«Я не могу жить без книг» - Томас Джефферсон.
Мусульманский мир познал искусство создания бумаги и книгопечатания ещё в VIII веке (речь идёт о Персии). Именно мусульмане познакомили Индию и всю Европу с бумажным производством. Первые публичные библиотеки появились в Багдаде, Каире и Кордове. Книги, которыми были полны их полки, были сделаны из бумаги. В силу религиозного запрета на изображения живых существ, одним из непременных атрибутов книг в таких библиотеках стала каллиграфия.
Вообще само слово «библиотека» происходит от латинского «liber», что означает книга, в то время как bibliotheca – это греческое слово, которое также используется широко в немецком и романском языках.
Публичные библиотеки в мусульманском мире были широко известны под различными названиями, такими как Байт аль-Хикма, Хизанат Аль-Хикма, или Дар аль-Хикма, или Дар аль - ильм, Дар аль-Кутуб, Хизанат Аль-Кутуб и Байт аль-Кутуб, Китаб-хана (Иран), Кутуфан (Турция). Эти заведения представляли собой медресе, публичные и частные библиотеки, дворцовые библиотеки, императорские библиотеки.
Первая арабская библиотека была основана Омейядским халифом Муавией ибн Аби Суфияном (602-680) в Дамаске. Большая часть книжной индустрии вращалась вокруг мечетей, зачастую некоторые библиотеки и во все были частью храмов. В таких случаях их основной целью было копирование книг с греческого, пехлевийского, сирийского и санскритского языков на арабский. Лекции, дебаты и дискуссии по широкому кругу религиозных, научных и философских вопросов того времени обсуждались в мечетях, которые также служили и судами. По свидетельству легендарного путешественника XIV века Ибн Баттуты, Дамасский книжный рынок находился рядом с великой мечетью Омейядов. Помимо книг, купцы там продавали всё то, что могло понадобиться в литературной сфере – от тростниковых ручек, чернил, кожи, твёрдой бумаги и клея до тонкой бумаги. Традиционно мусульмане завещали свои книжные коллекции мечетям.
В мусульманском мире существовали три великие библиотеки: Библиотека Аббасидов «Дом Мудрости» в Багдаде, библиотека Фатимидских халифов в Каире и библиотека испанских халифов Омейядов в Кордове.
Начиная с IX-го века, во многих библиотеках стали появляться книги по точным наукам. Некоторые из этих библиотек находились в частной собственности, а другие были учреждены халифами, эмирами (говоря современным языком, губернаторами), султанами и визирями. Например, в Аббасидском Мосуле существовала большая библиотека под названием «Хизанат Аль-Кутуб».
К X-му веку появилось множество библиотек и школ, которые были основаны в Басре, Исфахане, Нишапуре, Рае, Дамаске и Каире. Некоторые из книг в подобных библиотеках были перечислены Ибн аль-Надимом в его библиографическом сборнике «Китаб аль-Фихрист» и в биографиях учёных и философов Ибн аль-Кифти «Та'Рих Аль-Хукама», Ибн Аби Усайбия «Уюн Аль-Анба фи-Табакат аль-Атибба» и Ибн Джульджулом «Табакат аль-Атибба "ва'л-Хукама». Эти работы содержат биографические и библиографические сведения о мусульманских учёных и философах всех этнических групп вплоть до XIII века. Современные историки и библиографы исламской науки, в том числе Джордж Сартон, Карл Брокельман и Фуат Сезгин выявили и составили список рукописей и печатных книг по истории исламской науки.
1. Аль-Карауин – одна из старейших библиотек в мире
Reda.bnhd/Creative Commons 4.0
Библиотека Аль-Карауин была основана в 859 году в Фесе, Марокко, Фатимой Эль-Фихрия, дочерью богатого иммигранта из современного Туниса. По праву считающаяся самой старой библиотекой в Африке, Аль-Карауин также отличается тем, что является старейшей действующей библиотекой в мире, то есть она постоянно используется с момента своего основания.
Основательница, Эль-Фихрия, была хорошо образованной; учёной и набожной мусульманкой, которая решила использовать своё богатое наследство развитию религиозного и научного образования. Она основала образовательный центр и библиотеку, где хранились древние рукописи по теологии, праву, астрономии и грамматике, датируемые ещё VII веком. Среди наиболее известных из них – это «Мукадимма» Ибн-Халдуна XIV-го века, Коран IX-го века, написанный куфической каллиграфией, и рукопись о школе исламской юриспруденции Малики испанского юриста и философа Ибн Рушда (1198).
