В преддверии предстоящего в 2022 году 1100-летнего юбилея принятия ислама народом Волжской Булгарии в Национальном музее Республики Татарстан открылась выставка «Раритеты мусульманской культуры». Новая экспозиция, предметы которой представлены из фонда музея и охватывают 14 веков истории ислама, представляет собой уникальное событие, поскольку предлагает широкой аудитории экспонаты, которые ранее никогда не выставлялись.
В числе уникальных предметов исламской культуры народов Поволжья – одно из первых изданий «Казан басмасы», богато и красиво украшенные намазлыки, Коран халифа Усмана (р.а.), альбом с более 70 печатными шамаилями, собранными историком и краеведом Иваном Покровским, свидетельства о совершении Хаджа, листы рукописных Коранов из собрания в Каире и представляющие собой коллекцию шедевров Мамлюкской династии (а это XIV-XV века), кисва, печати татарских мулл и купцов – это лишь малая часть уникальных и ранее не выставлявшихся предметов. Каждый из них хранит в себе долгую историю распространения ислама на территории Поволжья и знакомит посетителя с мусульманской культурой, неотъемлемо связанной с татарским народом.
По словам заместителя генерального директора музея Лилии Саттаровой, раритеты мусульманской культуры занимают особое, достойное место в экспозиции. К примеру, Коран халифа Усмана (р.а.), так называемый, Самаркандский куфический Коран. Безусловно, это не оригинал, а факсимиле, которое было издано в 1905 году в Питере тиражом всего 50 экземпляров. Большая их часть была подарена в качестве дипломатических даров главам мусульманских государств от имени России. Также нельзя не обратить внимание на чётки, которые были подарены турецким султаном Мехмедом V Ришадом известному теологу, религиозному и общественному деятелю Хасан-Гате Габяши и представляют собой сердоликовые с вкраплениями коралла, с золочённой кистью чётки.
Отдельным блоком представлено ювелирное искусство казанских татар, ведь очень многие памятные вещи, которые делались казанскими ювелирами, связанны с мусульманской религией. К примеру, коранницы, футляры для молитв, миниатюрные и оригинальные предметы с арабографическими татарскими и арабскими надписями. Есть также в фондах музея масса предметов мусульманской культуры из серебра, меди и бронзы. Среди них – интересные надписи, цитаты из Корана, благие пожелания тому, кому адресован подарок.
В рамках экспозиции можно детально ознакомиться с особенностями печатей с арабографическими надписями, которые использовались татарскими муллами и людьми, обладающими высоким уровнем состояния. Почти 200 экземпляров таких печатей, которые содержатся в фондах музея и будут выставлены для широкой аудитории, – редкость для России и мира. Пожалуй, её можно сравнить лишь с коллекцией Британского музея, которая насчитывает около 800 печатей из разных уголков империи. Внимание посетителей привлечёт и заграничный паспорт паломника в Мекку, выданный в 1905 году.
По мнению муфтия, председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина, татарин всегда воспринимался мусульманином. «Религия сохраняет язык, это было так всегда. Наши культуру и традиции сохранили мечети, медресе, где проходили занятия, уроки. Это всегда было в крови народа. Посмотрите на красивые расшитые намазлыки, на шамаили. Смотришь на картину, одна фраза, хадис или аят, изображённый здесь, заставляет размышлять над смыслом, происходит переоценка ценностей у человека. Это не абстрактная картинка, огромный смысл заложен в каждом шамаиле. Это показывает, насколько глубоко держались своей религии наши предки. Ислам сохраняет нацию, а нация – религию».
В открытии выставки «Раритеты мусульманской культуры» принял участие и представитель православной общины республики отец Владимир. По его словам, экспозиция – возможность соприкоснуться с богатейшей культурой ислама, с народами, исповедующими ислам в Татарстане. «Когда смотрел на различные экспонаты, то удивляло их высокое исполнение, мастерство, отточенность линий и деталей, неповторимость. С другой стороны, я понимал, как бережно, с любовью мусульманские народы Поволжья относятся к своей культуре, духовным истокам, историческим корням. Здесь для нас очень важный пример – как нужно любить свою историю, почитать свои религиозные, народные святыни, относится к ним с любовью и особой бережностью, чтобы передать потомкам».