En Ar

Арабская весна по-алжирски

12 марта 2019

 

С конца февраля 2019 г. ситуация в Алжире все больше накаляется в связи с массовыми протестами, охватившими всю страну. Мирные демонстрации молодежи и студентов постепенно начинают трансформироваться в агрессивную хаотичную толпу, к которой примыкают все больше различных организаций и групп, а требования их начинают обретать более решительные формы. Многие эксперты сегодня говорят о начале арабской весны в Алжире. Однако чтобы лучше понять, что же происходит на самом деле, стоит рассмотреть ситуацию под разными углами.

 

 

Поводом к протестам послужило выдвижение действующего президента страны Абдельазиза Бутефлики (Abdelaziz Bouteflika) своей кандидатуры на предстоящие президентские выборы, первый тур которых должен состояться в стране в середине апреля. Само выдвижение 82-летнего Бутефлики на пятый президентский срок правящей партией Алжира — Фронт Национального Освобождения / ФНО — вызвало недоумение и шок у большинства местного населения. Напомним, что с тех пор как нынешний президент Алжира пережил инсульт в 2013 г., он может передвигаться только в инвалидном кресле, но это не помешало ему баллотироваться и быть избранным президентом страны в четвертый раз. В настоящее время он находится в больнице Женевы в тяжелом состоянии. Врачи скорой планировали провести операцию, но состояние здоровья главы государства не позволило это сделать: медики опасаются, что сердце А. Бутефлики не сможет выдержать наркоза. Очевидно, что из-за состояния здоровья он не сможет эффективно управлять страной, население которой составляет более 40 млн человек.

 

 

Во многом протесты в Алжире напоминают начало конца правления Хосни Мубарака в Египте. Схема та же: если вначале зачинщиками протестов были в основном студенты, то постепенно все больше организаций и сил примыкают к ним, и даже вчерашние лояльные правящему режиму политики и политические партии уже становятся на сторону демонстрантов. Требования протестующих становятся более конкретными и все больше звучат призывы к демократии, изменению существующей политической системы и т.д. Так, 6 марта стало известно о том, что Национальный союз коллегий адвокатов (НСКА) Алжира планирует 11 марта провести всеобщую четырехдневную забастовку. Адвокаты вышли на улицы Алжира, скандируя «это республика, а не королевство» и «20 лет более чем достаточно» (о правлении А. Бутефлики — прим. автора). В специальном заявлении члены НСКА потребовали «переноса даты президентских выборов и формирования переходного правительства, которому следует дать полномочия для организации прозрачных выборов в спокойной обстановке». НСКА также призвал КС Алжира не регистрировать Бутефлику кандидатом на выборах по причине плохого состояния его здоровья и указал на необходимость соблюдения статьи Конституции, которая обязывает претендента на высший пост самому представить регистрационные документы в КС.

 

 

Также 7 марта сотрудники алжирских СМИ собрались в центре города на Площади свободы прессы и устроили сидячую забастовку, протестуя против планов действующего президента и цензуры, выкрикивая: «Без свободной прессы реформы теряют смысл». Собравшиеся заявили, что это вторая акция протеста алжирских журналистов за последние 10 дней и что они намерены стать частью народного движения против пятого срока Бутефлики. В тот же день до тысячи адвокатов устроили демонстрацию протеста в центре столицы, требуя вывести Абдельазиза Бутефлику из предвыборной гонки на основании его тяжелого состояния здоровья. Они попытались прорвать полицейские кордоны вокруг Конституционного совета, ответственного за утверждение кандидатов на предстоящих выборах. Собравшиеся заявили, что кандидатура А. Бутефлики должна быть отклонена, потому что он не мог получить необходимую медицинскую справку. Напомним, что даже документы в Центральную избирательную комиссию были переданы не лично действующим президентом, а от его имени (что является нарушением закона — прим. автора). Оппозиционные силы Алжира начали призывать к отставке президента Абдельазиза Бутефлики, роспуску правительства и объявлению в стране переходного периода. Оппозиционная алжирская партия «Фронт социалистических сил» (ФСС) приняла решение вывести своих депутатов из обеих палат парламента в знак солидарности и поддержки участников массовых манифестаций. Многие женские организации также массово примкнули к протестам в международный женский день 8 марта.

