En Ar

Наследие Мусы Бигиева

15 ноября 2023

 

Муса Бигиев, один из ярчайших представителей плеяды блистательных татарских религиозных мыслителей начала XX века, покинул атеистическую Советскую Россию в 1930 году. Маршрут путешествий богослова в эмиграции впечатляет: Китайский Туркестан, Финляндия, Германия, Иран, Ирак, Индия, Индонезия, Япония, Афганистан, Турция, Египет. Каждый географический пункт из обширного перечня связан с научными изысканиями Мусы Джаруллы (под этим именем Бигиева знают за пределами России) в области мусульманского богословия и миссионерской деятельностью. Жизненный путь ученого завершился в Каире в 1949 году, но точное местонахождение самой могилы не было известно вплоть до 2022 года.


Захоронение обнаружилось благодаря содействию представительства Российского сотрудничества в Египте и Министерства туризма и древностей Египта. В октябре 2022 года прошла официальная церемония открытия таблички на могиле Мусы Бигиева с участием муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и принца Аббаса Хильми – внука последнего наместника Османской империи в Египте Аббаса Хильми II. Камиль Самигуллин подчеркнул, что установление мемориального знака является данью памяти татарскому ученому, а возрождение трудов татарского богословского наследия относится к приоритетам Духовного управления мусульман Республики Татарстан.


В свое время Муса Бигиев, блестящий знаток Священного Корана, получивший начальное религиозное и светское образование в России, а затем в Бухаре и старейшем университете Аль-Азхар, встал на путь борьбы с мертвой концепцией религиозности, охватившей и парализовавшей общественное развитие мусульманского мира в начале XX века. Произведение Бигиева «Доказательства божественного милосердия», опубликованное в 1911 году, содержит идею о том, что милость Всевышнего Аллаха объемлет всех людей, и не зависит от их религиозной принадлежности. Идея не была новейшей в истории религий, однако выраженная Мусой Джарулла, получила порицание и критику авторитетных богословов Ближнего и Среднего Востока.


В своем программном произведении «Воззвание к мусульманским нациям о религиозных, моральных, социальных и политических проблемах и действиях» или «Азбука ислама», опубликованном в 1923 году в Берлине при поддержке финских татар, Муса Бигиев обозначает свою позицию по всем насущным проблемам современности. Ученый пишет о том, какой должна быть политика Российского государства по отношению к исламу, о необходимости возобновления канонов религии для улучшения положения как российских, так и зарубежных мусульман.


Представленные в «Азбуке ислама» рассуждения о судьбах Запада и Востока после Первой мировой войны, а также критика учения Карла Маркса, между прочим послужившая основанием для ареста Мусы Бигиева советской властью, раскрывает мыслителя в качестве прозорливого политолога и социолога. Согласно изложенным в произведении взглядам Бигиева, становлению мусульман в ряд цивилизованных народов мира должно способствовать усвоение современных научно-технологических достижений и постижение религиозной доктрины ислама.


Преследуя цель воскрешения духа религии ради нравственного совершенствования личности в эпоху социального прогресса, Муса Бигиев попытался решить проблему культового поста в условиях Севера и Заполярья. Произведение «Пост в длинные дни», написанное в 1911 году, представляет собой новаторский шаг ученого, предпринятый с целью сближения религии и человека и сохранения его сил для общественного труда. Умозаключения, основанные на священных аятах и личных наблюдениях Мусы Бигиева во время пребывания в Финляндии, предлагают облегчить физическое состояние верующих людей в краях, где естественно наступление полярного дня, белых ночей или длинных дней.


Интерес к истории Корана, кораническим исследованиям, проявленный на заре литературной деятельности, сохранялся у Мусы Бигиева на протяжении всей жизни. Первая книга «История Корана и его списков», опубликованная в Петербурге в 1905 году, была перепечатана египетским журналом на арабском языке, а также переиздана в России в 2016 году. В свою очередь, переизданные Мусой Бигиевым в период с 1905 по 1910 год книги древних мусульманских ученых, находили вторую жизнь на Востоке, где они непостижимым образом оказались упущены. Исторические изыскания ученого позволили заявить об ошибках в казанских изданиях Корана, касающиеся графического облика священной книги, а именно – отсутствия огласовок, что впоследствии было исправлено.


В книги «Йаджудж в свете чудесных сообщений священных аятов Корана», опубликованной в Берлине в 1933 году, Муса Бигиев демонстрирует невозможность еще одного пришествия народов йаджудж и маджудж (гога и магога в иудейских и христианских священных писаниях), описанного в выдумках средневековых мусульманских авторов. Использование в исследовании священных источников предыдущих монотеистических религий показывает экстраординарную широту мысли Бигиева. Книга является своеобразным манифестом свободомыслия и призывом к уходу от влияния абсурдных заключений древних ученых.


Одним из критериев прогрессивного общества Муса Бигиев считал положение женщины: чем выше и почетнее ее социальный статус, тем более гармонично развито и жизнеспособно общество. Мысли о проблемах семьи, хиджаба, правах женщины, многоженстве, браке и разводе ученый выразил в труде «Женщина в свете священных аятов Благородного Корана», также опубликованного в Берлине в 1933 году и посвященного его жене Асьме. Согласно утверждению Мусы Бигиева, выводимому им из аятов Корана, тезис о сотворении женщины из ребра мужчины – это лишь художественный образ, подразумевающий утонченность и нежность женской природы. Мыслитель был уверен, что воспитание, а не общепринятые в мусульманском мире покрывала и паранджа является лучшим средством сохранения достоинства и чести женщины.


Одна из последних работ Мусы Бигиева, касающаяся сферы образования – «Исламский научный университет», опубликованная в 1946 году в Бомбее (современный Мумбаи), доказывает блестящий талант ученого в педагогике. Сформированный благодаря путешествиям в эмиграции кругозор, знание мирового опыта вкупе с энциклопедическим умом позволили Мусе Бигиеву подготовить масштабный проект современного научно-образовательного центра по подготовке мусульманских богословов мирового уровня, вполне достойного называться исламской академией.


Сегодня не все идеи российского богослова, философа и ученого могут быть реализованы в полной мере, но для всестороннего и глубокого изучения, а также актуального переосмысления богатого наследия, совершенно точно, следовало бы основать отдельный институт. Муса Бигиев является автором более ста новаторских и профессиональных работ, написанных острым и живым языком, многие из которых до сих пор остаются не найденными. В 2017 году в российском городе Саратов состоялась презентация «потерянной» книги 1911 года – толкование трактата средневекового ученого Ибн аль-Джазария под названием «Лучшее издание о десяти рецитациях Корана». Среди рядовых читателей обретает популярность малоизвестное произведение Мусы Бигиева «Трапеза».

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Tatarica. Татарская энциклопедия