En Ar

Урбанизация Волжской Булгарии

25 марта

 

Ислам принес в Волжскую Булгарию шариат и арабскую вязь.  Древняя руника канула в лету вместе с тенгрианством – старой языческой религией булгарского общества. Новая религия ознаменовала развитие письменности и литературы, просвещения и науки. Менялся и облик городов. Появились кирпичные и каменные здания восточного типа: мечети, резиденции, общественные бани, караван-сараи, мавзолеи-тюрбе. В те времена города возникали как средоточие тесно связанных между собой отраслей экономики – ремесла и торговли. Есть основания полагать, что именно принятие ислама придало импульс урбанизации Волжской Булгарии.


Арабо-персидские авторы уже в IX веке отмечали это государство как важный центр международной торговли Востока с Западом. Писатель Амр бин Бахр аль-Джахиз, труды которого оцениваются специалистами как «первый опыт экономической географии», упоминает Булгарию на Волге в числе стран, импортирующих товары в области Халифата. Торговля между странами Востока и Севера осуществлялась преимущественно по Великому Волжскому пути и его ответвлениям. По берегам Волги и Нижней Камы возникали самые ранние поселения городского типа – торговые фактории, как на Руси, так и в Волжской Булгарии.


Известный арабский посол Ахмад ибн Фадлан, побывавший в Восточной Европе, сообщил в своих «Записях» о письме аббасидскому халифу ал-Муктадиру, переданном булгарским послом от Алмуша. Правитель Булгарии просил прислать кого-нибудь, кто научил бы его законам ислама, построил мечеть и воздвиг минбар, чтобы провозглашать на нем пятничную молитву от имени халифа в Волжской Булгарии. Также Алмуш, взявший с принятием ислама имя Джагфар ибн Абдаллах, просил построить крепость, благодаря которой он мог бы укрепиться против соседних соперничающих с ним царей. На все просьбы булгарского правителя было дано согласие.


Булгария в это время находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата и платила ему дань мехами, зерном и драгоценностями. Сын булгарского эмира жил в Итиле в качестве заложника. Узнав о красоте дочерей-красавиц правителя булгар, каган потребовал их в свой гарем. Можно понять стремление Джагфара ибн Абдаллаха освободиться от унизительной зависимости. После торжеств по поводу принятия ислама, Джагфар вместе с подчиненными отъехал к реке Джавшыр (вероятно, современная Гаушерма выше по Каме) и оставался около нее два месяца. Но «Записи» Ибн Фадлана не раскрывают суть происходящего на берегу, так как часть рукописей была утеряна.


Исследователи полагают, что на реке Джавшыр состоялось заложение «крепости» – настоящего города с Соборной мечетью в его центре – города Биляра. В посольстве из Багдада первоначально было около пяти тысяч человек. Среди прибывших в Волжскую Булгарию членов посольства, несомненно, были «умелые строители для сооружения крепости», о чем писал еще Шигабутдин Марджани в «Кладези сведений о делах Казани и Булгара» (1885). Планировка города Биляр традиционна для кочевнических поселений. Возможно, арабские градостроители интуитивно держали перед собой в качестве образца столицу Халифата – средневековый Багдад.


Биляр – двухчастный и включает в себя концентрически расположенные внутренний и внешний город с укреплениями в виде высоких земляных валов с деревянными стенами и глубоких рвов. Багдад в плане тоже был круглым и состоял из двух укрепленных частей: резиденции халифа в центре и охватывающих ее кольцом торговых и ремесленных кварталов. В центре Биляра возвышалась Соборная мечеть с деревянной и пристроенной позднее белокаменной частями. С юго-западной стороны мечети располагался некрополь знати, где выявлены захоронения в кирпичных склепах-мавзолеях, сооруженных до начала каменного строительства.


Рядом с мечетью находятся руины кирпичного здания с подпольной системой отопления и с архитектурными деталями, характерными для строительной традиции Ближнего Востока и Средней Азии IX-X веков. Скорее всего, оно служило общественной баней или «тахаратхане» (помещение для омовения перед намазом). В районе мечети располагались каркасно-глинобитные жилища с печами-тандырами. Такие жилища совсем не характерны для данного края. В них, без сомнения, жили арабские мастера-строители. Выходит, что возникновение Биляра было связано с событиями, происходившими в период пребывания на Булгарской земле посольства из Багдада.


В «Записях» Ибн Фадлана город Болгар ни разу не упомянут. В трудах восточных географов Болгар и Сувар фигурируют, начиная со второй четверти Х века. Например, в записях Абу Али Ахмеда бен Омар Ибн Даста: «Булгар – имя страны, жители которого исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до десяти тысяч человек». Наиболее активным периодом градостроительства представляется конец Х и начало XI веков, когда в Волжской Булгарии правил эмир Ибрагим.


В это время Булгария – сложившееся государство с мощной экономикой и единым народом, объединенным идеологией ислама. Помимо археологических источников об этом свидетельствует сообщение персидского историка XII века Абу-ль-Фадль Байхаки: «Государем Булгара и той области, которую целиком называют Булгар, был эмир Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад; в 1024-1025 годах он видел в своем владении сон, что следует направить деньги в Бейхак, область Нишапура, чтобы они истратили их на соборную мечеть в Себзеваре и Хосровджерде. Он послал удивительные дары для государя Хорасана, каких никто не видал. В то время те деньги истратили на построение этих двух мечетей».


Ко времени правления Ибрагима относится возникновение городов с тысячелетней историей – Казани и Елабуги. Второй половиной или концом Х века датируются нижние слои городища Джукетау на Каме близ современного Чистополя. Вероятно, значительная часть поселений булгар домонгольского времени появилась в X-XI веках. Вышеупомянутые города расположены на берегах Волги и Камы – на великих торговых путях Средневековья. В городах Болгар и Сувар были соборные мечети, упомянутые в письменных документах, а в Биляре и Елабуге руины мечетей открыты при археологических исследованиях. Принятие ислама не могло не повлиять на развитие древних городов современной России.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"