Ахмадхади Максуди – один из наиболее известных татарских интеллигентов начала XX века. Всю свою жизнь Максуди посвятил просвещению татарского народа. Будучи умеренным либералом, он не впадал в крайности революционного нигилизма и консервативной схоластики. Отечественный просветитель старался сделать достоянием своего народа наследие мировой культуры, чтобы татарская нация смогла встать на путь самостоятельного развития. Деятельность Ахмадхади Максуди получила признание не только у татар, но и во всем тюрко-мусульманском мире.
Еще будучи юношей, Хади Максуди начал преподавать ученикам младших классов в Апанаевском медресе города Казани. Педагогическая практика позволила молодому специалисту разработать новые обучающие методики и написать ряд учебников. Так был выпущен «Мугаллим авваль» («Первый учитель») – первый учебник, который помогал успешно освоить навыки чтения и письма на татарском языке. Арабский алфавит, используемый татарами, не позволял в полной мере обозначать гласные буквы в слове. Поэтому для удобства чтения Хади Максуди впервые добавил буквы, обозначающие некоторые гласные звуки.
Вторым учебником, изданным Хади Максуди, стал «Мугаллим сани» («Второй учитель»). Букварь обучал чтению и письму на арабском языке. Он оказался популярен не только среди татар, но и казахов, узбеков, киргизов и башкир. Учебник до сих пор издается массовыми тиражами и продается почти в каждом книжном магазине стран Средней Азии, в европейской части России, на Кавказе, в Дагестане и так далее. Секрет успеха в уникальной простоте подачи материала – доступный для понимания учебник предпочитают и дети, и взрослые. Подобный феномен характерен многим другим учебным пособиям автора.
Признанный полиглот своего времени, Ахмадхади Максуди в совершенстве владел пятью языками – русским, турецким, арабским, персидским, французским. По каждому из них он написал обстоятельные учебники и пособия, в том числе самоучители. Еще во время учебы в медресе Хади Максуди изучал русский язык, причем самостоятельно. Юноша брал частные уроки, общался с русскими, часто появлялся в их кварталах. В 1925 году увидели свет составленные Максуди учебники русского языка для мусульман России «Русистан. Практический учебник» и «Самоучитель татарского языка для русских».
Хади Максуди проявлял недюжинную любознательность, интересуясь жизнью не только Казанской губернии, но и происходящим далеко за ее пределами. В пору обучения в медресе он читал газеты из Османской империи и переписывался с их авторами, равно как и с журналистами «Тарджиман» («Переводчик»). Издатель этой авторитетной газеты Исмаил Гаспринский, один из основоположников джадидизма, обладал чутьем на таланты и по достоинству оценил достижения будущего коллеги в педагогике. Так Максуди был приглашен в Бахчисарай для преподавания в медресе «Зинджирли».
В 1893 году, перед прибытием в Крым, Максуди заезжает в Турцию на три месяца. Он живет в Стамбуле, где знакомится с местными поэтами и писателями. Историк Данияр Гильмутдинов полагает, что пребывание молодого педагога в Стамбуле – в то время столице огромной империи и главном центре исламского образования – сыграло большую роль в понимании образовательной психологии. Там же у Максуди возникает идея выпускать свою газету. К сожалению, дружба с известным турецким писателем и редактором Ахмедом Мидхатом выйдет боком для Хади Максуди уже во времена советских репрессий.
В конце концов Максуди добирается до Бахчисарая, где работает у Гаспринского преподавателем в его знаменитом медресе и газете «Тарджиман». Здесь он осваивает основы журналистики: узнает не только, как надо писать в газету, но и принципы организации и продвижения издательства. По возвращении на родину в 1896 году Хади Максуди продолжает собственное обучение. Позже, в ходе революции, происходят известные политические послабления. Благодаря им первый номер общественно-политической газеты «Йолдыз» находит своего читателя в 1906 году – восходит «Звезда» Максуди.
Проблема образования была важнейшей для просветителя. Максуди был идеологом джадидизма – прогрессивного метода национального образования, которому противостояли «кадимисты» (представители консервативного движения в татарском обществе и среди мусульман России). Уже во втором номере газеты «Йолдыз» Максуди пишет, что «кадимисты» и «джадидисты» практически не имеют противоречий по учебникам для начальной школы. Публицист призывает первых быть справедливыми, а последних терпеливыми, тем самым открыто заявляя о собственных симпатиях.
Популярная работа Хади Максуди для учащихся медресе «Ибадат аль-исламия» («Основы поклонения»), увидевшая свет в 1898 году, стала лицом татарского ислама. Задуманная как учебник по основам религии для начального уровня медресе книга, стала оформителем представлений об исламе всего народа и его разных поколений, желающих освоить «азы». Учебник принимали как «кадимисты», так и их оппоненты, как светская интеллигенция Советского Союза, так и деятели официальных духовных учреждений. Книга воспитала, и предполагается, что воспитает в будущем не одно поколение мусульман.
«Ибадат аль-исламия» пережила свое время, став «спасательным кругом» для тех татар, кто лишился своих корней. Книга практически с нуля восстанавливает зачатки религиозных представлений. Известно, что она издавалась и за рубежом в качестве полноценного учебника. Тем не менее, несмотря на значимость и востребованность данного труда, книга является продуктом своей эпохи. Поэтому рано или поздно необходима ее замена более соответствующей духу времени работой. Но несмотря на это вызывающее интерес мнение некоторых исследователей, книга по-прежнему важна для шакирдов как источник комплексного знания.
Наследие Ахмадхади Максуди не ограничивается перечисленными трудами и сферами деятельности. Во время ссылки в Вятку просветитель приступает к переводу изданного им в 1903 году учебника по логике и основам философии на арабском языке «Мизан аль-афкар». В раннем варианте учебника основной упор сосредоточен на необходимости изучения светских наук и развития общества, тогда как в «Восточно-мусульманской логике» 1934 года прослеживается иная линия: на основе изложения курса, исходя из логических правил и умозаключений, доказывается существование Бога.
В начале ХХ века татарские просветители ставили перед собой цель всестороннего развития своего народа как в религиозном плане, так и в плане светских наук. Но уже к середине 30-х годов потребность в изучении некоторых дисциплин отпала в связи с атеистической направленностью политики советского государства. Поэтому Ахмадхади Максуди, не покинувший Советскую Россию, задается более важной, на его взгляд, целью. Он желает донести до читателя мысль о неизбежности существования Бога. При этом, оба варианта учебника логики содержат прекрасно изложенный научный материал.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Public Domain