- Насколько действенны мероприятия, подобные КазанСаммит, для улучшения отношений со странами ИМ? И какие направления, по вашему мнению, требуют усиления в контактах России с исламскими странами, помимо реализации экономических интересов?
- Отношение с любой страной, тем более с большой группой стран, мусульманские страны представляют собой очень серьезный сегмент мирового сообщества, требуют не только государственных усилий. В современной жизни эти усилия обязательно должны подкрепляться общественной поддержкой, поддержкой бизнес-сообщества, опираться на консенсус общественного мнения, на информационный ресурс.
Поэтому такие формы, как Kazansummit, играют очень серьезную роль. Они мобилизуют ту самую поддержку, о которой я говорю, кроме того, они служат местом встречи российских представителей бизнеса, общественности, науки, духовенства со своими зарубежными коллегами. Без живой коммуникации продвижения вперед отношений сейчас не бывает. И разумеется по тем направлениям конкретно, о которых вы говорили, также необходима серьезная проработка. Перехожу сразу к экономике. Kazansummit возникал как форум экономический и в основном таковым и остается. Хотя он является диалоговой площадкой, зонтиком, который покрывает собой и другие направления диалога. Но в экономическом треке важно то, что имевшиеся проработки уже получили достаточное развитие. Я имею ввиду прежде всего исламские финансы, темой которой Kazansummit занимался с самого начала.
Сейчас это разговор не о знакомстве с этим явлением, и даже не о возможностях налаживания исламского финансирования в России, а разговор о конкретных деталях, о необходимости изменения законодательной регуляции, это и разговор о том, какие иностранные партнеры могут присутствовать в этом сотрудничестве, не теоритически, а практически, через своих представителей, которые приезжают сюда, представляя и свои страны, суверенные фонды, международные организации. Любое сотрудничество такого рода многопланово, оно начинается с изучения спроса, и от спроса и формируется предложение. Так всегда бывает в рыночной экономике. Все происходит здесь. И сейчас только что было интересное мероприятие, которое организует Сбербанк, пионер в области продвижения исламских финансов России. Он такого рода мероприятие проводит каждый раз в рамках заседания Kazansummit. Надеемся, что мы будем получать больше конкретных результатов от этих наработок. Без забегания вперед, без фантазирования получать конкретные дела, которые действуют лучше, чем реклама.
- Вы, будучи спецпредставителем министра иностранных дел по взаимодействию с организациями мусульманских стран, не могли бы осветить, какую роль в настоящее время публичная дипломатия занимает во взаимоотношениях со странами мусульманского мира?
- Я еще добавлю один сюжет к экономической теме. Кроме исламского финансирования в рамках обсуждения на форуме Kazansummit всегда серьезное внимание уделялось халяль индустрии. И здесь важно понять, что речь идет не только о том, как удовлетворить потребности мусульманской части нашей страны, это тоже важно, но речь идет о тех возможностях, они очень велики, когда халяльный сектор может быть составляющей нашего экспорта. Это должно и может получаться, потому что многие неисламские страны являются крупными экспортерами халяльной продукции, в том числе продовольствия странам мусульманского мира. Причем речь дет о далеко расположенных странах. Россия непосредственно сосед исламского мира, Россия, имеющая в своем населении такой большой процент мусульман должна найти здесь свое место. Я думаю, что это произойдет и мы выйдем при обсуждении темы халяля от разговора об экономических потребностях мусульман к формированию соответствующего направления нашей экономики в целом и наших внешних экономических связей.
По поводу публичной дипломатии. Разумеется, я начал говорить, что замысел ГСВ «Россия – исламский мир» вбирал в себя в том числе и необходимость поддержки государственным усилиям по сближению России с этими странами, по развитию отношений с ними со стороны широкой общественности. У нас к счастью в России имеется большой сектор в нашем обществе у которого живой и особо большой интерес к развитию наших связей с зарубежными мусульманскими странами. Что может быть предметом обсуждения в рамках этой публичной дипломатии?
Во-первых, те проблемы, которые беспокоят одновременно и Россию и наших партнеров в исламском мире. Таких проблем много. Это нынешнее вероустройство, необходимость сделать его более справедливым и демократичным. Это вопрос взаимоотношения цивилизаций, необходимость перевода этих отношений в качество гармоничности, недопущения столкновений, о котором много говорилось, это необходимость защитить и сохранить правовой принцип международной жизни у условиях, когда на него покушаются.
И Россия и мусульманские страны твердые приверженцы того, что международное общение должно строится на правовой основе, движется на принципах справедливости, равенства. Это вытекает и из религиозных предпочтений, населения России, населения мусульманских стран. Так что, здесь есть о чем поговорить. Кроме того, перед публичной дипломатией стоят и более простые задачи. Если присмотреться к тому, как что мы знаем о мусульманских странах, особенно к тому, что там знают о России, мы не можем считать этот уровень знаний достаточным. Необходимо лучше познакомиться друг с другом, узнать литературу, философию, историю более глубоко, не полагаться в этих знаниях на оценку третьих сторон.
К сожалению, в мусульманских странах о России судят по тому, что о ней говорят на Западе. Разумеется, это знание не истинное, знание недоброжелательное и искаженное. Надо довести до мусульман за рубежом знания о нас, полученные из первых рук, и в этом огромная роль принадлежит тем людям, которые вступают в общение с людьми, живущими в мусульманских странах.
ГСВ "Россия-Исламский мир"