En Ar

Сергей Лавров: "С удовлетворением отмечаю процесс нормализации ситуации вокруг Сирии"

06 апреля 2019

Вопрос: Какие вопросы Вы планируете обсудить с египетской стороной в ходе предстоящего визита в Каир?

 

С.В.Лавров: Поездка в Египет имеет для меня особое значение. Наши страны объединяют многолетние узы дружбы и сотрудничества. Мы не раз оказывали поддержку египетским друзьям. В АРЕ работали отечественные специалисты, построившие почти сотню знаковых промышленных и инфраструктурных объектов. В их числе – Асуанская плотина, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади. Сегодня эта славная традиция получает дальнейшее развитие. Имею в виду создание Российской промышленной зоны и сооружение первой египетской АЭС силами Госкорпорации «Росатом».

 

Со своим египетским коллегой С.Шукри планирую проанализировать реализацию договоренностей, достигнутых в ходе официального визита Президента АРЕ А.Сиси в Россию в октябре 2018 г. В русле подписанного лидерами двух стран Договора о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве предметно обсудим планы дальнейшего расширения двусторонних отношений.

 

Рассмотрим актуальные вопросы торгово-экономических связей, которые имеют значительный потенциал. В русле усилий по интенсификации культурно-гуманитарных обменов значительное внимание будет уделено организации и проведению Года гуманитарного сотрудничества России и Египта в 2020 г.

 

Разумеется, затронем проблематику возобновления полноформатного авиасообщения. Тем более, что на этом направлении наметились положительные сдвиги. Очевидно, что важнейшей предпосылкой для скорейшего возвращения россиян на прекрасные курорты Красного моря остается обеспечение должного уровня их безопасности.

 

Плотная внешнеполитическая координация между Москвой и Каиром играет важную стабилизирующую роль на всем ближневосточном пространстве. Мы едины в том, что существующие в регионе кризисные ситуации должны быть урегулированы политико-дипломатическими средствами, в строгом соответствии с нормами международного права. Планируем провести углубленный обмен мнениями по ситуации в Сирии, Ливии, Йемене, а также на палестинских территориях, включая усилия по достижению единства палестинских рядов, где АРЕ играет особую роль. Обсудим пути снижения уровня конфликтного потенциала в регионе, в том числе перспективы создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.

 

Важное место займет тематика противодействия терроризму и экстремизму. С учетом председательства Египта в 2019 г. в Африканском союзе предполагается рассмотреть ход подготовки к запланированному на октябрь с.г. в Сочи первому в истории саммиту Россия-Африка.

 

Вопрос: Какими Вам видятся перспективы сотрудничества с Египтом в сфере противодействия терроризму?

 

С.В.Лавров: У России и Египта общее понимание угроз, с которыми сталкивается ближневосточный регион. В их числе – международный терроризм. Проводим с египетскими партнерами экспертные консультации и рабочие встречи по данной тематике, участвуем в совместных контртеррористических учениях.

 

Москва полностью поддерживает усилия Каира на антитеррористическом направлении, включая нормализацию ситуации на Синае. Убеждены, что нейтрализация действующих на полуострове экстремистских и террористических группировок, стремящихся распространить свое влияние на другие районы страны, расколоть египетское общество, отвечает интересам не только самих египтян, но и всех стран Ближнего Востока.

 

При этом исходим из того, что радикально искоренить терроризм можно лишь путем сопряжения усилий всего мирового сообщества на основе международного права. На решение этой задачи нацелена известная инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина по созданию широкой антитеррористической коалиции под эгидой ООН.

 

Вопрос: Что Вы можете сказать о взаимодействии с Каиром в вопросе разрешения конфликта в Ливии?

 

С.В.Лавров: Затянувшийся кризис в Ливии – прямое следствие нелегитимного военного вмешательства НАТО. В результате эта страна погрузилась в хаос, стала источником региональной нестабильности, рассадником терроризма.

 

Москва и Каир плотно координируют шаги на ливийском направлении. Наша задача – помочь ливийцам преодолеть имеющиеся разногласия, выйти на устойчивые договоренности по параметрам национального примирения. У нас общее видение путей восстановления ливийской государственности через инклюзивный национальный диалог с участием представителей ведущих военно-политических сил, гражданского общества, регионов. Поддерживаем усилия спецпредставителя Генсекретаря ООН Г.Саляме по реализации разработанной им «дорожной карты» нормализации в Ливии через проведение честных и свободных всеобщих выборов и конституционной реформы. Надеемся, что созываемая спецпредставителем в середине апреля с.г. общеливийская конференция в Гадамесе позволит продвинуться в сторону реализации этих целей.

 

Вопрос: Вы недавно вернулись из поездки по нескольким странам Персидского залива. Заметили ли Вы какое-либо изменение в позициях этих государств по отношению к Сирии?

 

С.В.Лавров: С удовлетворением отмечаю наметившийся процесс нормализации ситуации вокруг Сирии. Это касается как положительных подвижек в деле восстановления отношений между Дамаском и другими арабскими столицами, так и перспектив возвращения САР в Лигу арабских государств.

