Одним из пяти столпов исламской религии является хадж. Это важнейшее событие в жизни всех мусульман. Оно предписано шариатом, составляет фундамент всей исламской культуры и представляет собой паломничество верующих к главной мечети, расположенной в Саудовской Аравии. Время для хаджа приходит с наступлением двенадцатого месяца по мусульманскому календарю под названием Зуль-Хиджжа.
Сейчас существует много операторов, которые помогут вам с максимальным комфортом добраться до Саудовской Аравии. Раньше людям приходилось отправляться пешком, за полгода до начала самого обряда, при этом пройти много проверок и поставить в непростые условия свою выносливость и силу воли. Мы предлагаем вернуться на несколько веков назад и узнать, как раньше проходил обряд хаджа.
Обряд хаджа восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрагима, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына. По пути к месту заклания Ибрагиму несколько раз встречался Иблис и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана. После этого от имени паломников совершат жертвоприношение, хаджии постригутся, выйдут из состояния ихрама и переоденутся в обыденную одежду.
Фотография 1907 года мечети Аль-Харам в Мекке / Public domain
В былые времена рядовому мусульманину требовалось мобилизовать всё его физическое и духовное здоровье, чтобы достичь священных городов Мекки и Медины. Теперь же с каждым годом уровень жизни людей повышается. Одновременно с этим более комфортными становятся условия совершения одного из пяти столпов исламской религии.
Три маршрута в Мекку
Народы, населяющие современную территорию Российской Федерации, познакомились с религией ислам очень давно. К примеру, уже в 22 году по хиджре дагестанский Дербент стал частью халифата. И много лет спустя именно здесь возникли крупнейшие и достигшие в своём развитии наивысшей точки такие государства, как Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства.
В то время количество паломником было значительно ниже из-за географических, политических препятствий. Возможность совершить хадж была уделом отдельной группы – мусульманских учёных, купцов, политических деятелей. Именно хадж был тонкой ниточкой, связывающей мусульманскую общину России с исламскими странами. Так происходило не только знакомство с культурой иных народов, но и обмен идеями, перенимание и адаптация достижений исламской цивилизации.
Раз уж мы заговорили о правящей элите, то нельзя не вспомнить несколько интересных фактов из истории Казанского ханства. К примеру, в 1494 году казанская царица Нурсултан совершила хадж по маршруту через Каир. В 1517 году она повторно отправилась в хадж. В 1524 году хан Сахибгирей оставил трон Казани на попечение племянника Сафагирея, чтобы отправиться в хадж в Королевство Саудовская Аравия. Совершил хадж и Шигабутдин Марджани из Казани, шейх Кунта хаджи Кишиев, имам Шамиль, шейх Зайнулла ишан Расулев из Башкирии и многие другие.
Что же касается российского законодательства, то первый юридический документ, в котором речь шла о хадже, появился лишь в 1803 году. В нём говорилось о разрешении выезжать в хадж оказавшимся в России бухарцам. Однако желание отправиться в хадж мусульманское население Российской империи проявило гораздо раньше: речь идёт о крымских татарах, которые сохранили ряд привилегий, в том числе совершение паломничества к святым местам.
Только в 1855 году, 27 июля, российские поданные получили право иметь заграничные паспорта. По какому документу российский паломник до этого совершал хадж, достоверно неизвестно.
В XIX веке паломничество российских мусульман совершалось, как правило, тремя общепринятыми маршрутами.
1. По Закавказью и северной части Персии через узловой пункт Кирманшах и пограничный с Турцией город Ханекин, по направлению на Багдад — с посещением памятных для шиитов мест Казвина, Кербелы, Неджефа, а затем далее через пески Аравии — в Мекку и Медину.
2. Через Самарканд и Бухару в Афганистан - через Мазари-Шариф, Кабул и Пешавар в Бомбей, а оттуда морем в Джидду или Ямбо, служащие гаванями для Мекки и Медины.