 

 

Последние два дня ознаменовались самыми крупными акциями протеста в стране за всю ее историю. Митинги были устроены не только в столице (Алжире), но и в других крупных городах страны. Демонстранты вышли на акцию с многочисленными плакатами, многие скандировали: «Свободу и демократию для Алжира!», «Нет пятому мандату». По сообщению Sky News Arabia, Министерство высшего образования и научных исследований Алжира объявило 9 марта о досрочных каникулах для студентов и освобождении всех студенческих городков. Во многом это было сделано для того, чтобы отвлечь молодежь, которая составляет основную массу демонстрантов в Алжире. Сообщается о том, что демонстрации приобретают более решительный характер — происходит все больше стычек с полицией. Так, силы безопасности уже активно применяли против протестующих слезоточивый газ и водометы, а также пытались блокировать улицы, чтобы не пропустить демонстрантов. В ходе акций протестов было задержано порядка 200 человек. Министерство культуры Алжира подтвердило информацию о том, что Алжирский музей древностей и исламского искусства был разграблен, а кабинеты сотрудников сожжены в результате нападения вандалов во время пятничных беспорядков. Это было охарактеризовано как «преступление против исторического наследия алжирского народа». Здесь опять же вспоминается ситуация с ограблением Египетского музея в Каире во время народных протестов 2011 года.

 

 

Давайте попробуем теперь разобраться, что же конкретно происходит сейчас в кулуарах власти в Алжире. Ведь ни для кого не секрет, что А. Бутефлика является просто марионеткой в руках своей партии, т.н. “президентского клана”, которым на деле руководит его младший брат, 61-летний Саид Бутефлика. Именно он и его окружение отчаянно пытаются всеми силами удержаться у власти и сохранить доступ к управлению экономикой (то есть распределению ресурсов в свою пользу). Однако они не хотят замечать очевидного — процесс ее потери президентским кланом уже начался, и это только дело времени. Ходят слухи, что на случай ухода Абдельазиза Бутефлики с политической сцены в качестве кандидата на пост президента Алжира Саидом Бутефликой рассматривается кандидатура давнего союзника действующего президента — премьер-министра Ахмеда Уяхьи, главы партии Национальное демократическое объединение (входит в коалицию). Также в качестве альтернативы может выступить и бывший премьер-министр Абдельмалек Селлаль, который буквально на следующий день после официального объявления кандидатуры А. Бутефлики сообщил о своем уходе со своего нового поста. И это обстоятельство, казалось бы, открывает перед ним соответствующие возможности. Однако все эти кандидатуры находятся на стадии обсуждения, и сложно сказать, будут ли на деле реализованы какие-либо планы в их отношении.

 

 

Не стоит недооценивать роль военных в Алжире, ведь, как и в Египте, там существует свой клан армии и спецслужб, которыми управляют 79-летний глава генштаба и вице-министр обороны Ахмед Гаид Салах и 69-летний генерал Атман Тартаг, «Башир», глава Департамента разведки и безопасности (ставшего впоследствии Департаментом надзора и безопасности). Ахмед Гаид Салах пока что является фактически единственной опорой «президентского клана» на сегодняшний день. Именно он сумел консолидировать в своих руках власть в армии, оттеснив в конце 2018 г. всех своих очевидных оппонентов из армейского командования. Однако сложно пока предсказать, будет ли он рисковать своей репутацией и началом открытой конфронтации с «президентским кланом» или, наоборот, — с оппозицией, если протесты продолжатся. На данный момент ничто не говорит о том, что он будет это делать, несмотря на некоторые его двусмысленные заявления, основным содержанием которых является тезис о том, что армия не допустит изменения существующего общественно-политического устройства Алжира, а вся деятельность любых организаций и частных лиц, направленная на изменение такого устройства будет расценена как проявление терроризма со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом, силовики прямо отождествляются с «волей народа». Если ранее подобные выступления предпринимались исключительно перед личным составом различных воинских частей и в основном адресовались солдатам и офицерам, то нынешняя речь, хотя и прозвучала на военном объекте, целиком и полностью была направлена в адрес всего алжирского общества, являясь своеобразным резюме всех высказываний Ахмеда Гаида Салаха по этой теме с начала текущего года. Некоторые обозреватели расценили высказывания Ахмеда Гаида Салаха как своеобразный манифест, публичную декларацию о намерениях, который на сей раз ясно и недвусмысленно заявил: алжирская армия не допустит никаких принципиальных и драматических изменений существующего строя и готова выступить в его защиту с использованием всего имеющегося у нее потенциала.