 

Сирия – одно из ключевых государств Ближнего Востока, неотъемлемая часть арабского мира. Нельзя искусственно вырвать ее из общерегионального контекста в угоду близоруким, политизированным конъюнктурным установкам. В этой связи мы выступаем за скорейшее возвращение Дамаска в арабскую семью. Этот естественный и объективный процесс – яркое свидетельство окончания вооруженного конфликта, постепенного возврата страны к нормальной, мирной жизни.

 

Отрадно, что в настоящее время в Дамаске уже функционирует целый ряд дипмиссий арабских стран. Возобновлено авиасообщение между Сирией и Тунисом, восстанавливаются торгово-экономические связи САР с Иорданией, Ираком и Ливаном. В декабре 2018 г. сирийскую столицу посетил Президент Судана О.Башир. В марте с.г. парламентская делегация САР участвовала в очередной конференции Арабского межпарламентского союза в Аммане.

 

Полагаем, что нормализация внутри и вокруг Сирии будет способствовать не только восстановлению межарабского согласия, но и оздоровлению общерегиональной ситуации, укреплению стабильности и безопасности на всем Ближнем Востоке.

 

Вопрос: Мы видим изменение позиций многих стран, которые ранее поддерживали войну против законного правительства Сирии с целью свергнуть Президента Б.Асада, а теперь отказываются от своей прежней политики в отношении сирийского конфликта. Возможно ли принятие международных резолюций, которые обяжут данные страны выплачивать денежные компенсации и оказывать содействие восстановлению Сирии?

 

С.В.Лавров: Принципиальные подходы России к преодолению сирийского кризиса известны. Последовательно выступаем за политическое урегулирование на основе уважения суверенитета и территориальной целостности САР, соблюдения норм международного права. В этой связи не может не радовать, что по мере стабилизации и улучшения ситуации в Сирии к осознанию этой истины пришли и те, кто в начале конфликта подпитывал оппозиционные и радикальные группировки, открыто требуя смены режима Б.Асада. Сегодня подобной агрессивной риторики в отношении сирийского руководства уже не слышно.

 

Очевидно, что по мере нормализации обстановки в Сирии, ликвидации основных очагов террористов и возвращения страны к мирной жизни на первый план выходят вопросы постконфликтного восстановления и предоставления гуманитарного содействия.

 

Россия продолжает оказывать Сирии всестороннюю поддержку в вопросах реконструкции инфраструктуры и доставки гумпомощи как на двусторонней основе, так и через международные механизмы, в том числе системы ООН. Цифры говорят сами за себя: с июля 2018 г. при помощи российской стороны были отстроены более 800 образовательных и 150 медицинских учреждений, отремонтировано свыше 1000 км автодорог, проложено около 1000 км линий электропередач, введено в эксплуатацию 130 объектов водоснабжения. Российский Центр по примирению враждующих сторон на ежедневной основе проводит гуманитарные акции, доставляет помощь в различные регионы страны, оказывает медицинское содействие. Проводится колоссальная работа по разминированию. От взрывоопасных предметов очищены Пальмира и Восточный Алеппо, а также около 2000 га территорий. В феврале с.г. выделили 1 млн. долл. США в бюджет Службы ООН по разминированию для финансирования ее работы в САР.

 

Содействовать восстановлению Сирии следует в строгом соответствии с нормами международного гуманитарного права, принципами нейтральности, непредвзятости и беспристрастности. Необходимо помогать всем нуждающимся сирийцам без выдвижения предварительных условий и политизации. В этой связи вызывает сожаление позиция США и стран Евросоюза, продолжающих обуславливать – в том числе публично – выделение средств на реконструкцию САР «политическим переходом». Что это, если не политизация гумсодействия? То же самое можно сказать и о введенных в обход СБ ООН рядом западных государств экономических санкций, от которых страдают наиболее уязвимые слои населения.

 

Другая важная тема – содействие возвращению сирийских беженцев к родным очагам. Соответствующую инициативу России поддержали многие страны региона. Работаем с нашими партнерами с целью ее реализации.

 

Вопрос: Каково Ваше мнение по поводу того, что некоторые политобозреватели говорят о смягчении позиции Москвы относительно продолжающихся обстрелов сирийской территории со стороны Израиля по сравнению с той позицией, о которой было заявлено в сентябре 2018 г., когда был сбит российский разведывательный самолет?

 

С.В.Лавров: Изменений в нашей принципиальной позиции относительно обстрелов сирийской территории нет. Всегда четко высказывали свое отношение на этот счет.

 

Исходим из необходимости неукоснительного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии. Выступаем против превращения территории этой страны в арену вооруженного противостояния между различными региональными игроками.

 

Приложили немало усилий для стабилизации ситуации в САР, в том числе на юге и юго-западе этой страны. Напомню, что соответствующим решением «тройки» стран-гарантов Астанинского процесса (Россия, Иран, Турция) там была создана зона деэскалации, что позволило остановить насилие. Теперь эти районы находятся под контролем сирийского правительства. Порядок и законность там помогает обеспечивать российская военная полиция.

