En Ar

Библейские пророчества об исламе

28 февраля

 

Вопрос о том, есть ли в иудейских и христианских книгах пророчества об исламе, интересовал мусульман со Средних веков. Зная из Священного Корана, что Иисус говорил о будущем посланнике «по имени Ахмад», мусульманские ученые обращались к иудейским и христианским текстам, чтобы найти там предсказания явления пророка Мухаммеда ﷺ . Иудеи и христиане вступали с мусульманами в полемику, утверждая, что все найденные ими пророчества, сказаны по другому поводу и относятся к другим лицам. «Богословские собеседования» между несторианским патриархом Багдада и халифом аль-Махди и «Послание в Йемен» еврейского философа Маймонида представляют собой яркие примеры подобной полемики.


В книге «Библейские пророчества об исламе: доказательство духовного единства авраамических религий» Игорь Бессонов, специалист в области традиционной культуры и народной религиозности, не только приводит примеры подобных текстов, но и предметно показывает духовное единство авраамических традиций. Исследование выполнено на высоком научном уровне, с привлечением значительного объема богословской и научной литературы. В заключение работы автор выводит концепцию общей системы библейских пророчеств об исламе, тезисы которой изложены в данной статье. Сам Игорь Бессонов не отрицает, что многие идеи могут оказаться неточными, но надеется на интерес со стороны других исследователей.


Ислам в Библии уравнивается с другими авраамическими религиями в единой хронологической последовательности. Подобные тексты находятся в книге Второзакония (три явления Господа) и в книге Исаии (два всадника на конях, всадник на осле и всадник на верблюде). В этом случае взгляд Моисея и Исаии охватывает всю историю авраамизма, представляя перед читателем три равноправные религии. В первом случае они нарисованы как три стоянки избранного народа на пути из Египта в Землю Обетованную. Второй демонстрирует религии как три отряда, сокрушающие языческий Вавилон. Сопоставление пророчеств позволяет увидеть не только образы авраамических религий, но и символы языческого мира в священных текстах – Древний Египет и Вавилон.


Иногда в текстах Священного Писания ислам и христианство противопоставляются иудаизму как религии «народов» религии Израиля. В некоторых случаях они сливаются в одном предсказании: в благословении праотца Иакова говорится о будущем Примирителе – это и Иисус, и Мухаммед ﷺ . В пророчестве Моисея сказано о явлении пророка – это вновь и Иисус, и Мухаммед ﷺ . В первом случае речь в основном идет об Иисусе Христе, а во втором в основном о Посланнике ﷺ .  Иногда христианство и ислам изображаются как два происходящих одно за другим пророчества для народов. В книге Исаии библейский пророк рассказывает об Иисусе Христе, Рабе Господнем, а затем переходит к рассказу о сынах Кидара и «Новой песне».


Человеческая история знает два пророческих периода: пророчество для Израиля, начавшееся с Моисея и законченное Малахией, и пророчество для народов, начавшееся с Иоанна Крестителя и Иисуса Христа и закончившееся с Мухаммедом ﷺ . В ряде пророчеств проповедь Иисуса и проповедь Мухаммеда ﷺ противопоставляются как начало и конец пророчества для народов. Яркий пример находится в символическом осмыслении срока в 600 лет как 50 дней счета омера. Первичное христианство представляется как мука, смешанная с елеем – сформированное христианство и ислам изображаются как два готовых хлеба, испеченных из этой муки. Приношение в Храм двух хлебов указывает на ортодоксальность обеих авраамических религий.


В 55 главе Исаия сравнивает пророчество для народов с бесплатным вином и молоком. Символика дней счета омера связывает христианство с Песахом, днем, основным напитком которого было вино, а ислам с Шавуотом, основной пищей которого было молоко. Метафора христианства и ислама как Песаха и Шавуота и вина и молока подтверждается и пророчеством Иисуса Христа о Святом Духе, Параклите («Утешителе»). Святой Дух сошел на апостола именно в день Шавуот. Пророчество может служить христианским подтверждением истинности Мухаммеда ﷺ . Иисус был основателем Нового Завета для своей общины. Точно также Моисей почти что ничего не говорил о христианском мессии, ограничившись кратким упоминанием будущего пророка.


Каждый из Заветов самодостаточен и полон, и поэтому в священных книгах хватает лишь краткого утверждения о будущих Заветах – обоснования их ортодоксальности. Интересно, что пророчество Моисея о будущем пророке и пророчество Иисуса о Параклите представляются аналогичными: Моисей говорит о подобном ему, Иисус – о «другом Утешителе». Оба пророчества можно понимать и как указание на некоторое неопределенное количество будущих пророков, и как предсказание будущего явления Иисуса Христа и Мухаммеда ﷺ . Однако, иудейская традиция не получила своего символического отображения в обнаруженных пророчествах.


Если христианству соответствуют Песах, вино и «Песнь Песней», а исламу Шавуот, молоко и книга Руфь, то какой символический ряд может быть соотнесен с иудаизмом? Ответ на этот вопрос невозможен, так как иудейские священные тексты и еврейский календарь использованы в качестве метаязыка, исходя из которого были описаны христианство и ислам. Религиозно и исторически такой подход представляется правильным потому, что и христианство, и ислам представляют собой развитие определенных символов и идей. Религии «народов мира» происходят от религии Израиля. Иудаизм, как изначальный авраамизм, представляет собой всю массу возможностей будущего развития, постепенно обратившиеся в две разные религии.


Весь период «пророчества для Израиля», результатом которого стало возникновение иудейской религии, соответствует всему периоду «пророчества для народов», когда зародились распространившиеся среди «народов мира» христианство и ислам. Они представляют собой законные пути для индивидуального и коллективного спасения. Не исключается, что конкретные религиозные концепции, доктрины, практики могут быть ошибочными, ложными и даже порочными. Но духовное начало, заложенное в трех авраамических традициях, всегда может вывести верующего на правильный путь.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото:  Ioann-Mark Kuznietsov/Unsplash