Вот уже в третий раз в рамках полюбившегося и местным зрителям, и ценителям кинематографа даже с самых отдалённых уголков планеты, Казанского международного фестиваля мусульманского кино учреждается специальный приз внеконкурсной номинации «Россия – исламский мир». Приз этот был учреждён группой стратегического видения «Россия – исламский мир» и несёт в себе особый смысл и ценность.
Идея приза
Если говорить о самой номинации, то в результате специально отобранного жюри приз и денежное поощрение получит та картина, которая отвечает концепции работы Группы. Здесь представлены фильмы из тех стран, которые входят в Организацию исламского сотрудничества. Картины в этой программе мало уступают конкурсным кинолентам, зачастую обходя основных номинантов по всем показателям. Стоит отметить, что участниками этой номинации могли стать лишь те картины, которые были выпущены непосредственно в тех странах, которые входят в Организацию исламского сотрудничества.
По словам заместителя председателя ГСВ «Россия – исламский мир» Фарита Мухаметшина, в этих картинах речь идёт о таких человеческих ценностях, как миролюбие, стабильность, защита и сохранение многовековых и богатых традиций, профилактики экстремистских проявлений.
- Когда мы учреждали эту премию, то рассчитывали, что найдётся та работа, тот фильм, который будет отвечать всем выше названным мною требованиям. В работах молодых, начинающих и уже популярных кинематографистов мы видим, как открыто они заявляют о проблемах, показывают своё видение современной мировой ситуации. Особенно это касается духовности, сохранения национальных традиций в условиях повсеместной глобализации. В своих работах режиссёры говорят о проблемах родных стран, своих народов. Это очень важно, поскольку, обсуждая это, рассматривая всё в совокупности, мы начинаем понимать через кино проблемы других стран, иных этносов. Все эти проблемы очень похожи, вне зависимости от сферы деятельности – будь то образование, наука, культура или социальная жизнь.
Какие фильмы представлены в 2019 году?
Уже сегодня - 30 апреля - станет известен победитель в специальной внеконкурсной номинации, а пока что мы предлагаем вам вспомнить, что за работы были представлены в этом направлении и попытаться угадать, кому отдаст предпочтение компетентное жюри.
«Дятел» - именно так называется картина Бехруза Шоайби, который представляет Иран. В своей работе за основу режиссёр взял историю мужчины средних лет Рузбэ. У него есть жена Нилюфар и маленькая 6-летняя дочь Голи. Казалось бы, ничего не предвещает трагедии, но тут в мирный уклад жизни неожиданно врывается бывшая жена главного героя – наркозависимая и психически нездоровая Махса, которая подаёт в суд на Рузбэ, обвиняя его в домогательствах. Семейную идиллию окончательно разрушает твёрдая уверенность Махсы в том, что именно она является настоящей матерью малышки, несмотря на протесты родителей.
Не менее интересна и драматична другая иранская картина – «Волосы», режиссёром которой выступил Махмуд Гаффари, для которого эта работа стала второй в его послужном списке. На Чемпионат мира в Германию приглашены три иранские девушки из национальной команды по каратэ. Спортсменки с волнением готовятся к поездке, но узнают, что местные власти не видели проблем в их поездке аккурат до той минуты, пока они носили хиджаб, закрывающий полностью и волосы, и шею. Девушкам отказывают в их праве выступать на Чемпионате в балаклавах, оставляя единственный выбор – повязать платок. Что же важнее: правила государства или мечта стать чемпионом мира и достойно представить свой народ?! А что бы выбрали вы?
Впервые за многие годы на фестивале была показана картина из Йемена. Работа «10 дней до свадьбы» режиссёра Амра Гамала стала первым йеменским коммерческим фильмом, который в 2018 году был показан в местных кинотеатрах. Немалый восторг и бурю обсуждений картина вызвала и зрительском зале в Казани. Фильм «10 дней до свадьбы» – это гибрид романтической комедии и мелодрамы с оглядкой на индийский кинематограф. Пока жизнь в недавно освобождённом городе Аден медленно возвращается в привычное будничное русло, на пути молодой пары возникает ряд комических препятствий. Свадьба чуть было не расстраивается из-за набора глупостей. И всё это происходит на фоне реальных проблем – каждая преграда прямо или косвенно, но связана с последствиями войны 2015 года в Адене. Каждая минута фильма пронизана ощущением присутствия беды, но особого трагизма не найти.
