Распространение ислама в Сибири, исторической и географической области в пределах азиатской части России, рассматривается исследователями как длительный процесс, не сводящийся к какому-либо одному событию или историческому эпизоду. Прибытие к берегам реки Иртыш первых исламских миссионеров из Средней Азии в конце XIV века, политика потомков Чингисхана Тохтамыша и Кучума в XV веке, а также контакты с Ногайской ордой и Казанским ханством – все перечисленные факторы способствовали движению ислама «на самый край света».
Однозначно можно сказать о влиянии религии на культуру и образование сибирских татар – одной их трех крупных этнических групп, исповедовавших в Сибири XV-XVI веков ислам суннитского толка, наряду с пришлыми поволжско-уральскими татарами и казахами. С принятием ислама стала распространяться арабская культура, руническое письмо сибирских татар заменил более прогрессивный арабский язык, а укрепление связей с тюркскими народами Средней Азии сыграло большую роль в повышении уровня грамотности среди местных мусульман.
Именно с бухарцами ‒ представителями различных этносов (преимущественно узбеки и таджики), вышедшими из Средней Азии, связывается распространение книжности в сибирском регионе. Русский исследователь Григорий Потанин, в своем труде о завоевании Сибири отмечает, что в XVII веке особое и привилегированное сословие бухарцев было образованнее русских пришельцев, являясь единственными в регионе людьми с книгой в руках.
Открытие в XVIII книжной культуры мусульман Сибири впечатляет: библиотеки книг и свитков на арабском языке, хранящиеся в деревенских домах среди глухой сибирской тайги, бережно передавались из поколения в поколение. Эти собрания, включая рукописные и старопечатные копии Корана, богословские хрестоматии, и сибирско-татарские сочинения, излагающие собственную версию появления ислама в Сибири, по сей день являются важным элементом культурной и религиозной самоидентификации местных «коренных» мусульман.
С момента присоединения к Российской империи Сибири, в частности, ее западной области, начинается активное взаимодействие русских с мусульманским населением. В XIX веке сфера образования становится объектом разногласий между российским правительством, стремящимся упрочить собственную властную позицию, и прогрессивными слоями мусульманского общества, занятого подготовкой национальной интеллигенции. Государство рассматривало школы как орудие политического и идеологического воздействия.
Среди мусульманских общин, особенно татар, всегда наблюдалось стремление к грамоте. Система татарского образования включала два вида учебных заведений: «мэктеб» и «мэдресе». Учебные заведения первого типа открывались при мечетях и в деревнях Западной Сибири, соответствуя русской церковной школе грамоты. Медресе имели более сложную программу обучения по сравнению с мектебе, и считались учебными заведениями среднего и высшего уровня, где также изучались светские науки.
На протяжении XIX – начала XX веков императорское правительство стремилось установить контроль над национальным образованием, подчинив всю эту систему государственным интересам. Особое внимание правительство уделяло татарскому населению Западной Сибири, граничащей с подвластной России Киргизской степью. Считалось, что татары способствовали воспитанию в киргизах религиозного фанатизма. Безусловно, такое отношение татарского населения к имперской власти было обусловлено реакцией на русификаторскую политику царского правительства.
Несмотря на все усилия власти, реформирование мусульманского образования не дало ожидаемых результатов. Позиции мусульманских учебных заведений, в силу особенностей религиозного сознания, национальных традиций, оставались достаточно прочными. Важно отметить, что мэктебы и медресе практически полностью содержались за счет самого мусульманского населения.
Февральская революция 1917 года, и последовавшая за ней Гражданская война, привели к власти в России большевиков, поначалу благосклонно относящихся к мусульманам, рассматривая их в качестве наиболее угнетенных царским самодержавием национальных меньшинств. Несмотря на запрет атеистической советской властью преподавания детям религии, в 1923 году было разрешено образование мусульманских школ в некоторых регионах. В Сибири допускалось групповое преподавание вероучения в мечетях и на дому лицам, окончившим советскую школу, или же достигшим совершеннолетия по шариату.
Укрепление советской власти, в том числе в мусульманских автономиях, позволило перейти в конце 1920-х годов к наступлению на ислам, его искоренению в ходе культурной революции. Двукратная смена алфавита в татарском и башкирском языках – в 1926 с арабской графики на латинскую, и в 1936 с латиницы на кириллицу – привела к практически полной утрате мусульманской образованности.
В годы Великой Отечественной войны многие чиновники Советского государства поняли важность строительства государственно-мусульманских отношений в позитивном ключе. Смягчение религиозной политики в СССР подтолкнуло мусульман к многочисленным просьбам открыть медресе в разных регионах. Однако, в 1956 году в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири поступают жалобы из сибирских городов на отсутствие мулл. В то время как имеющиеся знатоки отправления религиозных культов, в силу пожилого возраста, часто не проводят обряды.
Со второй половины 1960-х годов, в ходе атеистической пропаганды, исламская религиозная жизнь в значительной мере переместилась в семейно-бытовую сферу. Феномен домашней религиозности включал в себя распространение домашних мечетей и медресе, а также присутствие неофициальных духовных наставников в семьях. Рукописные книги с древними текстами, некогда скрытые от советской антирелигиозной деятельности, и бережно передаваемые сибирскими мусульманами из поколения в поколение, в определенном смысле, символизировали собой возрождение ислама в регионе. Некоторые из книг сегодня не поддаются прочтению, но продолжают служить индикатором связи с остальным исламским миром.
Постсоветский период был временем религиозного энтузиазма и подъема: после нескольких десятилетий провозглашенного атеизма наступило время возникновения первых исламских учебных заведений в 1980 – 1990-х годах. Но в первое десятилетие XXI века интеллектуальный потенциал сибирского региона по-прежнему заключался в коренных сибиряках, самостоятельно освоивших арабский язык и основы религиозных знаний, находясь в преклонном возрасте. Между тем, обладателей системных знаний по исламу, умелых проповедников по-прежнему было немного.
Сегодня мусульмане региона с нетерпением ждут завершения строительства первой медресе в Сибири, расположенной в городе Новосибирск. На базе запланированной медресе уже с 2015 года готовятся слушатели для Булгарской исламской академии. В будущем высшем образовательном учреждении будут обучаться мусульмане для служения в мечетях по всей Российской Федерации – ценные кадры для страны, их деятельность способна помочь в социализации мигрантов из среднеазиатского региона и противодействии экстремистским идеологиям.
В 2018 году Президент России Владимир Путин на встрече с главами муфтиятов в Казани четко обозначил векторы развития исламского образования и просветительской работы среди молодежи. «Без всяких сомнений, традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, вне всякого сомнения, важная часть российского многонационального народа. До революции 1917 года наши российские мусульманские богословы были признаны во всем мире в качестве очень уважаемых людей, их мнение высоко ценилось. Конечно, за годы советской власти многое было утрачено, если не все. Нам надо воссоздавать свою школу», – отметил Владимир Путин.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Mücahit Yıldız/Pixabay