Комплекс Аль-Карауин, расширявшийся на протяжении веков, сегодня включает в себя мечеть, библиотеку и университет. По данным ЮНЕСКО, это старейшее действующее учебное заведение в мире.
Поэт и философ Ибн аль-Араби (1165-1240) учился там в XII веке, историк и экономист Ибн Халдун получал знания в XIV, а в Средние века Аль-Карауин играл ведущую роль в передаче знаний между мусульманами и европейцами. На протяжении столетий здание приходило в упадок, а окружающая среда вносила свой вклад в разрушение, однако исторические рукописи всегда оставались доступными для учёных и академиков.
Относительно недавно марокканское правительство поручило канадскому архитектору марокканского происхождения профессору Азизе Чауни отремонтировать и восстановить библиотеку, вернув ей её было архитектурное величие. Чауни взял на себя обязательство восстановить основные черты здания, такие как фонтаны во внутреннем дворе, замысловатую черепичную работу и купол XII века. Восстановленная библиотека, строительство которой заняло почти четыре года, вновь открыла свои двери широкой публике в мае 2016 года.
На сегодняшний день в библиотеке идёт масштабная работа над оцифровкой древних рукописей, чтобы сделать их доступными для всего мира. Сейчас в электронном формате доступны уже порядка 20% из них.
2. Байтуль Хикма (Дом Мудрости) Багдад
«Дом Мудрости» был основан халифом Гаруном аль-Рашидом и достиг пика своего расцвета при его сыне Халифе Аль-Мамуне, которому и приписывают его формальное учреждение. Аль-Мамуну также приписывают привлечение многих известных учёных для обмена информацией, идеями и культурой в Доме Мудрости. Помимо мусульманских учёных, здесь могли учиться индуистские, еврейские и христианские исследователи. Они переводили книги на арабский язык и сохраняли их, способствуя распространению знаний.
Байтуль Хикма состоял из библиотеки, бюро переводов, обсерваторий, читальных залов, жилых помещений для учёных и административных зданий. Одним из учёных, работавших здесь, был Элан Аль-Шауби, под руководством которого были скопированы древние рукописи. Абу Сахалю и Абу аль-Фазалю Бен Наубахту было поручено расширить библиотеку. Влиятельный министр Яхья бен Халид Бармаки пригласил индуистских учёных и велел перевести санскритские книги на арабский язык. Поскольку Яхья Бармаки был иранцем, у него было много персидских трудов, переведённых на арабский язык Абу Сахалем и Абуль-Фазалем. Когда Харун аль-Рашид получил книги о своих приключениях в Риме и Амудийе, он поручил врачу Йоханне Ма-Савийе перевести эти греческие произведения на арабский язык.
Байтуль Хикма имел в своих сокровищницах труды почти на все темы и на всех языках. Харун аль-Рашид посылал послов в разные страны за книгами. Помимо редких рукописей на арабском языке, он приобрёл рукописи на санскрите, персидском, сирийском и коптском языках, заплатив за каждую книгу самую высокую цену.
При библиотеке находилось бюро переводов, где известные учёные и выдающиеся переводчики переводили книги на арабский язык. Там были индуистские, христианские, еврейские и парсийские учёные мужи, которые в равной степени считались достойными уважения. Им платили приличное жалованье. Ибн Аль-Надим в своём знаменитом «Китаб аль-Фихристе» (указатель книг до 987 года) и Османский учёный Хаджи Халифа (Kâtip Çelebi 1657) в своем «Каша Аль-Занун» перечислили все книги, которые были переведены здесь.
После смерти халифа Гаруна аль-Рашида (809 г.) его преемник Мамун аль-Рашид (833 г.) приобрёл для библиотеки редкие рукописи, такие как стихи доисламской эпохи, панегирики, правительственные документы, письма и соглашения между государствами. Например, в архивах Дома мудрости появилось соглашение о выплате ссуды Абдулом Мутталибом Бен Хашимом (578), дедом пророка Мухаммада. Халиф Мамун просил правителя Сицилии прислать все те книги, которые были заперты в заброшенном доме на острове, к которым ни одна живая душа не имела доступа. Получив эти труды, Мамун передал это сокровище Сахалю Бен Харуну для перевода, так как в то время именно он был директором библиотеки. Когда Мамун одержал верх в войне против византийцев, он оговорил в подписанных в последствии мирных договорах, что некоторые греческие рукописи будут отправлены в Багдад. Для этой цели был выбран математик и переводчик Аль-Хадж ибн Юсуф ибн Матар.
