En Ar

Справедливость в исламской традиции

27 января

Традиции, объясняющие, что такое справедливость в разных культурах, неразрывно связаны с историей и религией. Особое значение этому придается в исламе. Согласно мусульманским представлениям, принцип справедливости лежит в основе общественного порядка и позволяет людям жить в гармонии и мире, развивая в себе нравственность. В истории ислама идея справедливости всегда указывала на благополучие и согласие, подразумевая необходимость поддержания государственного порядка, что находило выражение в нормах и правилах.


Наследие античных времен было весьма доступно для философов исламского мира. Эпикур, в ходе своих размышлений, пришел к выводу: справедливость относительна и зависит от обстоятельств. Аристотель полагал, что одна из основ семьи и государства – справедливость. Самый влиятельный ученый мусульманского средневековья – Ибн Сина – называл центром справедливости разум человека. Ее смысл, согласно мыслителю, заключается не только в этике, но и в правовом поле. Исламское право выступает моделью и образцом поведения в строгом соответствии с канонами вероучения.


Принцип справедливости в исламе в равной степени затрагивает всех людей. Из Священного Корана следует, что идеал справедливости, установленный Аллахом, не может быть предметом обсуждений и является абсолютным и недосягаемым для обычного человека. Однако каждый по своей природе обладает индивидуальностью: характер, вкус, ориентиры, особенные качества – это является доказательством различий в обществе, соответственно которым распределяются права и обязательства между мусульманами.


Подобное неравенство должно регулироваться таким образом, чтобы не нарушить баланс и не ущемить права каждого из членов общества. Другой опорой для представлений о справедливости в исламе является равенство. Абсолютно все люди равны перед Аллахом и имеют одинаковые права наряду с человеческим достоинством. Права регламентируют гармоничные человеческие отношения и действуют одинаково для всех, но при этом учитывается также социальное положение каждого человека. Личность и статус складываются из нравственных поступков и действий, а основой исламского общества провозглашаются милосердие и справедливость.


Исторически шариат гарантировал социальную справедливость и укрепление отношений между мусульманами, контролируя соблюдения прав и законов. Он строго запрещает обман и мошенничество, взяточничество и коррупцию, монополизацию и злоупотребление чужими ресурсами. В условиях имущественного расслоения в современном капиталистическом обществе шариат призывает к справедливости: ресурсы должны распределяться разумно и использоваться строго по назначению. В противном случае складываются предпосылки для общественного неблагополучия.


В традиционном исламе запрещена дискриминация. Многообразие социальных форм бытия человека, а также наличие множества народов и культур, говорят о не случайном характере мироздания: таким и был божественный замысел. В Священном Коране 13-ый аят суры «Комнаты» гласит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Всевышним среди вас – наиболее богобоязненный».


Бравирование своим знатным происхождением и притеснение других людей по причине их низкого положения является признаком глубокого невежества. В справедливом обществе царит равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к благам. Несправедливость в исламе характеризует уход человека от предписаний Аллаха, несоблюдение установленных Всевышним норм и правил. Моральное и правовое сознание в рамках шариата представляют собой единство. Поэтому нарушение запретов ислам рассматривает как отказ от главной цели человека – поклонения Богу.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: Abdullah Shakoor/Pixabay