 

В контактах со всеми заинтересованными сторонами подчеркиваем важность предотвращения всплесков напряженности и опасной эскалации ситуации в Сирии, чреватых негативными последствиями не только для соседних стран, но и ближневосточного региона в целом.

 

Вопрос: Как Вы оцениваете противоречия между проводимой политикой и заявлениями американского Президента Д.Трампа, в том числе по вопросам признания Иерусалима столицей Израиля, переноса туда посольства США, признания сирийских Голанских высот территорией Израиля?

 

С.В.Лавров: Противоречий по большому счету здесь нет. За заявлениями Д.Трампа следуют конкретные шаги США. Так, в частности, решения по Иерусалиму и Голанам – наглядный тому пример. Очевидно, что Вашингтон стремится поставить крест на наработках мирового сообщества, разрушить общепризнанную международно-правовую базу, на основе которой продолжается поиск путей урегулирования ситуации на Ближнем Востоке.

 

Признание США аннексии Израилем оккупированных сирийских Голанских высот – грубое нарушение Устава ООН, принципов международного права, блока резолюций СБ ООН по урегулированию арабо-израильского конфликта, прежде всего резолюции 479.

 

Данное решение означает очевидный отход Вашингтона от принципа «мир в обмен на территории», выработанного при «коспонсорстве» России и США в ходе Мадридской мирной конференции 1991 г., а также зафиксированного в Арабской мирной инициативе 2002 г. Оно лишь отдаляет шансы на достижение долгосрочного, устойчивого и справедливого мира на Ближнем Востоке.

 

Ставится под угрозу соблюдение Соглашения о разъединении сирийских и израильских войск 1974 г. Напомню, что именно о помощи в создании необходимых условий для выполнения этой договоренности нас просили руководители США и Израиля. Мы это сделали. Благодаря российской военной полиции, занявшей позиции в прилегающих к Голанам районах, Силы ООН по разъединению смогли возобновить выполнение своей миссии в зоне разъединения, в том числе в интересах обеспечения безопасности Израиля. Признание США израильской аннексии Голан может нарушить с трудом достигнутую стабильность.

 

Как представляется, американская позиция по ближневосточному урегулированию соответствует общей линии Вашингтона на развал краеугольных международных договоренностей, на подмену международного права неким «порядком, основанным на правилах».

 

Позиция России по вопросу Голанских высот остается неизменной. Они, безусловно, остаются сирийской территорией. Мы последовательно ориентируемся на резолюцию СБ ООН 497 от 17 декабря 1981 г., согласно которой решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на указанной части территории Сирии недействительно и не имеет международной юридической силы. Подавляющее большинство членов мирового сообщества, включая ближайших союзников США, придерживается такого же подхода. Принимаемая на ежегодной основе резолюция «Оккупированные сирийские Голаны» в рамках рассмотрения пункта 55 повестки дня сессии Генеральной Ассамблеи ООН – яркое тому свидетельство.

 

Вопрос: Сейчас наблюдается много шума вокруг так называемой «сделки века» с целью прекращения конфликта между Палестиной и Израилем. Каково мнение России о различных заявлениях на эту тему? И что Россия может предложить для выполнения соответствующих резолюций ООН, в том числе создания двух государств?

 

С.В.Лавров: Американцы нас с содержанием «сделки» не знакомили. Если верить слухам, то эти предложения якобы должны привести к заключению мира между арабами и Израилем без опоры на общепризнанную международно-правовую базу БВУ.

 

Убеждены, что это путь в никуда. Очевидно, что без реализации двухгосударственного принципа решения палестинской проблемы достижение справедливого, устойчивого и всеобъемлющего мира в регионе невозможно.

 

Россия проводит последовательную работу с партнерами, в том числе в СБ ООН и в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников, в целях создания условий для возобновления контактов между палестинцами и израильтянами. Осенью 2016 г. Президент России В.В.Путин предложил провести палестино-израильский саммит в Москве без предварительных условий. Мы по-прежнему готовы принять лидеров Палестины и Израиля. Считаем, что такие переговоры на высшем уровне могли бы способствовать выходу из нынешней тупиковой ситуации.

 

В координации с Египтом намерены и далее содействовать преодолению межпалестинского раскола на основе политической платформы Организации освобождения Палестины. Это необходимая предпосылка для возобновления палестино-израильского мирного процесса. 11-13 февраля с.г. в третий раз организовали в Москве встречу членов руководства 12 основных палестинских партий и движений, включая ФАТХ и ХАМАС. Рассчитываем, что процесс межпалестинского примирения продолжит продвигаться при центральной посреднической роли Египта.

 

В условиях, когда Вашингтон дискредитировал себя как беспристрастного посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта, необходима активизация усилий всего мирового сообщества по созданию условий для вывода БВУ из тупика. Роль АРЕ здесь будет весьма востребована.

 

Источник