В штат Байтуль Хикмы входили директор, писцы, переводчики, астрономы, учёные и переплётчики книг. Здесь работали люди, принадлежащие к различным конфессиям, таким как парсы, христиане, евреи и индусы, среди которых наиболее известны Хунайн ибн Исхак, Хаким Рояни, Йоханна Ма-Савийя, куста ибн лука, Сахаль ибн Харун и Абу Джаафар ибн Ади, Муса аль-Хавризми, аль-Фадль ибн Навбахт, Машаллах. Обучение здесь включало теологию, алгебру, геометрию, физику, биологию, медицину и логику.
3. Визирь Харуна аль-Рашида Яхья ибн Халид Бармаки (806 г.) имел обширную личную библиотеку, которая была украшена томами на греческом, коптском, санскритском и фарси. Каждая книга была издана в трёх идентичных экземплярах. Когда выходила новая книга, её сначала показывали Яхье Бармаки, так как он был единственным, кто готов был заплатить тысячу дирхамов за любую новую книгу. Под его влиянием Халиф пригласил в Багдад многих буддийских учёных из Индии, которые подготовили Китаб аль-Будд, биографию Будды. Арабский философ и первый мусульманский учёный, сумевший примирить веру и разум, Якуб ибн Исхак аль-Кинди обладал богатой личной библиотекой, которая была конфискована ревнивыми братьями Бану Мусы и впоследствии возвращена ему.
4. Соратник Халифа Мутваккиля (822-861) Фатх ибн Хакан основал в Багдаде библиотеку (Сахиб хазанатул Кутуб), директором которой был известный учёный Али ибн Яхья Мунаджам. Хакан был страстным читателем и «величайшим библиофилом своего времени». Али ибн Яхья имел свою личную библиотеку, поэтому он передал многие из своих книг в библиотеку Ибн Хакана. Многие учёные писали книги специально для библиотеки. Одним из таких исследователей был прозаик и зоолог Абу Усман ибн Джахиз. К сожалению, в 1063 году эта библиотека была разграбила солдатами Туграл-Бека Салюки.
5. Али ибн Яхья Мунаджам был директором библиотеки Ибн Хакана. Его личная библиотека в Багдаде называлась Хизанатул Кутуб. Люди из других стран приезжали посмотреть эту библиотеку, останавливались там на долгое время и получали знания, обогащались духовно и нравственно. Исследователи и учёные говорят, что величайший астролог Аббасидского двора Абу ма'шар Аль-Фальки, отправляясь в хадж из Хурасана, специально остановился в Багдаде, чтобы посетить эту уникальную библиотеку.
6. Исхака Мосул была выдающимся музыкантом и мастером хадисов и грамматики. В его Багдадской библиотеке хранились несравненные книги по грамматике.
7. Визирь Сабур ибн Ардшер основал в 894 году в районе Карх (Багдад) библиотеку, которая называлась Дар'уль Ильм. Говорят, что в этой библиотеке было порядка десяти тысяч наименований. Каждый автор пожертвовал в эту библиотеку по экземпляру своей книги. В библиотеке хранилось 100 рукописных экземпляров Корана. Ведущие учёные, философы и интеллектуалы Багдада собирались здесь, чтобы дискутировать и обсуждать ведущие вопросы различных областей знаний. Известный слепой писатель, философ и поэт из Алеппо Абуль а'Ла Аль-Маарри пользовался этой библиотекой.
8. В библиотеке Мухаммеда бен Хусейна аль-Багдади хранились редкие рукописи и документы. К ним никто не имел доступа, за исключением нескольких учёных. Ибн Надим пишет, что разрешение от хозяина он получил с большим трудом. Более подробно о работе библиотеки он рассказал в своей знаменитой работе «Аль-Фихрист».
9. Библиотека медресе аль-Мустансирия была основана 36-м Аббасидским халифом аль-Мустансиром Биллахом в 1227 году на левом берегу реки Тигр. По завершении строительных и отделочных работ состоялось торжественное открытие. Для чтения лекций были назначены ведущие учёные и юристы. Все книги из Королевской библиотеки были погружены на 130 верблюдов и помещены в великолепную библиотеку. Там было 80 000 редких и ценных рукописей, одной из которых была рукописная копия Тарих-э-Багдада ва-Мадинатул Ислам (24 тома, 7831 биография, включая названия книг и имена авторов) Аби Бакра аль-Хатиба аль-Багдади.