3. Из портов Черного моря через Стамбул и Суэц в Джидду или Ямбо, а оттуда в Мекку и Медину.
Форт Османской Империи в Мадаин-Салих, 1907 года / Public Domain
Число паломников, отправляющихся в хадж по первому пути, ежегодно составляло порядка 12-15 тысяч человек. Что касается направления через Бухару в Афганистан, то здесь количество будущих хаджиев значительно отличалось – 4-7 тысяч человек, в основном это были жители Средней Азии. А третьим путём, который был наиболее лёгким и коротким, из портов Чёрного моря на Стамбул и Суэц пользовались все российские татары, кавказские сунниты и близкие к внутренней России казахи. Этим маршрутом ездило около 2-3 тысяч паломников.
Устав о паспортах и смягчение отношения к хаджу
К концу XIX века у имперской власти в России складывается определённый политический интерес к сфере совершения религиозного паломничества, даже предпринимается ряд конкретных действий по его упорядочению. Одной из причин этого, по словам поручика В. И. Ярового-Равского, является то, что «возвращающиеся обыкновенно из хаджа, как это повсюду наблюдается, заметно переродившимися в духе и настроении, далеко не соответствующим целям русского правительства».
Отрицательному отношению к хаджу российских властей способствовало в том числе и наличие политической подоплёки нахождения Хиджаза в составе Османской империи. Так, в преддверии русско-турецкой войны в 1877-78 годов шериф Мекки издавал специальную фетву, требовавшую от султана объявления войны России.
Возвращающиеся из хаджа обретали звание хаджиев. Они получали большой авторитет среди единоверцев, поскольку сами проходили процесс духовного обновления, а их непосредственное пребывание у мусульманских святынь вызывало среди народа чувство особого к ним почтения.
Что касается количества паломников из числа российских мусульман, то, по данным Роберта Ланды, «ежегодно 9-10 тыс. российских мусульманских подданных совершали хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Не менее трети их были паломники из Ферганской долины».
В 1894 году консульство в Джидде провело опрос среди российских паломников. В опросе приняло участие 1795 человек. Оказалось, что 75% из них — выходцы из Средней Азии, татар среди опрошенных было 46 человек. Всего паломников в тот год из России по данным консульства было 3349 человек.
Видимо, близко к истине утверждение Абдульазиза Давлетшина, который по результатам своей командировки в хадж 1898 года писал, что число собственно русско-подданных хаджиев никогда не превышает 4 тысячи человек. Эта цифра и должна быть ориентиром по количеству паломников из России в XIX веке.
По данным российского консульства в Джидде число паломников в 1901 г. составило 6 тысяч, в 1902 — 16 тысяч, в 1903 году — около 5 тысяч человек.
По результатам донесений того же Давлетшина, к которым благосклонно отнёсся император, российские власти постепенно смягчают своё отношение к хаджу, снижается и пошлина на получение заграничного паспорта. В 1903 году в Устав о паспортах включаются временные правила для паломников мусульман, где указывается, что последователям ислама выдаются паспорта особого образца, устанавливаются требования прохождения врачебно-санитарной очистки, за которые отвечают карантинные и врачебно-наблюдательные учреждения. Таким образом, в начале XX века российские власти уже начинают способствовать совершению хаджа. Об этом, в частности, пишет российский посол в Стамбуле Николай Чарыков в 1911 году: «Наше правительство, как известно, относится далеко небезучастно к совершению хаджа не только нашими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными дорогами и пароходами для отправления в Мекку. Наше правительство заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью между прочим, организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном участии русских консульских учреждений».
Арафат, 2007 год. Автор: Ali Imran, Creative Commons BY-SA 2.5
До революции священные места Ислама входили в состав Османской империи, а собственно Меккой управляли шерифы. Конкретно организацией хаджа ведали так называемые «далили», которые специализировались по мусульманским народам. Далили утверждались письменным фирманом шерифа Мекки.
