21.12.2009
Доклад Координатора группы стратегического видения «Россия-Исламский мир», посла В.В.Попова на заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», Эль Кувейт, 21-23 декабря 2009 года.
День 11 сентября 2001 года надолго останется в памяти людей как страшное роковое событие. Велик был размах этого, видимо, одного из самых мощных террористических актов спланированных и совершенных людьми. Но еще большим шоком стало осознание уязвимости человечества: даже такая мощная, самая передовая в технологическом, военном плане держава оказалась неспособной предвидеть, просчитать и предотвратить падение близнецов башен, и весь мир это наблюдал на экранах, не в силах поверить, что это реальность, и что под обрушившимися глыбами погибли сотни живых людей. Это событие, которое было воспринято как водораздел, как сигнал перехода в новую эпоху, хотя по сути террор как феномен в широком общем его понимании — средство достижения своих целей путем силы, стар, как мир, и несмотря на давний временной шлейф, в одном и том же варианте в Истории не повторяется.
Вместе с тем, после 2001 г. появилась весьма опасная тенденция — связывать террористические акты с определенной конфессией — исламом. Поводом к этому послужило то обстоятельство, что обвиненные в совершении этого преступления -мусульмане. Кроме того, свою роль сыграл и тот факт, что исполнителями и организаторами многих продолжающихся в мире терактов являются выходцы их исламских стран, во всяком случае так это преподносят мировому общественному мнению всемогущие средства массовой информации. Чаще это фанатики самоубийцы, поведение которых трудно, если не невозможно предугадать и предотвратить. Появились даже термины «исламский терроризм», «исламские террористы», некий стереотип, который настойчиво навязывают посредством телевидения и всемирной Сети. И это, несмотря на то, что жертвами большинства терактов являются мусульмане, прежде всего гражданское население.
За восемь лет, прошедшие после события 11 сентября во всех странах были приняты меры с разным размахом в зависимости от возможностей — по предотвращению терактов. И тем не менее их число практически не сократилось, сохраняется на уровне 11-12 тысяч в год.
Что толкает людей к такому преступному безрассудству, что заставляет прибегать к мерам, которые, и это люди разумные осознают — являются крайними.
Известно, что всякое стремление навязать другим свою волю, то есть некое насилие, даже если оно продиктовано самыми добрыми намерениями, рождает противодействие, ответное насилие. Желание облагодетельствовать и поставить других на путь истинный и разумный ради их же пользы и общего добра чаще всего оказывается контрпродуктивным и оборачивается трагедией. Эта вечная истина проявляется с особой жестокостью в нашу эпоху, когда ужасающе вырос разрыв между так называемым «золотым миллиардом» и развивающимся миром, и в итоге поляризация привела к маргинализации и, как следствие, к радикализации масс людей, прежде всего значительной части молодежи с ее взрывом страстей и амбиций.
Современное общество поражено коррозией нравственных и моральных норм и больше всего страдает от дефицита справедливости. Отчаяние и бессилие противодействовать несправедливости толкает потерявших надежду на крайние меры, чтобы таким образом заявить свой протест, пробудить мировое общественное мнение, привлечь его внимание к несчастьям и страданиям огромных масс людей.
Стало очевидным, что силовым путем невозможно, не говоря уже о том, что это безнравственно, решать политические и социальные проблемы. Это со всей очевидностью подтверждает нынешняя ситуация в Ираке. Возьмет ли кто- либо на себя смелость дать анализ того, как будут развиваться события в Афганистане? Предсказания пока весьма пессимистичные. Израиль дважды пытался разгромить даже не государства, а организации — в 2006 г. Хизбаллу, на рубеже 2008-2009 гг. — ХАМАС, и эти военные операции, несмотря на очевидное военное превосходство Израиля, показали полную несостоятельность и бесперспективность силовых акций.
В сегодняшнем мировом сообществе идет быстрый процесс изменения соотношения сил, начало которого можно соотнести с распадом СССР. В последние годы, этот процесс, особенно в связи с экономическим кризисом, значительно ускорился. Это характерно, прежде всего, для крупных государств, но не только государств — но и для цивилизаций. Ученые считают, что допустимо говорить о том, что западная цивилизация прошла пик своего влияния и на авансцену выдвигаются иные цивилизации — исламская, китайская, латиноамериканская, индийская. Усиление роли этих цивилизаций, при том, что объективно они остаются слабее Запада в экономическом, военном и технологическом отношениях, проявляется наиболее выпукло в бурном демографическом росте (по данным президента американского Фонда Карнеги, при сохранении нынешних тенденций, к 2023 г. численность мусульман в мире превысит количество христиан). По мнению многих политологов, в предстоящие годы ось мировых событий будет проходить через Исламский мир. Можно признать, что ныне не только в академических кругах, но и среди политических деятелей нет расхождений по поводу того, что ислам как конфессия получает все большее распространение среди людей разных континентов, и исламский мир –Умма — становится все более влиятельной силой, порой определяющей, в мировых делах.
