En Ar

Лампы в нишах — важнейший элемент исламской архитектуры и искусств

25 апреля 2023

 

Ниши и лампы, расположенные в них, в исламском искусстве являются важным элементом архитектуры и декора многих зданий, таких как мечети, мавзолеи, дворцы и др.


Ниши в исламской архитектуре называются михрабами, они представляют собой углубление в стене, которое указывает мусульманам направление на Мекку, где находится Кааба, священное место и место паломничества для мусульман со всего мира. Михрабы обычно украшаются красочной мозаикой или каллиграфией, которая содержит слова из Корана.


В декоративном искусстве ниши в исламском стиле могут также использоваться в качестве книжных полок, декоративных стенных панелей или для хранения священных предметов, реликвий и ламп.


Лампы, устанавливаемые в нишах, были надежно защищены от порывов ветра. Они также являлись примером исламского искусства. Они обычно изготавливались из металла, стекла или керамики и могли иметь различные формы и размеры. Лампы были украшены гравировкой, резьбой по дереву или камню, каллиграфией или геометрическими узорами, которые создают игру света и тени на поверхности стен.

 

Лампы в нишах — важнейший элемент исламской архитектуры и искусств

Sailko/Creative Commons 3.0

 

В исламском искусстве лампы в нишах имеют символическое значение. Они представляют свет веры и знания, который освещает путь к Богу. Также лампы могут использоваться в качестве декоративных элементов, которые усиливают эффект глубины и объемности ниши.


В интервью Al-Jazeera Net профессор исламской археологии Университета Айн-Шамс (Египет) доктор Надер Абдель-Дайем объясняет, что лампа в нише чаще всего похожа по форме на стеклянную цветочную вазу самых разных цветов. Ранние стеклодувы были настоящими мастерами своего дела, и это ремесло передавалось из поколения в поколение, формируя целые династии стеклодувов.


Абдель-Дайем рассказал о наиболее ценных коллекциях ламп, которые принадлежат эпохе мамлюков. Лампы украшены эмалью, золотом и стихами из Корана. Они являлись прекрасными источниками освещения мечетей и дворцов того времени. Эти украшения говорят о высоком уровне мастерства, которого мусульманские художники достигли в мамлюкскую эпоху.


Среди самых известных сохранившихся ламп того периода считаются фонари султана Баркука. Сегодня это одна из самых больших коллекций, 58 штук, хранящаяся в Музее исламского искусства и мечети Имама Хусейна в Каире. Султан Баркук был правителем Мамлюкского султаната, который правил с 1382 по 1389 годы в Египте и Сирии. Он был известен тем, что поддерживал искусство и культуру в своей стране. Спонсировал множество художников и ремесленников, которые создавали произведения искусства для его двора и общественных мест.


Лампы султана Баркука были изготовлены из меди, их высота достигала полуметра, а диаметр около 30 см. Они были украшены изображениями животных, узорами и гербовыми символами. Лампы имели также детали из стекла, которые позволяли свету проникать и создавать интересные игры света и тени. Кроме того, каждая лампа имела надпись на арабском, аяты из Корана, стихи или пословицы, которую султан Баркук выбирал лично.


Доктор Мохаммед Хассам Аль-Дин Исмаил, профессор исламской археологии в Университете Айн Шамс (Египет) и бывший консультант Генерального управления градостроительного планирования в интервью Al-Jazeera Net рассказал о том, что стеклянные лампы выдували египетские стеклодувы: “Они развивали этот вид искусства вместе с развитием исламской архитектуры”.


Мастерские стеклодувов находились в районах Каира, таких как Ал-Дараса, Аль-Джамалия, Аль-Насрия и Древний Египет, а также в Александрии и других крупных городах. Несколько семей, таких как "Аулад ат-Тахан аль-Кабир", наследовали этот вид искусства. Мастерская Хаджи Исмаила ат-Тахана стала знаменитой, а ремесло передавалось от поколения к поколению для производства шедевров стеклянных изделий до того момента, когда их заменила механизация и серийное производство, и производство вручную было полностью прекращено.


Хассам Аль-Дин говорит, что "мастерство стеклодувов требует особой искусности и высокого уровня знаний в использовании инструментов”.


Сегодня производство ламп стало на поток, это уже не ручной труд. Однако в Египте есть мастерские и художники, которые и по сей день занимаются изготовлением ламп вручную.


Один из таких мастеров – Мухаммед Махмуд Аллахам. Он является известным ремесленником из города Асуан, который специализируется на изготовлении ламп вручную. Он использует традиционные методы работы и материалы, в том числе медь и стекло, чтобы создать уникальные и красивые лампы.


Еще один известный мастер – Ахмед Абдель Ати. Он работает в мастерской в городе Каир и также специализируется на изготовлении ламп вручную. Ахмед Абдель Ати создает лампы различных форм и размеров, используя традиционные техники вырезания, гравировки и украшения.


Эти мастера сохраняют и продолжают традиции искусства и ремесла, которые были унаследованы ими от своих предков, и делают это в уважение богатому культурному и историческому наследию Египта.


Традиции изготовления ламп вручную поддерживаются и в Иране. Одними из наиболее известных современных мастеров являются:


● Хасан Фатхи, известный современный иранский художник и мастер каллиграфии. Он создает великолепные лампы с уникальными каллиграфическими узорами.
● Мохаммед Саиди работает в традиционных методах и техниках, используя металл, керамику и стекло для создания красивых ламп.
● Нино Мехтабади, современный художник и дизайнер из Ирана, создает лампы, которые сочетают в себе классические элементы исламского искусства и современный дизайн.


Кроме того, существует множество других талантливых художников и мастеров, которые создают красивые лампы в соответствии с традиционными методами и техниками или с использованием новых материалов и технологий.


В целом, лампы в нишах представляют собой важный элемент исламской культуры и искусства. Они отражают богатое наследие исламской традиции и символизируют свет веры и знания, который освещает путь к Богу.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото в слайдере: Jorge Láscar/Creative Commons 2.0