Taisir Mahdi/Creative Commons 4.0
Библиотека пережила монгольское нашествие. Она была объединена с медресе Низамия в 1393 году. После того, как османы захватили Багдад в 1534 году, книги из дворцов и библиотек были взяты в качестве военной добычи, чтобы стать важной частью Королевской библиотеки в Стамбуле, и Аль-Мустансирия была закрыта. Медресе Мустансирия всё ещё функционирует в новом здании и теперь является частью университета Аль-Мустансирия.
10. Библиотеки каирских Фатимидских халифов были прибежищем для именитых учёных и исследователей. Халиф Абу Мансур Низар аль-Азиз Билла сам был учёным, писал стихи, переписывал книги и основал библиотеку в своём дворце в Каире Хазаин Аль-Касур, состоящую из 40 комнат, полных книг по юриспруденции, грамматике, литературе, науке хадиса, истории, астрономии и химии. В общей сложности там находилось порядка 200 000 томов, из которых 6 000 были посвящены математике и астрономии. Там было 30 экземпляров книги Халиля ибн Ахмада Нахви «Китаб аль-Айн», один том которой был написан от руки автором. Можно было найти 1 200 экземпляров Тарих-Э-Табари и 2 400 экземпляров славного Корана. У некоторых книг были золотые переплёты с серебряными росписями. Было в библиотеке и 2 шара, один из которых был сделан из серебра и стоил 3 000 динаров, а другой был выполнен греческим астрономом Птолемеем. Двери были открыты для студентов 24 часа в сутки. После смерти аль-Азиза Биллаха коллекция была передана в библиотеку его преемника аль-Хакима Би-Амра Аллаха.
Аль-Хаким би-Амр Аллах основал в Каире библиотеку Дарул Хикма (Зал науки и мудрости), в открытии которой приняли участие известные учёные, юристы и врачи. Завсегдатаям разрешалось не только читать книги, но и переписывать их при острой необходимости. Для этого были предоставлены перо, чернила, бумага. Здесь постоянно работали многие врачи, юристы, логики, астрономы и математики. Однажды Хаким би-Амр Аллах пригласил учёных на диспут, после которого каждому были даны большие суммы денег.
11. Джами аль-Азхар был основан в 970 году во времена Халифа Муизз ад-Дина Аллаха. Его библиотека насчитывала более двухсот тысяч томов. Во всём мусульманском мире не было такой библиотеки, как Аль-Азхар.
Vyacheslav Argenberg/Creative Commons 4.0
Все старые школы и библиотеки в Египте были уничтожены, кроме этой. Во времена Аль-Мустансира Би-Аллаха турецкие солдаты разграбили библиотеку, сотни книг были безжалостно брошены в реку Нил или сожжены. Те, что удалось спасти, образовали кучу на открытом пространстве, которая впоследствии была названа Тилаль Аль-Кутуб (куча книг). Несмотря на это, сотни книг из халифских библиотек сохранились настолько, что султан Салах ад-Дин ибн Аюб даровал своему секретарю и советнику аль-Кади Аль-Фадилю 120 000 рукописей для своего медресе Каф.
Хотя университет Аль-Азхар открыл свои двери в 1961 году, его библиотека была основана в 1005 году правящими Фатимидами. И это почти за 600 лет до того, как была создана Бодлианская библиотека Оксфорда и за 440 лет до того, как была создана библиотека Ватикана. По некоторым подсчетам его коллекция включает 9 062 книги и 595 668 рукописей, датируемых по меньшей мере VIII веком.
12. В Каирской библиотеке Махмудия хранились сотни редких предметов. Хотя её собрание насчитывало 4000 томов, многие из них были написаны от руки авторами. Несколько выдающихся учёных были директорами этой библиотеки, одним из которых был шейх аль-Ислам хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, который собственноручно подготовил два каталога этой библиотеки. Один каталог был составлен в алфавитном порядке, а другой – исходя из тематики. Библиотека была частью медресе Махмудия, которое было основано египетским государственным деятелем Джамалем ад-Дином Махмудом, близким советником султана Малика Аз-Захира Сайф ад-Дина Баркука.
Продолжение следует…
Ильмира Гафиятуллина
Фото в слайдере: Michal Jarmoluk/Pixabay