Ислам как вероисповедание привлекает своей нацеленностью на социальную справедливость, толерантность, терпимость к другим конфессиям (это, например, теория и практика оказания помощи нуждающимся и неимущим, забота о детях сиротах, призыв к самосовершенствованию и пр.).
Ислам является государственной религией в большинстве арабских и во многих других странах. Мусульманские общины живут практически во всех государствах планеты. Только одно вероисповедание — ислам создало межправительственную организацию, объединяющую 57 государств, и вокруг нее складывается нечто вроде «ООН» исламского мира.
В результате возросшего влияния ислама, продолжения расширения его воздействия, это вероисповедание оказалось в фокусе внимания и на острие мировых событий. В более конкретном плане это сосредоточено на арабо-израильском конфликте, перспектива справедливого разрешения которого и ныне, сожалению, выглядит весьма отдаленной. Серьезную озабоченность вызывают и будущее Ирака, (откуда в течение двух-трех лет США должны вывести свои войска), и перманентная острота ситуации в афгано-пакистанском узле, и тревожная неопределенность иранской проблемы, не говоря уже и о других горящих точках, таких как Сомали, Судан и т.п.
Пожалуй, самое важное, к чему пришли те, кто вплотную занимается проблемами терроризма, — это понимание той очевидной истины, что только карательными акциями с ними не справиться, необходим широкий набор различных, прежде всего, политических и других средств, и в первую очередь необходимо осознанно подойти к причинам этого феномена в современную эпоху.
В конце XX века Иран в ответ на концепцию С.Хантингтона выступил с инициативой диалога цивилизаций. Она нашла широкую поддержку среди членов ООН, и 2001 г. был объявлен годом «диалога цивилизаций». В этой связи важно напомнить, что 8 сентября 2001 г. был опубликован доклад Группы высокого уровня, в котором раскрывалась эта концепция. Однако в то время тогдашней администрацией США по следам событий 11 сентября была выдвинута стратегия «Войны против террора», и эта инициатива не получила должного резонанса. В 2005 г. испанское правительство, после терракта на мадридском вокзале в 2004 г. выступило с предложением о создании «Альянса цивилизаций». Окончательно эта идея была оформлена в виде испано-турецкого проекта и полностью поддержана ООН. Следует, однако, отметить, что США фактически находятся в оппозиции к этим инициативам, призванным, в первую очередь, наладить отношения сотрудничества между исламской и западной цивилизациями.
В итоге происходит пробуксовка подобных инициатив, они по существу, не получают глобального звучания. Между тем, становится все более очевидно, что без налаживания диалога и реального сотрудничества цивилизаций, культур и религий нам не удастся сохранить мир в XXI веке: ненависть способна породить только ненависть, кровь взывает к новой крови. Реальный диалог может взрасти только на почве взаимоуважения, готовности выслушать и прислушаться к иному мнению, толерантности и доброй воли. К этому, в частности, призывает доктрина Васатыи. Новые условия в мире вызывают необходимость применения новых методов, создания новых структур и институтов взамен тех, которые использовались в прошлом и выработали свой ресурс. Видимо, будет затруднительно без изменения нынешней системы международных отношений и, в частности, реорганизации ООН, продвигаться к вышеуказанной цели. К пониманию этой истины придет большинство, но пока эта идея будет пробивать дорогу на практике, мир может столкнуться уже в ближайшем обозримом будущем с очень тяжелыми и серьезными кризисами. Например, в Западной Европе, где 20-ти миллионное мусульманское население все более активно отстаивает свои права, налицо рост напряженности в межконфессиональных отношениях, и как следствие — увеличение влияния правых антииммигрантских и ряда других крайнего толка организаций. Недавний референдум в Швейцарии тому яркое доказательство.