Например, по отчету российского генерального консула в Джидде Левицкого, за 1893 год приводится список далилей отдельно для андижанцев, ошцев, хивинцев, черкесов, крымских татар, дагестанцев, кокандцев, казахов и казанских татар, бухарцев и т.д. Так, далилем казанских татар были потомки мекканца Али-Суруджа, его вакилем в Джидде был йеменец Абдуррасуль. В Медине же далилем для казанских татар в том же году трудился Саид-Шафи. Эти далили ежегодно сами выезжали в Россию для собирания хаджиев, либо присылали своих 2-3 представителей, которые попутно продавали воду источника зам-зам, чётки, финики и т.д. Но самое главное – они приглашали людей в паломничество. Таким образом, в XIX веке хадж-миссии были наоборот: для каждой национальности были ответственные, т.е. далили, которые были заинтересованы в большем притоке хаджиев из курируемых ими областей. Они же на месте их встречали и занимались обустройством и технологией организации хаджа, делали эту работу они, конечно, небескорыстно.
В этой связи нельзя не обратить внимание на выход в свет в Казани в 1909 году книги Гали Ризы под названием «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают». В книге приводятся все расценки, указываются надёжные гостиницы и раскрываются методы обмана хаджиев далилями.
Новые маршруты
В XX веке появляются новые маршруты хаджа. Так, из Москвы появилась возможность добираться поездом до Варшавы, Вены и Стамбула. Путь занимал 6 дней, но стоил билет 100 рублей. Пароходы ходили из Батуми, Севастополя и Одессы, причём появились и беспересадочные туры по морю напрямую в Джидду. Наибольшее число паломников ехало через Одессу, ведь именно здесь находилось турецкое консульство, где выдавали визу «До Мекки через Стамбул». В Одессе строится татарская мечеть, имамом там служит Сабиржан Сафаров, который содействовал по мере возможностей хаджиям.
М.Э. Никольский в своей статье «Паломничество мусульман в Мекку» в 1911 году пишет, что число паломников из России за последние годы колеблется в пределах 6-10 тысяч человек. Автор отмечает, что, как правило, российские хаджии приезжают в Аравию за два месяца до начала хаджа и направляются в основном через Одессу и Севастополь, реже через Батуми. К их услугам готовы специальные паломнические пароходы Русского общества пароходства и торговли и Добровольного флота.
Путь через Афганистан стоил в 5 раз дешевле пути через Стамбул. Если говорить о тех россиянах, кто оставался жить в Мекке, то преимущественно это были туркестанцы и бухарцы. Но при этом «мусульмане из России, поселившиеся в Геджасе, обыкновенно не теряют связи со своими земляками, постоянно приглашая их в хадж. Порой они сами отправляются в Россию для получения бедель-хаджа». Он пишет, что за его совершение берут из России не менее тысячи рублей. В России такой хадж распространен в Казанской, Оренбургской и Уфимской губерниях. Туркестанцы его совершали довольно редко.
Арафат, 2007 год. Автор: Ali Imran, Creative Commons BY-SA 2.5
Российское консульство в Джидде
Постепенно складывается вакуфная инфраструктура в Мекке и Медине. Известно по крайней мере о 9 вакуфных текие-домах для паломников казанских татар в Мекке. В Медине также действовали казанская мечеть и медресе, 3 вакуфных дома. Всего выходцами из России было создано свыше 100 вакуфов в Мекке и в Джидде.
Положительную роль в развитии организации хаджа из России сыграло российское консульство в Джидде. Первым консулом становится татарин Шагимурад Мирясович Ибрагимов, назначенный высочайшим указом от 22 ноября 1890 года. В инструкции чётко была прописана основная задача консула – «покровительство нашим паломникам, ежегодно в значительном числе отправляющимся на поклонение мусульманским святыням в Мекку и Медину». Консулу приказывалось «понимать и разделять их (паломников) нужды, состоя с ними и в наиболее близких сношениях».