 

 

 

Председатель Исламистской партии Алжира «Движение общества за мир» (ДОМ), Абдраззак Макри один из первых прокомментировал выступление А.Г. Салаха, заметив, что наблюдатели разделились во мнении в отношении его слов: «Есть те, кто увидел в них поддержку народа, а есть и те, кто расценил ваши слова как угрозу в отношении манифестантов. Но что бы вы ни хотели сказать, вы должны знать, что единственной угрозой для стабильности и общественного порядка в Алжире является нынешняя политическая власть, к которой вы принадлежите и которую защищаете». По словам председателя ДОМ, есть и другие угрозы для стабильности Алжира — крупномасштабная коррупция, фальсификации на выборах, обрушение национальной экономики. Напомним, что А. Макри заявил об отказе выдвигать свою кандидатуру для участия в президентских выборах в апреле, мотивировав это тем, что действующий глава государства 82-летний Абдельазиз Бутефлика, несмотря на недовольство широких общественных масс, решил снова бороться за высший пост.

 

 

В целом ситуацию в Алжире на данный момент можно назвать крайне взрывоопасной. Кризис политической власти накладывается у местного населения на социальное недовольство и экономические проблемы. Сейчас все зависит от того, будет ли подтверждена кандидатура А. Бутефлики Конституционным советом. Напомним, что первый тур президентских выборов в Алжире должен состоятся 18 апреля, и для участия в нем документы в Конституционный совет подал 21 кандидат, в том числе А. Бутефлика. Решение об их регистрации или отказе будет вынесено на следующей неделе, и именно этот момент и определит исход дальнейших событий. Ясно, что в том случае, если заявка текущего президента будет подтверждена, то эскалация протестов будет неизбежна. Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации станет, скорее всего, введение чрезвычайного положения.

 

 

Интернет-издание TSA со ссылкой на источники также сообщает о том, что окружение президента готовит варианты приемлемого выхода из создавшейся кризисной ситуации, и не исключается возможность того, что президентские выборы в Алжире вообще могут быть перенесены на 10–12 месяцев. Кроме того, будут обсуждаться требования оппозиции, такие, например, как отказ А. Бутефлики выдвигаться на пятый срок, а также создание правительства национального единства, состоящего из технократов. То есть, проще говоря, речь идет о том, удастся ли окружению президента и оппозиционным партиям договориться о принципах управления Алжиром на время переходного периода. Еще один важный аспект, на который обращают внимание авторы публикации — согласится ли «алжирская улица» с теми договоренностями, к которым, возможно, удастся прийти властной верхушке и оппозиционным силам.

 

 

И тут уже приходит на ум не столько арабская весна, сколько вполне реальная возможность военного переворота в Алжире. Ведь не секрет, что Ахмеда Гаида Салаха многие называют алжирским «ас-Сиси», имеющим огромное влияние. Как мы знаем из уроков современной алжирской истории, в наиболее критические моменты свое веское слово говорила армия, лидеры которой вполне способны перехватить руководство страной в случае утраты управляемости гражданскими властями. Есть еще один важный момент. Сегодня военные лидеры внимательно следят за исламистами, ведь их партия ДОМ тоже бойкотирует выборы и готовится возглавить протесты. Для алжирских военных они представляют собой серьезную угрозу. Ведь гражданская война 1991 года в Алжире началась тогда, когда исламисты победили на выборах, а военные, не желающие отдавать им власть, отменили их и объявили чрезвычайное положение. В то время в ходе конфликта, продолжающегося в течение 8 лет, погибло около 200 тыс. человек. А в условиях политического хаоса исламисты, как правило, снова начинают поднимать голову. И для того, чтобы не повторился египетский сценарий с приходом «Братьев-мусульман» к власти в 2012 г., алжирская армия наверняка будет готова к решительным действиям.

 

Татьяна Шмелева
Эксперт Института Ближнего Востока, эксперт РСМД