Наша страна в силу географического расположения, протяженности и размера территории, естественного динамизма вследствие непрерывного пересечения и продвижения по ее огромным пространствам миграционных групп народов, оказывала большое воздействие на развитие всего мирового исторического процесса. Ныне открываются дополнительные возможности для более активного участия России в международных делах, ибо именно наша страна может сыграть роль своеобразного моста между цивилизациями и, прежде всего, между исламом и христианством. Это касается разных континентов, в частности Азии. Например, в Индии с численностью населения более 1 млрд., проживает около 200 млн. мусульман, В Китае по официальным данным число мусульман составляет 30 млн. человек, однако многие называют в качестве реальной цифру 100 млн.
В России на протяжении истории подчас случались некоторые трения между мусульманами и христианами, однако у нас не было пролито «большой крови», которая осталась бы в памяти народов. Более того, традиционно российское государство проводило линию на взаимодействие, сплочение населявших нашу огромную страну людей различных национальностей и конфессий.
Россия — единственное государство – постоянный член Совета Безопасности, которое уже почти 5 лет является наблюдателем в Организации Исламская конференция. Хотя Российская Федерация является светской страной, у нас при помощи и содействии государства создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который выполняет важную функцию охраны исламского наследия, содействует процессу просвещения и образования мусульман. В России проживает около 20 млн. мусульман: 15 млн. коренных граждан и 5 млн. иммигрантов, в основном из республик Средней Азии и Азербайджана. С учетом высоких темпов рождаемости в мусульманских районах России, через 10-15 лет мусульмане будут составлять четверть населения и при сохранении таких тенденций к 2050 г. их численность сравняется с количеством православных. Это логически подводит к выводу о том, что Россия может взять на себя достойную всяческого уважения миссию налаживания реального практического партнерства цивилизаций.
Позиции исламского мира и России и прежде всего их совместные подходы по кардинальным проблемам современности могут и вправе оказывать определяющее воздействие не только на ход, но и на характер и содержание мировых процессов. Разумеется, переосмысление этого в практическом плане потребует целого ряда дополнительных шагов, в частности, изменения некоторых положений и норм международного права, внесения серьезных корректив в работу общепланетарных международных организаций. Это, тем не менее, задача достижимая и благородная. Подтверждение тому сама История. На протяжении веков Российская государственность сыграла исторически уникальную объединительную роль. Российская цивилизация — это редкая полиэтническая многоконфессиональная целостность, это образование европейского стиля, но обогащенное в результате процесса диалога и взаимодействия вкладом национальных культур многих азиатских народов. Российская цивилизация это — сложившийся в силу географии сплав исторических связей русского народа с другими группами восточных славян, с народами уральской, финно -угорской группы, с алтайской(особенно тюркской), кавказской, а также с народами Евразии, Западной, Центрально-Восточной Азии, Тихоокеанской культурой. В конфессиональном плане это- взаимодействие православия с Западом: с католицизмом, протестантством, — на Юге и Востоке — с северным исламом: Поволжье, Кавказ, Дагестан, Сибирь; и северным буддизмом и ламаизмом, а также многими местными верованиями- шаманизмом, язычеством народов Крайнего севера. Современная Россия -наследник этой уникальной цивилизации.
В России, благодаря объединяющей роли русского народа, сохранилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Они сыграли историческую роль в формировании российской культуры, имеющей сложный характер и сумевшей, изменяя исторически свои политические границы, сохранять и поддерживать глубинные внутренние основы социально –культурной самобытности входящих в нее общностей. Их взаимодействие, не исключающее конфликт как форму развития, базировалось не на попытках тотально навязать свои принципы друг другу, а на сотрудничестве, прежде всего между этно-конфессиональными общностями как субъектами цивилизаций. Исторические факты хорошо известны. На протяжении веков Русь имела общие глубинные культурные истоки, коренившиеся в античных духовных и интеллектуальных традициях.
Весьма показательно, что в России, несмотря на усиленные попытки определенных кругов в последнее время, не удалось спровоцировать раскол и вражду между православными и мусульманами. Характерно также, что чеченские сепаратисты, со своей «верностью» исламу, ухитрились напасть на Дагестан, но получили отпор местных мусульман, считающих Россию своей родиной.
В последние месяцы участились призывы к активизации диалога между религиями, прежде всего, между монотеистическими. В частности, с такой инициативой в прошлом году выступил король Саудовской Аравии Абдалла, такого рода конференции вот уже несколько лет подряд проводит Катар. Россия выступила с предложением создания Межрелигиозного консультативного Совета при ООН или при ЮНЕСКО.
Общение людей различных вероисповеданий является, безусловно, положительным, но только при условии, что в ходе обсуждений, на основе добровольного понимания необходимости этого, не будет выдвигаться вопрос о том, какая конфессия является самой истинной, правильной, но во главу угла будут поставлены конкретные проекты, призванные объединять верующих перед лицом общих опасностей, угрожающих сегодня человечеству.