В 1895 года драгоманом консульства был татарин Шакирзян Ишаев, который также совершил хадж.
Караван с паломникоами перебирается через Суэцкий канал, 1885 год, Tropen Museum / Creative Commons BY-SA 3.0
Заботясь о хаджиях, консульство разработало систему депозитов, оставляемых тут паломниками. Например, в сезон хаджа 1907 года было оставлено средств на сумму почти 50 тыс. рублей. Такой метод облегчал решение вопросов сохранности средств на обратную дорогу и на случай смерти, когда деньги переправлялись обратно на родину.
Работа консульства в Джидде продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны в 1914 году, когда была объявлена война с Османской империей.
Вновь консульство открылось уже при Советской власти. В 1924 году советское правительство установило дипломатические отношения с Хиджазом, открылось консульство в Джидде.
Королевство Саудовская Аравия и новый виток в религиозном взаимодействии
В феврале 1926 года СССР признал Королевство Хиджаз, султанат Неджд и присоединенные территории – земли с сентября 1932 года стало именоваться Королевством Саудовская Аравия. Непосредственно это признание осуществил советский консул татарин Карим Хакимов. Причём СССР был первым государством, которое установило дипломатические отношения с новым королевством.
Верблюды с палатками для паломников, примерно 1910 год / Public Domain
В 1925 году Хакимов сам совершает умру. Два года спустя после длительного перерыва в 10 лет стали вновь перевозить паломников через одесский морской порт. Таким образом, хадж с территории СССР продолжался до полного закрытия южных границ СССР в самом начале 30-х годов, хотя, конечно, и до этого происходило резкое сокращение числа паломников.
В 1928 году саудовские власти запретили доступ в Мекку для «европейцев, считавших себя мусульманами», но фактически отрицавшим религию. Если верить историкам, то последним советским гражданином, легально совершившим хадж в это время, становится второй советский консул казах Назир Тюрякулов. Ему на совершение хаджа даёт разрешение Народный комиссариат иностранных дел СССР. Об этом событии пишет татарский писатель эмигрант Гаяз Исхаки: «На улицах Мекки при нескончаемых звуках клаксона появился автомобиль, украшенный красными флажками с серпом и молотом», далее: «поприсутствовав на всех торжественных молебствованиях и выполнив все обряды, г-н Тюрякулов отправился в Медину для того, чтобы поклониться могиле Пророка». Г. Исхаки пишет, что, когда консулу задавали вопросы, «почему больше не приезжают паломники из России, которых раньше было так много», он без малейшего смущения заявлял, что эти паломники могут приехать из России только морем.
В ходе визита эмира Фейсала ибн Абдель-Азиза в 1932 году в СССР ставились вопросы об обеспечении прибытия из СССР хаджиев в количестве 10-15 тысяч человек. Однако, советское правительство оставило эти вопросы без внимания. В 1938 году советская миссия в Джидде, с 1935 года вновь возглавляемая Каримом Хакимовым, была отозвана. Возобновился хадж из СССР только в 1945 году, когда небольшая группа хаджиев во главе с муфтием Ишаном Бабахановым смогла выехать в хадж. С 1945 г. по 1990 год из СССР совершили хадж около 900 советских граждан.
В 1953 году Зияуддин Бабаханов возглавил очередную группу паломников Мекку и в ходе этой поездки встретился с королем Саудовской Аравии Абдульазизом ибн Саудом, который очень тепло принял российских мусульман. В том же году Бабаханов договорился с ректором университета Аль-Азхар о начале приёма на обучение студентов из Советского Союза. В 1961 году при САДУМ был открыт отдел международных связей, который стал курировать вопросы паломничества, приёма и отправления делегаций, а также переписку с зарубежными мусульманами.
Ильмира Гафиятуллина