En Ar

Исламская психология: миф или требование времени?

17 апреля 2020


Координация имеющихся специалистов в области психологии ислама и педагогики, практическая помощь, развитие этой области ислама как самостоятельной науки – всем этим занимается созданная в конце 2017 года в Москве Ассоциация исламских психологов. И сегодня мы поговорим о таком феномене, как исламская психология – имеет ли право эта область знаний на существование и чем вообще полезны такие специалисты?


Что такое исламская психология с точки зрения ислама и науки


Сама концепция исламской психологии рождается из двух подходов, которые дополняют друг друга:


1. Исламская психология – это концепция современной психологии, которая подверглась фильтрации, и в ней есть исламская составляющая. Таким образом, исламская психология определяется как исламский взгляд на современную психологию путём удаления понятий, которые не соответствуют и противоречат концепции Ислама.


2. Наука о человеке, концептуальные рамки которой построены на основе формальных источников ислама, а именно Корана и Сунны пророка Мухаммада.


Исламская психология стремится объяснить человека, формулируя то, что Бог говорит о человеке.


Духовность, религиозность и религиозная идентичность


Говоря об исламской психологии, в первую очередь нужно понимать ключевые термины, используемые профессионалами в своей работе.


Духовность – это набор личностных, когнитивных, мотивационных, аффективных и моральных установок. Уровень духовности никак не связан с религией.


Религиозность – это степень вовлеченности в религию, которая подкрепляется действиями. В это понятие также входят особенности личного мировоззрения, восприятия религиозных ценностей, норм, доктрин, поведенческие установки. Религиозность может быть социально согласованной (принята в обществе) или личностно-определяемой (индивидуальное принятие).


Религиозная идентичность – это уже результат самоотождествления личности с определённым религиозным учением или его частью и включает в себя такие компоненты, как индивидуальный (личный опыт, приобретённые знания, познание религии) и социальный (принадлежность к определённому обществу). При этом крайне важно понимать, что религиозная идентичность не стоит на месте, это не пожизненный статичный компонент нашей жизни. Её уровень развивается, меняется со временем и с пережитыми событиями.


- В современном мире многие специалисты в сфере психологии обращают внимание на тему религиозности, духовности, религиозной идентичности. Уже давно стало очевидным, что религия играет одну из ключевых ролей в жизни человека, – отмечает Ольга Павлова, председатель Ассоциации психологов-мусульман России. – Даже занимаясь иными сферами жизнедеятельности, специалисты обращают внимание на психологические аспекты религиозности.


Нельзя забывать о том, что за религиозностью могут стоять абсолютно разные потребности. Какой человек, такая у него и вера. Религия по-разному оказывает влияние на человека, в зависимости от его личностных особенностей. Важно понимать и помнить, что носители одной и той же религии различны и могут совершенно по-разному воспринимать свою веру.


Религиозная идентичность: внутри или снаружи?


Гордон Олпорт, американский психолог и разработчик теории черт личности, предложил разделить религиозную идентичность на две составляющих – внутреннюю и внешнюю. Если говорить о внешней религиозности, то это сила привычки, традиции, которые используются для достижения определённых целей. То есть религия не сама для себя, а для чего-то конкретного. Это привычка, когда на первом месте стоит создание личного комфорта, а религия подстраивается под собственные нужды. Таким образом, практикуется лишь то, что удобно и необходимо, а глубокие смыслы напрочь отсутствуют.


- Это определённый набор действий, который совершается в конкретное время неосознанно, без глубинного восприятия.
Стоит отметить, что внешняя религиозность имеет тесную связь с предубеждениями, нетолерантностью и экстремизмом, считают специалисты. Для таких людей характерно восприятие мира с определённой долей агрессии, деление на «своих» и «чужих» (неправильной религиозной ориентации) и категоричное отношение к представителям иных конфессий вплоть до открытого противостояния. А как итог – ускользание самой сути религиозного учения.