В практической деятельности на этом направлении неизбежно возникают трудности и препятствия. Религиозный фактор очень часто используется экстремистами в качестве прикрытия для достижения своих интересов: борьбы за территорию, прибыль, природные богатства, для этнических чисток. Следует учитывать и принимать как факт, что межконфессиональные диалоги имеют свои особенности. Но в нашем обществе налицо усиление значения религиозного фактора, и здесь важность терпимости, уважительного отношения к другим возрастает многократно.
Главное же заключается в необходимости принять за основу тезис о том, что человек иной веры не является врагом, с ним можно и должно договариваться, более того, он по сути является соратником в борьбе за утверждение нравственных идеалов, за благополучие всех людей.
К сожалению, как уже отмечалось, два общемировых проекта — Диалог цивилизаций и Альянс цивилизаций продвигаются медленно и не приносят пока ощутимых действенных сдвигов.
В создавшихся условиях было бы оправданным, чтобы Россия и исламские государства совместно рассмотрели возможность выдвижения новой инициативы – объединения всех людей интеллектуального труда, включая, разумеется, религиозных деятелей, для того. чтобы более энергично пропагандировать, отстаивать принципы терпимости и доброго отношения к людям иных вероисповеданий. Архиважно, чтобы в этом проекте в качестве учредителей с самого начала в качестве учредителей приняли участие наши американские коллеги. Думается, что для этого есть все предпосылки с учетом прежде всего, заявлений президента Барака Обама о необходимости делать акцент в своей политике на дипломатические средства и методы, добиваться политического урегулирования конфликтных ситуаций и выстроить новые конструктивные отношения с исламским миром. Присуждение новому американскому президенту Нобелевской премией мира вселяет надежды в плане более позитивных действий американской стороны.
В этой связи мы изучаем возможность развертывания нового широкого общественного движения интеллектуалов и интеллигенции, включая деятелей литературы и искусства, лиц духовного звания по осуществлению на практике идей и конкретных проектов партнерства цивилизаций. Мы предлагаем выработать коллективными усилиями приемлемые для сторон правила поведения в ХХ1 веке и положить в основу этого движения следующие критерии:
1. Терпимость и ненасилие, ненавязывание силой своих взглядов другим.
2. Признание равноценности различных гуманистических мировоззрений.
3. Осознание каждым мыслящим человеком своей ответственности за судьбы мира, нашей цивилизации.
Сегодня мир сталкивается с таким количеством острейших глобальных вызовов, что речь идет о самом выживании человечества. Нам необходимо осознать, что ныне все люди находятся как бы в одной лодке, и только объединенными усилиями возможно сохранение мира, безопасности и самой жизни на Земле. В настоящее время на нашей планете обитает до 7 тысяч этносов. Каждый за многие тысячелетия развития выработал свои формы самосознания, подчиняющиеся общей психологии этноцентризма. Но всегда были взаимозависимыми космос, природа и человек, и все люди в обществе. Современное развитие внушает некоторый оптимизм в том, что касается реального диалога между различными культурами и цивилизациями. Глобализация — это извечный естественный закономерный процессе развития, и ныне все семь тысяч этносов должны участвовать в нем не только как структура биологического вида, но как одно целое человечество, как единство противоположностей, большинство всегда было, есть и в состоянии жить друг с другом. Необходимо, чтобы это осознание всеобщей взаимозависимости получило широкое распространение. Планетарное сознание не противоположно национальному, а – высшая форма развития. Это можно проследить на примере Европейского Союза: как важно избавиться от любования собственной независимостью и вступить в отношения осознанной взаимозависимости. Подобно тому, как органично и прочно связаны все клетки организма, все органы, также зависимы все классы общества, все национальности, все государства и народы Это – общечеловеческое знание, оно основывается на главных заповедях всех религий, призывающих человека творить добро, беречь природу и все живое. Человек разумный сегодня -это, прежде всего, человек не узко национально мыслящий, а планетарного сознания. Надо выработать один язык понятий, то самое планетарное сознание, которое объединяло бы сознание многих тысяч этносов в один народ, который называется человечеством. Человек разумный, это – нация будущего.
Поэтому я предлагаю создать небольшую комиссию из 6-7 человек для того, чтобы определить состав подготовительного комитета данного движения (например, представители России, Кувейта, Саудовской Аравии, Турции, Марокко и Бангладеш).
(фото — из архива Группы)
ГСВ "Россия - Исламский мир"