрытие учебных заведений, преследование служителей культа, отсутствие какой-либо системы народного образования привели к резкому сокращению духовенства. Сумевшие выжить и адаптироваться к новым условиям могли реализовать себя только в рамках своей религиозной общины.

 


Мусульмане для сохранения основ традиционного общества пытались использовать те структуры, которые не поддавались сиюминутному разрушению и были прочно вплетены в духовную жизнь народа. Например, у татар усилилась роль такого древнего общественного института как джиен. В XVI-XVIII вв. значительно усилил свои позиции суфизм, который способствовал сплочению мусульманской уммы перед лицом внешней опасности и внутренней нестабильности. Возрождение суфийских традиций было направлено на выявление и использование внутренних ресурсов личности, ее духовного богатства. За внешней социальной пассивностью учения суфизма была скрыта очень сильная идеологическая сила, помогавшая мусульманину переносить нашествия, разорения, унижения, оставаясь самим собой. Суфизм частично заполнил идеологический, идейно-политический и социально-структурный вакуум, который образовался в мусульманском сообществе в XVI-XVIII вв.

 


Ислам в XVI-XVIII вв. обеспечивал определенную стабильность мусульманам России. Не избавляя общество от потрясений, он способствовал сохранению в нем элементов традиционной социальной структуры и продлению культурной традиции. Сохранившиеся религиозные институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных элементов и делали возможным самоорганизацию мусульманского сообщества.

 

Ислам и Россия: мусульмане в составе российского государства

Читайте также: Ислам и Россия: уроки истории

 


Но к середине XVIII в. стало ясно, что процессы внутри самого мусульманского сообщества, а так же в российском обществе требовали кардинальных изменений в государственно-конфессиональных отношениях. Активное участие мусульман Центральной России в крестьянских войнах и религиозных движениях, новые тенденции в развитии ислама на Северном Кавказе, связанные со стремлением установления шариатских норм среди горских народов и институционализации суфизма способствовали тому, что Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что мусульманское общество, функционирующее в основном на принципах ислама, оставалось довольно серьезным потенциальным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные, чем насильственная христианизация, механизмы вовлечения мусульман в российскую государственную систему.

 


Создание Духовного Управления мусульман в 1788 году, стало официальным признанием мусульманской общины в России, оно открыло новую страницу исламо-государственных отношений в стране. К 1889 году на территории, находившейся в ведении ОМДС, на 4222 общины имелось 7203 представителей духовенства, в том числе 60 ахунов, 2734 имама-хатыпа, 2621 имам-мударрис и 1873 муэдзина. К этому периоду на территории Российской империи насчитывалось более 6000 мечетей. В 1742 году существовало лишь 118 мечетей, в 1833 году их стало уже 4785.

 

Рафик Мухаметшин. "Духовное наследие российских мусульман"