Проблему миграции поднимает в своей работе «Перекрёсток: Один, два, Джага» малазийский режиссёр Намрон (Nam Ron). Сюжет картины разворачивается на окраинах и в окрестностях Куала-Лумпура, где несколько человек, попавшие в непростую ситуацию абсолютного безденежья, пытаются не просто выжить, но и наладить собственную жизнь, помочь родным и близким. Но вот в жизни главных героев, чьи судьбы связаны невидимой нитью, появляется честный полицейский, который пытается всех наставить на путь истинный, который силится не потерять лицо, не замарать свою честь в окружающем его мире полнейшего взяточничества, беспрецедентной коррупции на самых высших уровнях, когда каждый говорит, что лишь только закрыв глаза на мелкие преступления, ты можешь выжить в этом сумасшедшем и жадном до денег мире. Но именно пуля, выпущенная из его табельного оружия, не находит свою цель, а попадает в юного парня, оказавшегося не в том месте не в то время. Детская смерть, какой бы ужасной она не была, тем не менее становится той самой необходимой ниточкой, потянув за которую местная прокуратура распутывает целый клубок преступлений различных уровней, который приводит прямиком к начальнику полиции. Казалось бы – столько смертей, столько сломанных судеб – оборвавшая жизнь мальчика, безутешный отец, гибель нелегалов в перестрелке, но справедливость восторжествовала. Пусть и такой ценой, но стоило ли оно того?!
Кинематограф Средней Азии представлен сразу тремя картинами. Режиссёр из Казахстана Фархат Шарипов в своей картине «Тренинг личностного роста» показывает зрителю рутинную жизнь разведённого рядового банковского работника Каната, который живёт вместе с мамой, страдающей болезнью Альцгеймера. Но его «день сурка» распадается в пух и прах с появлением бывшего сокурсника – «большого человека» Данияра. Вместе с повышением по службе, «прелестями» богатой жизни Данияр привносит в будни друга и разврат. Автор очень ярко показал, как в одном человеке может существовать тяга к чему-то высокому, одухотворённому вместе с низменными потребностями (герой то призывает Каната обязательно начать ходить в мечеть и делится тем, какое очищение постиг его организм и душа после месячного поста в прошлом году, то рассказывает о том, как «правильно» относиться к женщине и не видит ничего зазорного в регулярных беспорядочных половых связах). Ещё больше нагнетает обстановку и увеличивает диссонанс звучащий из астанинской мечети азан, люди, спешащие на молитву, а на переднем плане – предание низменным страстям и попытки оправдать своё регулярное падение. Перед главным героем Канатом встаёт резонный вопрос, на который он может ответить только сам – что важнее: чистая совесть в однокомнатной хрущёвке или же замаранная донельзя душа, но зато в шикарных хоромах с панорамным видом?!
Кыргызстан в этой секции представлен работой «Мунабия» режиссёра Таалайбека Кулмендеева. Это история благородной женщины, которая за всю свою жизнь так и не познала материнского счастья. Мунабия – это сильный образ красивой, независимой и мудрой женщины, на долю которой выпало немало испытаний, унижений, оскорблений. Мало кто может сохранить честь и достоинство в условиях тотальной жестокости общества. «Мунабия» - это история любви кыргызских Ромео и Джульетты. Стоит отметить, что в прошлом году этот фильм получил главный приз фестиваля в Анапе, а новелла, по которой и была снята картина, получила награду как «Лучшее произведение года» в конце 70-ых годов прошлого века.
Ещё одна картина, нашедшая свой отклик в сердце каждого зрителя, увидевшего её на большом экране, вызвавшая град слёз не только у соотечественников, но у всех тех, чьи родные и близкие прошли все ужасы Великой Отечественной войны, - работа Зульфикара Мусакова «Берлин – Аккурган», которая отражает события войны и мужество узбекского народа. Режиссёр смог раскрыть тонкости не только исторических событий, но и таких личностей, как Сталин, Черчилль, Гитлер, Рузвельт, показав результаты их решений не только во внутренней политике, но и во внешних отношениях между странами. Первые кадры, которые видит зритель, - пожилые муж и жена ждут в гости своих внуков и правнуков. В их глазах видна безграничная любовь друг к другу, прожитые страдания, горечи, боли и невзгоды. Финал вновь возвращает нас к пониманию, что есть что-то выше и важнее, чем все эти политические игры мировых лидеров, деления по национальному и религиозному признаку. И это что-то – любовь. Любовь безграничная, безусловная, несмотря на преграды, осуждения общества, страх смерти и проклятия. Не зря бабай в финальных кадрах вспоминает, что хотел сказать своей жене и кричит это на весь двор: «Я понял, что всё ещё люблю тебя. Люблю тебя, Гульшода! И всю жизнь любил!».