- Различия между мусульманином и экстремистом как раз укладываются в понятия внутренней и внешней религиозности. Истинный мусульманин озабочен своей верой, экстремист – верой других. Если первый пытается оправдать мусульман и помочь достичь довольства Всевышнего и заслужить рай, то экстремист стремится вынести приговор и привести бесчисленное множество доводов о попадании в ад.


Отличительной чертой внутренней религиозной идентичности является самоценность религии, которая выступает основным мотиватором, а все остальные потребности уходят на второй план и приводятся к согласию с вероучением. Человек живёт религией, которая наполняет его жизнь смыслом и даёт мощный толчок. Здесь не существует выбора между тем, что удобно, а что нет. Вся жизнь осмысливается через религиозность.


- Отличительными чертами внутренней религиозности являются такие качества, как эмпатия, помощь другим, забота, альтруизм, внутренний локус контроль (ответственность за собственные поступки лежит на тебе самом), сложный стиль атрибуции (объяснения, старание понять суть, причину, выявить взаимосвязь). Именно через призму внутренней религиозности можно понять, насколько человек внутренне душевно здоров.


Лишь внутренняя религиозность может дать душевное здоровье. Внешняя религиозность больше характерна для незрелой личности, имеющей эгоцентрические установки. Как результат – разрушение при появлении первых противоречивых обстоятельств. Причём внешнее проявление никак не связано с продолжительностью практики в Исламе, а внутренне человек вообще мог никогда не быть религиозным.


- А человек с внутренней религиозной идентичностью не изменит своей вере из-за сложившейся ситуации. Внутренняя религиозность поддерживает его изнутри и может лишь укрепляться, быть ресурсом для восстановления психологического равновесия.


Важно помнить, что психологическое здоровье личности зависит от того, какой религиозной ориентации придерживается человек – внутренней или внешней. Внутренняя религиозность – вера как таковая, а внешняя – соблюдение определённых религиозных обрядов, церемоний и ритуалов.


Нужны ли исламские психологи?


По сути дела, приходя в ислам, у человека должны исчезать все проблемы, ведь религия решает всё, в исламе есть ответы на все вопросы. Однако многие мусульмане в последнее время стали обращаться к специалистам в сфере психологии. Главный вопрос, который встаёт перед специалистами – почему же часть людей, которые себя позиционируют глубоко верующими, не может сохранить свою психологическую устойчивость? Почему люди, придя в ислам, не могут разобраться со своими проблемами? Как использовать религию в качестве ресурса устойчивой личности?


Обратившись к главнейшим источникам знаний для мусульманина (речь идёт о Коране и практике пророка), можно увидеть, что все имеющиеся индивидуальные психологические особенности очень чётко прописаны в Коране и Сунне. Пророк Мухаммад говорил о том, что нельзя гневаться, проявлять враждебность, всевозможную агрессию. Любая такая ситуация, которая связана с психологическими состояниями неустойчивости, описана в Коране. Даны простые, понятные рецепты, которые работают лишь в тех случаях, когда человек действительно обладает этой внутренней религиозностью, наполненной личностным для каждого человека смыслом.


По словам специалистов, этой относительно новой области, основная проблема заключается в том, что зачастую затрагиваются лишь внешние аспекты наших поступков, а вот испытываемые чувства остаются в стороне. Важно понять, что религия становится ресурсом лишь тогда, когда речь заходит об отношениях между верующим и Всевышним, о тех чувствах, которые испытываешь на данный момент, а не о награде за выполненные действия.  Ведь надёжная привязанность не просто удовлетворяет базовые потребности, но становится мощным ресурсом для личностного развития. Когда человек вступает в отношения с надёжной базой, тогда она становится ресурсом, позволяющим ему идти вперёд.


А о том, где обучаются будущие исламские психологи, какие тонкости в проработке психологического состояния верующего существуют на практике, а также какую деятельность ведёт Ассоциация психологов-мусульман РФ мы расскажем в следующем материале.

 

Ильмира Гафиятуллина