Через все 100 минут сквозной нитью проходят судьбы двух главных героев – узбекской пары, которых мы видим в конце и в начале фильма. Это рядовой житель кишлака Казыбек и дочь врага народа Гульшода. Мы видим, как, несмотря на приказ свыше оставить неугодных людей вне общества, местные жители принимают их как родных, помогают, заботятся и окружают вниманием. Здесь же демонстрируется безусловная, на уровне инстинктов, материнская любовь к своему дитя, когда мать, предчувствуя, что их отправят в ещё более жёсткую ссылку, заставляет дочь спастись бегством, укрывает её.
Режиссёр показывает и историю одной еврейской семьи, непростую проблему выбора между дружбой и собственной жизнью. Через диалоги Сталина со своими подчинёнными демонстрируется непростой выбор, который должен предпринимать лидер целой страны, чтобы сохранить жизнь многим, не дать уничтожить врагу свою Родину. Можем наблюдать мы и кардинальную трансформацию маленького немецкого мальчика, дружившего на протяжении всей своей жизни с еврейской девочкой, а потом расстрелявшего его вместе со всей её семьёй в Польше без тени сомнения на лице и боли в сердце…
Особое место в этой номинации занимает африканский кинематограф, который, пожалуй, впервые так широко и разнообразно представлен на Фестивале. Картина «Племя акаши» режиссёра Хаджужа Кука – это молодёжная комедия, описывающая истории из жизни партизан во время войны на юге Судана. Племя борется за создание независимого государства. Весь сюжет завязан на главном герое, который, уйдя в самоволку, оставляет у своей возлюбленной боевое оружие (АК-47).
Аднан – герой революционной войны, чьей любви к бою и к АК-47 противостоят только его чувства к давней возлюбленной Лине. Опоздав на службу, главный герой попадает в руки охраны и предпринимает попытки к бегству, в следствие чего присоединяется к новоиспечённому другу Абси. Вместе два абсолютно разных по характеру друга придумывают различные способы воссоединения Аднана с оружием, ласково прозванным Нэнси, и Линой. В череде непростых, но интересных, полных необычайных приключений событий юноша познаёт жизнь и любовь в удерживаемых повстанцами районах Судана. Здесь и сцены переодевания в женскую одежду, и любовные похождения, в ходе которых главный герой всё-таки приходит к пониманию истинной любви, и смена трусости и случайного геройства на вполне осознанный героизм и желание защитить свою Родину, любимую женщину и народ.
Совместная работа Португалии и Мозамбика «Мабата Бата» (режиссёр С. де Карвальо) стала экранизацией рассказа известного писателя Миа Коуту. Азария – молодой пастух, сирота, который пасёт стадо быков, среди которых есть и Мабата Бата. Быки – традиционное приданное, которое дядя главного героя Рауль должен заплатить семье невесты перед предстоящей свадьбой. Азария мечтает быть обыкновенным ребёнком, ходить в школу, бегать с такими же, как он, мальчишками. Однажды, когда Азария находится на пастбище, Мабата Бата подрывается на мине, оставшейся после гражданской войны в стране. Парень боится расправы дяди и решает спрятаться в их старом доме. Когда же родные приходят его вернуть домой, обещая отпускать в школу, то мальчки, выходя из укрытия, подрывается на такой же мине…
Трогательная история, оставляющая, несмотря на трагический сюжет, какое-то светлое послевкусие. Работа получилась очень колоритной. Отдельно стоит отметить прекрасную операторскую работу, продемонстрировавшую нам не только красоту африканского пейзажа, но и яркость традиционной одежды и обычаев местных племён. Всё действие разворачивается в одном из языческих племён (к слову, в Мозамбике порядка 20% населения исповедуют ислам). Это притчевая история о том, какие незаживающие раны в Африке оставили гражданские войны. Здесь есть и вера в духов, в колдовство, что органично встраивается в систему исламского мировоззрения (за исключением кочевых племён и стран, где исконно проживают арабы). Таким образом, мы видим, что духовная составляющая исламской религии местный народ интересует меньше, чем конкретные законы и ограничения.
Замыкает внеконкурсную номинацию «Россия – исламский мир» египетская картина Дины Абд Эльсалам «Местека и Рехам», в которой повествуется о жизни пожилой мусульманки Местеки и вдвовца христианина Рехана, которые живут по соседству. Оба страдают от старческих болезней, а Рехан и во все недавно получил результаты компьютерной томографии. У занятых детей нет времени навещать своих престарелых родителей. Местека и Рехан на столько привыкли к монотонности, одиночеству и боли, что исходя из этих чувств и строят свою дальнейшую жизнь. Но это лишь до тех пор, пока в их жизнь не вторгается его величество случай и не переворачивает их жизнь, превращая трагедию в комедию, даря двум пожилым людям новую жизнь.
Ильмира Гафиятуллина